СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки

Цель: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется. Любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, так как мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание – не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета; суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?

Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения без расхождения энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т.е. – движений.

Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы,туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела[11].

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Патологическая бывает нескольких видов: лордическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорции тела, но и физиологической выносливостью ребенка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.

При правильной осанке изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе – беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанки может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребенок оказывается более подверженным частым респираторным заболеваниям.

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.

При лордической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины шейного и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Нередко встречается асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковые искривления позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением опорно - двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно - двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника по фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг оси.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз – врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования. Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста ребенка постепенно включаются новые средства физического воспитания. К семи годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Упражнения для формирования и коррекции осанки (старшая группа).

« Буратино».

Цель: Формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас – Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стенке? Надоело Буратино висеть, и он решил немного размяться.

И.п. – основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1.Поднять руки через стороны вверх – вернуться в и.п. (5 – 6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед – вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5 – 6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны – вернуться в и.п. (5 -6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же – в другую сторону ( 5 – 6раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди – вернуться в и. п.; то же – с другой ногой ( 5 – 6 раз).

6. Поднять правую ногу. Согнутую в колене, потянуть к ней нос ( плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова – вернуться в и. п.; то же – левой ногой ( 5 – 6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону – вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3 4 раза).

« Веселый гномик».

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

  1. И.п. – основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 – 6 раз.

  2. И.п. – основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 – 5 раз с интервалом 40 – 50 секунд.

  3. И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 – 6 раз с интервалом в 1 -2 минуты.

  4. И. п. стойка на коленях, руки внизу; наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 – 6 раз с интервалом 30 – 40 секунд.

  5. И. п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями вверху, фиксировать положение спины – вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 – 5 раз с интервалом в 1 – 2 минуты.

  6. И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки на зад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад – вернуться в и. п. Повторить 5 – 6 раз в медленном темпе с интервалом в 1 – 2 минуты.

  7. И. п. – сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх – назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины – вернуться в и.п. Повторить 5 – 6 раз в медленном темпе с интервалом в 2 – 3 минуты.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку (средняя группа).

Основная стойка – стоя

  1. И.п. - основная стойка. Руки к плечам ( кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5 – 6 раз в каждую сторону).

  2. И.п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. Повторить 3 раза.

  3. И.п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спину. Возвращается в и.п.(повторить 3 – 5 раз).

  4. И.п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спина прямая; 5 – 6 раз каждой ногой).

  5. И.п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спина прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спиной на носках (1- 2 минуты).

  6. И.п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4 - 5 раз).

2.Сидя на коленях.

1. И.п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5 – 6 раз по 2 рывка).

2. И.п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад – 4 раза.

3 И.п. сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить – 6 раз].

Таким образом, такие комплексы не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

25.08.2015 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!