СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В научной литературе плоскостопие чаще всего рассматривается как деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов.

Стопа по данным многих исследований – это сложный сводчатый орган, выполняющий опорную, локомотивную и амортизационную функции. Она является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и, что особенно важно, изменяет положение таза, позвоночника. Это отрицательновлияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка.

Наиболее рапризнаки плоскосотпия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе, мышцах голени и бедра, пояснице. К вечеру может проявляться тоек стопы, исчезающий за ночь. В профилактике плоскостопия важную роль играет првильный выбор обуви: она не должна быть тесной или слишком просторной. По назначению обувь подразделяется на бытовую и специальную: спортивную, медицинскую (ортопедическую).

В процессе профилактики плоскостопия у детей необходимо:

  • Следить за их осанкой;
  • Обращать внимание на то, чтобы они всегда держали корпус и голову прямо;
  • следить, чтобы они не разводили широко носки ногпри ходьбе.

Мышечно – связочный аппарат ног укрепляют:

  • ежедневная гимнастика и занятия спортом;
  • ходьба босиком в теплое время года по неровной почве.

Это вызывает защитный рефлекс, «щадящий» свод стопы и препятствующий проявлению плоскостопия.

Примерный комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

Комплекс 1.

  • Катать вперед – назад мяч или скакалку – сначала одной ногой, затем другой.
  • Сидя на полу с согнутыми ногами ( пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в продолжение всего упражнения). Движения пальцев постараться подтащивать под пятку разложенное на полу полотенце или салфетку, на которой лежит какой – нибудь предмет. Выполнять поочередно каждой ногой.
  • Сидя на полу с вытянутами ногами( коление выпрямлены). Большим пальцем ногим провести по подъему другой ноги в направлении от большого пальца к колену. Сделать 3 -4 «поглаживания» каждой ногой.
  • Сидя на полу с согнутыми колениями, собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные по полу, складывать их в кучки и бзатем точно так же перекладывать из одной кучки в другую, стараясь нен уронить. Выполнятьт поочередно каждой ногой.
  • Зажав пальцами ноги карандаш, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой.
  • Сидя на полу с согнутыми колениями,стопы прижаты к полу. Прогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямить, и т. д. (имитация движения гусеницы). Выполнять упражнение 2 ногами одновременно до тех пор, пока пальцы еще могут касаться пола.
  • Сидя на полу,ноги согнуты в коленях, колени слегка разведены, поджошвы прижаты одна к к другой (в форме «кораблика»). Постепенно выпрямлять ноги до тех пор, пока есть возможность держать прижатыми друг другу и пальцы, и пятки.
  • Сидя на полу свыпрямленными коленями, описывать ступнями круги в 2 направлениях - кнаружи и кнутри.
  • Сидя на полу с согнутыми колениями (расстояние между стоящими на полу стопами около 29 см), «склонить» друг к другу согнутые ппальцы ног, а затем развести в стороны, при этом пятки должны оставаться на месте. Повторить несколько раз.
  • Сидя на полу с согнутыми колениями, не касаясь пятками пола, двигать ступнями вверх – вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  • Сидя на стуле, стопы на полу, расстояние между ними около 20 см. Сводить и разводить пятки, не отрывая от пола.
  • Захватить обеими стопами мяч и приподнять его.
  • Ходить на носках, на пятках, на наружных краях стоп; стопы держать параллельно.
  • Перекатываться с пятки на носок и обратно.
  • Ходить по ребристой доске, массажному коврику, камешкам, гальке и по воде.
  • Сжимать обеими ступнями резиновую грушу или мячик.

Комплекс 2.

Упражнения для детей при плоскостопии.

  • Зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его.
  • Сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше поднять ногами мяч.
  • Положить на пол палку и пройти по ней боком, заложив руки за голову.
  • Поднять пальцем ноги с пола носовой платок.
  • Вращать на полу мяч ногой.
  • Сидя, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши.
  • Подскоки на одной ноге, на цыпочках. В пальцах другой зажата салфетка.
  • Ходьба попеременно на насоках и пятках.

Комплекс 3. Игра «Если бы ноги стали руками».

Собрались ребята на нашем дворе

И стали придумывать: что, как и где

Надо исправить, перевернуть,

Чтоб веселее было чуть – чуть.

-Чтоб мы, ребята, делали с вами,

Если бы ноги стали руками? –

Вдруг неожиданно Мишка сказал,

Ну а Сережа его поддержал:

-Разве со скукой не справиться нам,

Если придумаем дело ногам?!

Саня взял «спицы» и начал «вязать»,

Димка – ногами «грибы собирать»,

Я на руках по песочку шагать,

Яша – ногами игрушку катать,

Мишка, улегшись у самых дверей,

Стал дирижировать «Марш глухарей».

Ваня ногою рисует портрет,

Леня же пишет отличный сонет,

Юра ногою до Солнца достал,

Ласково, нежно его приласкал.

Словно с мячом поиграл он немножко

И отпустил, - пусть бежит по дорожке.

Ну а теперь, словно сказочный веер,

Тучки по небу ногами развеял.

«Ножницы» выдумал мудрый Андрей,

Из тучек нарезал он сто кораблей.

Как это здорово – думайте сами,

И предложите руками стать ногами!

«Предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Литература: «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников». Авторы Анисимова Т. Г., Ульянова С. А., под редакцией Р. А. Ереминой.

Г.Архангельск. 2015 г.

МБДОУ №11 «Полянка»

Прялухина И.А.

06.11.2015 08:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!