СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое развитие младших школьников на уроках ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческое развитие младших школьников на уроках ИЗО.

Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и нестереотипным.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Существуют различные виды творческой деятельности.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Декоративно-прикладная:

Художественно-эстетическая

  • ИЗО
  • шитье
  • вязание
  • макраме
  • и др.
  • музыка
  • вокал
  • хореография
  • драм. театр

Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством.

По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить и о его восприятии окружающей действительности. Об особенностях памяти, воображения, мышления.

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

3. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

4. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

5. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

6. Гибкость мышления.

7. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

8. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

9. Лёгкость генерирования идей.

10. Творческое воображение.

11. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:

1. Способность рисковать.

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении и действиях.

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.

6. Богатое воображение.

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.

8. Высокие эстетические ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей .

С психологической точки зрения начальная школа является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:

- на искреннем уважении и эмфатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;

- умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

- поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми; воспитании стремления к свободе.

Условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников являются:

- возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;

- создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;

- выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;

- совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Критерии и показатели проявления детьми творческого развития, имеющие общий характер, можно объединить в 3 категории:

1. Отношение ученика к творческой работе.

- проявление интереса, эмоциональной увлеченности творческой деятельностью;

- проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки требуемого задания;

- ответственное отношение к выполнению работы, стремление довести до конца;

- проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в творческом процессе, стремление повышать уровень сложности творческой деятельности.

2. Качество поисково-творческих действий учащихся.

- проявление беглости мышления, способность выдвигать множество идей, относительно выполнения творческого задания, умение создавать большое количество поисковых вариантов;

- отсутствие ригидности, умение гибко использовать различные способы и приемы при работе;

- проявление оригинальности и нешаблонности мышления в процессе работы, создание работ с необычным сюжетом, уникальной формы;

- проявление изобретательности, фантазии, творческого воображения.

3. Выразительность и грамотность выполнения работ.

- использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма и композиции;

- целостность работы;

- использование выразительных качеств художественного материала.

Можно выделить 3 уровня сформированности творческого развития (высокий, средний, низкий).

У школьников с высоким уровнем творческого развития был сформирован устойчивый интерес к урокам труда и изобразительного искусства. Как правило, эти учащиеся были уверены в своих творческих силах, не удовлетворялись простыми заданиями, стремились повышать уровень сложности работы. Они не избегали трудностей, возникающих в процессе работы, а самостоятельно их преодолевали. Младшим школьникам с высоким уровнем сформированности творческого развития были присущи решительность и настойчивость, способствующие высокой результативности их творческой деятельности. Дети ответственно относились к работе, старались выполнять как можно более грамотно и достичь при этом выразительности.

Учащиеся со средним уровнем сформированности исследуемого качества личности отличались ответственностью, исполнительностью, стремлением выполнять все требования учителя. Но характерными чертами этих детей являлись нерешительность, неуверенность в себе, несамостоятельность, снижающие их творческую активность. При выполнении задания они почти не проявляли собственной творческой инициативы и были зависимы от руководства извне, ожидая помощи или поправок от учителя. Процесс работы постоянно прерывался сомнениями. Дети были чрезмерно требовательны к своей работе, нередко переделывали ее, допуская в ней многочисленные исправления и коррекции. При выполнении задания они были старательны, терпеливы, но даже при напряженной работе эти учащиеся не всегда добивались успешного результата.

Учащиеся с низким уровнем творческого развития не проявляли интерес к урокам труда и изобразительного искусства, часто скучали, отвлекались, разговаривали на уроке, безответственно подходили к выполнению задания, оставляя работу незаконченной. Школьники этого уровня развития не проявляли творческой инициативы, стремились к наиболее “легким” способам решения задания. Сталкиваясь с трудностями, они претендовали на помощь со стороны учителя и товарищей. Какой-либо творческий поиск отсутствовал.

Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства.

Не так уж много дисциплин, на которых можно уделить внимание эстетическому и художественному развитию, воспитанию чувств. Искусство обладает огромной си­лой, которая воздействует на человека. Им можно лечить, учить думать и размышлять, оценивать поступки, творить, воспитывать и вдохновлять. Программа «Изобразительное искус­ство и художественный труд» Б.М. Неменского, по которой я работаю, нацелена на формирование оценочного суждения учащихся о жизни, себе, людях, на приобщение их к русской художественной культуре и культуре наро­дов других стран. С помощью искусства мы, школьные учителя, можем «сеять» разум­ное и доброе. Искусство не может воспи­тать человека равнодушного, слабого.

Одной из главных целей преподавания становится задача развития у учащихся ин­тереса к внутреннему миру человека, а так­же осознание своих внутренних пережива­ний. На уроках изобразительного искусства мы имеем возможность говорить о красивых и некрасивых поступках, о добре и зле, об отношении человека к природе, к пожи­лым людям, животным, об отношении к ис­кусству, т.е. формировать внутренний мир детей средствами искусства. На уроках ис­кусства мы можем передавать опыт наших предков детям и делать их наследниками тех духовных ценностей, которые доста­лись нам от предыдущих поколений. А что­бы это произошло, нужно сформировать ус­тойчивый интерес к урокам изобразитель­ного искусства, тягу к познанию искусства и творчества.

Реализация методических целей и задач на уроках.

Как сделать урок изобразительного искус­ства для учащихся значимым, таким же, как и «основные» уроки? Как преодолеть мне­ние некоторых педагогов, что урок изобра­зительного искусства должен занимать не второстепенное, а свое, не менее почетное, место в ряду других школьных предметов?

На каждом уроке необходимо поддер­живать атмосферу увлеченности. Это зави­сит и от личности учителя, его живого сло­ва, умения интересно преподнести матери­ал.

Очень важный момент — подготовка учителя к уроку. К каждому уроку заранее необходимо готовиться. Подобрать нагляд­ный материал; слайды, календари, репро­дукции; найти интересные сведения о жиз­ни художника (или мастера-прикладника) и его времени. Момент восприятия должен содержать интересные познавательные све­дения. Слайды нужно подбирать очень тща­тельно, их должно быть немного, но хороше­го качества. Выстраивать драматургию зри­тельного ряда следует по нарастающей. Са­мый последний слайд должен вызвать радость, удивление, эстетическое наслажде­ние, так как эстетическое переживание сти­мулирует к творчеству.

Работа с разными материалами помогает выявлять способ­ности учащихся. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Ра­ботая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выра­зить свои мысли и чувства на бумаге. Формулировка темы урока должна интриговать учащихся. Вместо «Сегодня будем рисовать на тему «Весна» говорю: «Сегодня мы отправляемся в чудесное царство королевы Весны».

В конце урока проводим кол­лективное обсуждение работ и отмечаем са­мые удачные из них. Отметить успехи конкретных учащихся и всех похвалить за активное участие на уроке. Учащиеся по-новому видят свой рисунок, по-другому его оценивают. Их переполняет чувство гордости за свое творчество. Чтение стихов и отрывков художественных произведений создает оп­ределенный эмоциональный настрой, помо­гает учащимся увидеть мир по-иному, развивает у них воображение, активизирует творческий процесс. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность при­роды помогает увидеть волнующую пре­лесть цветущих яблонь, зеленых лугов, бе­лоствольных березок или пережить приход весны. Возьмем, например, отрывок из сти­хотворения «Весна»:

Весна, весна! Как воздух чист,

Как ясен небосклон! Своей лазурита живой

Слепит мне очи он. Весна, весна!

Как высоко взревев, река несет

На торжествующем хребте поднятый ею лед.

Всего-то несколько строк, а перед нами встает зримый образ природы. Мы слышим мощный рев реки, чувствуем свежесть ве­сеннего ветра, ощущаем глубину неба, яр­кость солнца, торжество природы. Стихи помогают учащимся передать настроение в творческой работе.

Уроки не должны проходить скучно и однообразно. В начале каждого урока стараюсь настроить учащихся на встречу с чем-то необычным, увлекательным. Начальная школа также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Развитие творческой активности младших школьников и ее влияние на их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя основывается:

- на искреннем уважении и эмфатическом понимании учащихся и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития творческой активности младших школьников;

- умении тонко и деликатно обращаться с младшими школьниками, следовать природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;

- поощрении в развитии способности учащихся быть самостоятельными, ответственными людьми; воспитании стремления к свободе.

Условиями, обеспечивающими эффективность развития творческой активности младших школьников являются:

- возможность овладения школьниками опытом самостоятельной разнообразной для них деятельности через использование тренинго-игрового метода в учебном процессе;

- создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды;

- выстраивание образовательного процесса, как процесса взаимодействия индивидуального, уникального учителя и индивидуального, уникального ученика;

- совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение приобретает мировоззрение и компетентность педагога в воспитании творческой личности с учетом ее индивидуальности.

Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь.

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка;

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до “потолка” своих возможностей;

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередование дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.

5. Умная доброжелательная помощь (но не подсказка) взрослых;

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями, со стремлением к познавательной деятельности. Необходима усиленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на познавательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате не достигают высокого уровня развития.

14.03.2018 16:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!