СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие творческих способностей младших школьников в условиях малокомплектной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях малокомплектной школы

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.

Учитель в малокомплектной школе работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов.

Число учащихся в малокомплектной школе небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать и домашние условия детей. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.

Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.

Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно решают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.

Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т. е. заранее выделить так называемые зоны особого пед. внимания.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение - это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия.

Младший школьный возраст - очень благоприятный период для развития творческого воображения. Но передо нами встала задача: что необходимо изменить в учебном процессе, чтобы задания, способствующие развитию творчества, давались детям не от случая к случаю, а находились в определенной системе?

Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.

Критерии творческой активности учащихся:

  • психологические задатки,
  • способность к концентрации внимания.
  • интеллект.
  • память, воображение.
  • личностный статус.
  • мотивация достижений.
  • привычки.
  • притязания.
  • талант.
  • устремлённость.
  • цели и ценности ребёнка (здоровье, материальные блага, общение). Знания, умения, навыки формируются у ребёнка в результате его собственной деятельности, психической активности. Задача учителя -это система педагогических воздействий, направленная на формирование у всех учеников способности на новые способы деятельности, потребности к познанию. Необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа их работ: область творчества, степень творчества, уровень самостоятельности, степень отличия от работ других учеников (оригинальность), по практической пользе и использованию полученного продукта. Уровень развития у учащихся творчески личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и в конце учебного года с помощью наблюдений, тестирования, анализа образовательной продукции ученика. Степень развития качества ученика оценивают по параметрам: креативные качества, когнитивные и оргдеятельные. Развитие способностей ребёнка определяется содержанием, формами и методами его обучения и воспитания. Отсюда вытекают задачи образования на 1 ступени (начального звена). 1. Создание прочной базы знаний учащихся по предметам базисного плана. 2. Формирование положительного отношения к учению (мотивационная готовность к продолжению образования в основной школе). 3. Создание для каждого ребёнка условий, в которых он мог бы максимально проявить и развить свои склонности, способности, задатки при постоянном стимулировании творческой активности. Успешность обучения ребёнка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Это готовность основных психических сфер ребёнка (мотивационной, волевой, умственной, социальной), зрелость неречевых функций (зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения), ну и, конечно, одним из основных компонентов умственной готовности ребёнка к школе является достаточно развитая речь и моторика пальцев рук. На всё это обращаем внимание при подготовке ребёнка к школе. 1 ступень обучения формируется за счёт: - занятий в дошкольном учебном учреждении “Солнышко”; - занятий в подготовительном классе; - психолого-педагогической диагностики “Школьная зрелость”; - дальнейшего обучения в начальных классах (1-4). Включение детей в учебную деятельность предполагает развитие таких мыслительных действий, как анализ, рефлексия, планирование. Способность анализировать свой способ действия, обращаясь к его существенному основанию (рефлексия), является необходимым условием успешности обучения школьников через решение учебных задач. Приступая к планированию урока, нужно начинать с главного – с выбора точной дидактической стратегии, которая была бы направлена на развитие духовного потенциала ребёнка. Учебный план школы модели «Экология и диалектика» предусматривает введение факультативного курса развития творческого воображения в начальных классах. Так возникла идея создания отдельного курса «Фантазеры». Уроки фантазирования проводятся 1 раз в неделю, но упражнения и задания творческого характера могут быть использованы на любом из уроков в начальной школе. Программа факультативного курса «Фантазеры» представлена в Приложении.

    Приложение

    Факультативный курс «Развитие творческого воображения» («Фантазеры») составлен как дополнение к предмету «Окружающий мир» и рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).

    Задачи и упражнения, составляющие факультативный курс, помогут учить детей творить, чтобы они могли думать необычно, оригинально, смело; видеть то, мимо чего часто проходили не замечая; любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

    Цель предлагаемой системы задач и упражнений - помочь формировать у школьников умение фантазировать, развить их творческое воображение.

    Программа рассчитана на три года обучения.

    1-й год обучения Задачи:

    1. Развивать у детей тягу к необычному, непознанному.

    2. Формировать умение фантазировать.

    3. Учить видеть и изображать окружающий мир по-своему.

    4. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

    Результаты 1-го года обучения

    Учащиеся должны знать:

    - основные особенности и отличия каждого времени года;

    - основные группы растений;

    - основные группы животных;

    - сходство и различие растений и животных;

    - сходство и различие орнаментов и бордюров;

    - элементарные сведения о строении человека.

    Учащиеся должны уметь:

    - наблюдать, делать умозаключения, фантазировать;

    - различать времена года по основным признакам;

    сравнивать и сопоставлять предметы;

    - составлять симметричные композиции;

    - составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему.

    2-й год обучения Задачи:

    1. Развивать творческие способности детей.

    2. Учить детей не только применять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе новые (для ребенка) образы и образные ситуации, передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения.

    Результаты 2-го года обучения Учащиеся должны знать:

    - связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;

    - основные этапы круговорота воды в природе;

    - элементарные сведения о климате;

    - элементарные сведения о трех состояниях веществ.

    Учащиеся должны уметь:

    - сравнивать предметы;

    - писать сочинения (15-20 предложений) на данную тему;

    - выполнять рисунки и аппликации по теме;

    - составлять двустишия;

    - наблюдать, делать умозаключения, фантазировать.

    3-й год обучения Задачи:

    1. Развивать детскую фантазию.

    2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, языковое чутье.

    3. Учить сочинять загадки, сказки, рассказы.

    Результаты 3-го года обучения

    Учащиеся должны знать:

    - что такое город;

    - крупнейшие страны и города;

    - глобус, карту и условные обозначения к ним;

    - элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды, планеты Солнечной системы).

    Учащиеся должны уметь:

    - составлять загадки разных видов;

    - выполнять аппликации из геометрических фигур;

    - составлять и разгадывать изученные шифры;

    - писать сочинения (20-25 предложений) на предложенную тему;

    - наблюдать, фантазировать.

    Терминологический минимум: фоторобот, хаос, орнамент, бордюр, симметрия, фантастика, шифр.

    Результаты творческой работы младших школьников

    Изготовление поделок; выполнение рисунков, аппликаций; творческие сочинения.

27.11.2017 23:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!