СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие творческих способностей младших школьников в условиях малокомплектной школы
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении.
Учитель в малокомплектной школе работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной подготовленности, по учебным программам разных классов.
Число учащихся в малокомплектной школе небольшое, поэтому учитель имеет возможность в течение урока опросить каждого ученика, лучше изучить индивидуальные особенности детей. Хорошо знать и домашние условия детей. При меньшем числе учеников меньше затрачивается времени на проверку тетрадей.
Учащиеся старших классов имеют больше возможностей для оказания помощи младшим, так как они ежедневно в одно и то же время находятся в одной классной комнате.
Преодолевая трудности и используя положительные стороны при одновременной работе с несколькими классами, учителя малокомплектных школ успешно решают учебно-воспитательные задачи, стоящие перед школой.
Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т. е. заранее выделить так называемые зоны особого пед. внимания.
Мышление, позволяющее воспринимать мир в его целостности и многообразии, творческое воображение - это основа для развития личности, творчества как отношения к нашей прекрасной и изменчивой жизни. И совершенно очевидно, что чем раньше мы заложим эту основу в наших детях, тем полнее и интереснее сложится их жизнь, жизнь людей нового столетия.
Младший школьный возраст - очень благоприятный период для развития творческого воображения. Но передо нами встала задача: что необходимо изменить в учебном процессе, чтобы задания, способствующие развитию творчества, давались детям не от случая к случаю, а находились в определенной системе?
Процесс, творчества разделяют на два этапа: этап определения проблем и этап поиска их решения. По словам психолога Матюшкина основу творческой активности составляют те принципы воспитания личности и мышления, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека.
Критерии творческой активности учащихся:
Факультативный курс «Развитие творческого воображения» («Фантазеры») составлен как дополнение к предмету «Окружающий мир» и рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).
Задачи и упражнения, составляющие факультативный курс, помогут учить детей творить, чтобы они могли думать необычно, оригинально, смело; видеть то, мимо чего часто проходили не замечая; любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.
Цель предлагаемой системы задач и упражнений - помочь формировать у школьников умение фантазировать, развить их творческое воображение.
Программа рассчитана на три года обучения.
1-й год обучения Задачи:
1. Развивать у детей тягу к необычному, непознанному.
2. Формировать умение фантазировать.
3. Учить видеть и изображать окружающий мир по-своему.
4. Приобщать детей к красоте окружающего мира.
Результаты 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные особенности и отличия каждого времени года;
- основные группы растений;
- основные группы животных;
- сходство и различие растений и животных;
- сходство и различие орнаментов и бордюров;
- элементарные сведения о строении человека.
Учащиеся должны уметь:
- наблюдать, делать умозаключения, фантазировать;
- различать времена года по основным признакам;
сравнивать и сопоставлять предметы;
- составлять симметричные композиции;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему.
2-й год обучения Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Учить детей не только применять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе новые (для ребенка) образы и образные ситуации, передавать в рисунке свое настроение, чувства, ощущения.
Результаты 2-го года обучения Учащиеся должны знать:
- связь смены дня и ночи и времен года с вращением Земли и ее обращением вокруг Солнца;
- основные этапы круговорота воды в природе;
- элементарные сведения о климате;
- элементарные сведения о трех состояниях веществ.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать предметы;
- писать сочинения (15-20 предложений) на данную тему;
- выполнять рисунки и аппликации по теме;
- составлять двустишия;
- наблюдать, делать умозаключения, фантазировать.
3-й год обучения Задачи:
1. Развивать детскую фантазию.
2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, языковое чутье.
3. Учить сочинять загадки, сказки, рассказы.
Результаты 3-го года обучения
Учащиеся должны знать:
- что такое город;
- крупнейшие страны и города;
- глобус, карту и условные обозначения к ним;
- элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звезды, планеты Солнечной системы).
Учащиеся должны уметь:
- составлять загадки разных видов;
- выполнять аппликации из геометрических фигур;
- составлять и разгадывать изученные шифры;
- писать сочинения (20-25 предложений) на предложенную тему;
- наблюдать, фантазировать.
Терминологический минимум: фоторобот, хаос, орнамент, бордюр, симметрия, фантастика, шифр.
Результаты творческой работы младших школьников
Изготовление поделок; выполнение рисунков, аппликаций; творческие сочинения.
© 2017, Маяцкая Инна Анатольевна 745