СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума

Нажмите, чтобы узнать подробности

В первой части лекции о теориях и концепциях обучения мы говорили, что при проектировании обучающих средств и материалов, которые помогают пройти учащимся путь от запоминания до создания «нового» знания, нам необходимо ответить на самый главный вопрос – зачем (для чего) учить? – вопрос о цели обучения! И как проверить, достигаются ли поставленные учителем цели?

Этими вопросами задавался еще в 50-х годах XX века профессор педагогики Чикагского университета Б. Блум (Benjamin Bloom), который, в частности, определил 3 сферы обучения: познавательную (когнитивную), эмоциональную (аффективную) и психомоторную. Он также установил, что каждая из этих сфер характеризуется восходящим порядком сложности.

Рассмотрим предложенную Б. Блумом таксономию образовательных целей, изложенную в работе «Таксономия образовательных целей: Сфера познания».

Таксономия обеспечивает иерархию образовательных целей, охватывающих когнитивную область, которая описывает уровни человеческого мышления и вытекающие отсюда задачи обучения. Согласно теории Б. Блума, цели обучения напрямую зависят от иерархии мыслительных процессов, таких как запоминание (remembering), понимание (understanding), применение (applying), анализ (analizing), синтез (evaluating) и оценка (creating).

Заметим, что таксономия Б. Блума – это попытка представить различные мыслительные процессы как иерархию, в которой каждый уровень зависит от способности учащегося работать на этом уровне или уровнях, ниже его. Например, чтобы учащийся мог применять знания, он должен иметь соответствующую информацию и обладать ее пониманием.

Учитель должен помочь своим ученикам пройти через каждый уровень таксономии, предлагая выполнить задачи, сформулированные с помощью определенных глаголов.

Группа американских психологов – специалистов по проблемам когнитивной и экспериментальной психологии, работавших в 1995–2000 годах под руководством Л. Андерсона и Д. Кратволя, предложила обновленную версию Таксономии Б. Блума. Рассмотрим ее.

1. Запоминать. Извлечение, воспроизведение, узнавание и выборка выученной информации из памяти.

Содержание деятельности ученика: узнает, повторяет, описывает, называет и пр.

Примеры типов вопросов: Кто, что, где, когда, как…? Что такое…? Верно ли, что.?

2. Понимать. Способность формировать собственное знание из образовательного концепта путем интерпретации, объяснения на примерах, классификации, обобщения, умозаключения, сравнения и объяснения.

Содержание деятельности ученика: интерпретирует, объясняет, описывает, приводит примеры и пр.

Примеры типов вопросов: Почему вы считаете…? Что означает…? С чем можно сравнить…? Какова основная мысль…?

3. Применять. Использовать изученный концепт либо в знакомой, либо в новой ситуации, применяя знания, полученные в классе, на практике.

Содержание деятельности ученика: решает, конструирует, демонстрирует и пр.

Примеры типов вопросов: Как это связано…? Какие примеры можете привести для…? Что будет, если…?

4. Анализировать. Разделение материала или концепции на составляющие, понимание разницы между ними.

Содержание деятельности ученика: сравнивает, выделяет, выбирает и пр.

Примеры типов вопросов: Какой вывод можно сделать…? Какие основания вы предлагаете для классификации…? Какие части или особенности…?

5. Оценивать. Научиться делать суждения о ценности идеи или материала.

Содержание деятельности ученика: критикует, сравнивает, описывает, оспаривает и пр.

Примеры типов вопросов: Согласны ли вы, что…? Что вы думаете о…? Какие критерии вы используете для оценки…?

6. Создавать. Соединение известных элементов в функциональное целое для создания нового; реорганизация элементов в новую модель и т. д.

Содержание деятельности ученика: генерирует, собирает, строит и пр.

Примеры типов вопросов: Какие идеи вы можете добавить в…? Что произойдет, если вы объедините…? Как можно иначе решить возникшую проблему…?

07.03.2022 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!