СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение модели обучения «перевернутый класс» для формирования функциональной грамотности учащихся в процессе изучения иностранного языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.В. Гуркова (г. Горки, Беларусь)

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач. Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока по английскому языку включает:

•овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью;

•способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации;

•умение самостоятельно формулировать проблему;

Учителю предстоит создавать условия для личностного развития ученика как субъекта образовательного процесса и знать:

  • зачем учить
  • чему учить
  • как учить

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Современный учитель, шагающий в ногу со временем, ежедневно задаётся вопросом, как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджетов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике технологии «Перевёрнутый класс».

"Перевернутый класс" - подразумевает, что вместо традиционного домашнего задания учащиеся смотрят видео лекции в сети, то есть самостоятельно проходят тот материал, который должны были бы пройти в классе. А на уроке вместе с учителем выполняют практические задания, закрепляя теоретические знания. Иными словами, дома учащиеся выполняют классную работу, а в классе — домашнюю, перевернув тем самым процесс обучения.

Зачем учителю переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие ряда проблем, с которыми учитель сталкивается в ежедневной работе с учащимися?

  • Пассивность учащихся. Отсутствие инициативы, желания самостоятельной деятельности.
  • Роль учителя. Учитель по-прежнему занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на уроке. Увы, в Web 2.0-х условиях в таком учителе уже нет необходимости.
  • Наличие технологий и средств ИКТ. Большое количество цифровых средств и веб-инструментов уже не "намекает", а открыто "указывает" на необходимость изменения сложившейся веками учебной ситуации.
  • Неэффективная зубрежка. Для большей части учителей фактором успешного усвоения материала учащимися служит пересказанная или переписанная выученная наизусть информация.
  • Качества и умения 21 века (критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная грамотность; медиа грамотность; грамотность в ИКТ; инициативность и самостоятельность и др.)

Возникает вопрос: учитывает ли учитель, выстраивая традиционный урок, что у учащихся должны быть сформированы вышеперечисленные компетенции?

Со студенческих лет все педагоги хорошо знакомы с образовательными целями: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Иерархия этих образовательных целей была определена на основе таксономии мыслительных операций, которую разработал американский психолог Бенджамин Блум ещё в 1956 году. Этот список когнитивных процессов иерархически организован, начиная с самого простого, припоминания знания, до наиболее комплексного, состоящего в выработке суждений о ценности и значимости той или иной идеи.

На обычном уроке учитель успевает дать новые знания, проверить понимание на основе элементарных упражнений и задать домашнее задание. Более высокие и самые сложные продуктивные уровни усвоения знаний чаще остаются на дом, либо вообще не применяются. Получается, то что легко, ученики выполняют в школе, а сложные задания на классификацию, систематизацию и прочее им приходится разбирать самостоятельно без поддержки.

Возможно ли успешное формирование этих качеств на традиционном уроке? Если смотреть с позиции таксономии Блума при применении модели обучения «Перевёрнутый класс», отдавая на домашнее изучение новую тему, учитель получает возможность организовать на уроке активные формы обучения, которые будут направлены на практическое решение заданий сложного уровня и формирование современных компетенций обучающихся. На уроке освобождается время для большей самостоятельной продуктивной деятельности обучающихся.

Как это работает? Учитель при помощи специальных электронных программ записывает лекцию, размещает её на доступном классу ресурсе, делает рассылку ученикам. К материалу может прилагаться небольшое задание для того, чтобы ученик сам мог себя проверить. Место, время, темп и количество просмотров обучающего видео учащийся определяет сам, дополнительные вопросы можно задавать учителю на сайте класса. В классе на уроке происходит отработка нового материала, с которым дети уже познакомились дома. Преимуществом технологии «Перевёрнутый класс» является возможность организовать работу на уроке так, чтобы мотивированные сильные учащиеся могли идти дальше, а у учителя освобождается время на работу с менее мотивированными учениками.

Отличительные особенности «перевернутого класса»:

- Вовлеченность учащихся в процесс обучения. Очевидно, что для осмысленного обучения необходима активная позиция обучаемого.

- Учитель как фасилитатор. Перевернутое обучение предполагает изменение не только роли ученика, но и роли учителя. Его роль, по-прежнему, важна и является главной, но она становится “невидимой”.

- На уроке освобождается время для обсуждения, размышлений, решения проблем. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Это говорит о том, что «перевернутый класс» способствует индивидуальному подходу в обучении.

- Контент - это ресурс, а не отправная точка. Благодаря современным технологиям коллекции лекций (видео, интерактивы, учебные материалы, тесты для самопроверки) доступны каждому в интернете.

Преимущества «перевернутого» обучения

- Индивидуальный подход

- Вовлеченность учеников

- Навыки для взрослой жизни (компетенции)

- Обучение вне аудитории

- Дополнительное свободное время

Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам, уважаемые коллеги. Но можно с уверенностью сказать: «Попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому!».

Школа должна подготовить учеников к овладению иностранным языком в автономном режиме. Автономное овладение предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятельностью:

  • самостоятельно инициировать её;
  • ставить адекватные цели и задачи;
  • находить необходимые средства;
  • оценивать результаты;
13.02.2019 22:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!