СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль психолого-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольное образование является первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности. Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое. Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-педагогический консилиум (далее ППк). В образовательном учреждении психолого-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.

Цель консилиума – является обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения. ППк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 г. №27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника.

Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-педагогическом консилиуме». Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе его родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании Договора между Учреждением и родителями (законными представителями). Участниками ППк являются: заместитель заведующего, педагог-психолог, учитель – логопед, учитель – дефектолог, воспитатели и другие педагоги. Заместитель заведующего является председателем консилиума, организует деятельность ППк, а так же:

- информирует членов ППк о предстоящем заседании не позже чем за 14 дней до его проведения;

- организует подготовку и проведение заседания ППк;

- ставит в известность родителей (законных представителей) и специалистов ППк о необходимости обсуждения проблемы ребенка;

- контролирует выполнение решений ППк;

- готовит необходимую документацию для проведения ППк, оформляет протоколы.

Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:

Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 3 раза в год по заявленной проблеме). Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума. Вопросами плановых консилиумов могут быть такими:

1 младшие группы - проблемы адаптации к ДОУ;

Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.

Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.

Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ, уровень развития.

Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума. Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:

первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка/характеристика либо заключение, которое предоставляется на ППк;

второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка;

третий этап - контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов.

Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка. Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы: не нарушающие их права на конфиденциальность; формируются доступным и понятным педагогу и медику языком. Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству. По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки. Какую информацию предоставляет каждый участник консилиума для общего обсуждения

Воспитатель предоставляет на консилиум:

- результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;

- педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;

Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.

Педагог-психолог, учитель – логопед, учитель - дефектолог представляют на консилиум:

- результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);

- результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;

- результаты обследования самих детей.

Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке заместителя заведующего и содержательной помощи психолога.

Заместитель заведующего:

- собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;

- разрабатывает схему проведения консилиума.

Результатом работы ППк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку. Участники консилиума оговаривают: какого рода помощь требуется ребенку или группе детей (например: направить на консультацию на областную ПМПК); какую развивающую работу желательно осуществлять с ним; какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения; какую работу могут взять на себя участники консилиума; какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели; что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ. Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными - педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.

Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документапротокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию (ПМПК), пишется коллегиальное заключение.

- Коллегиальное заключение ППк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Копия коллегиального заключения ППк выдается родителям (законным представителям) воспитанника на руки или направляется по почте.

- Коллегиальное заключение ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

- Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ППк или ПМПК в зависимости от выявленных проблем у ребенка.

Психолого-педагогический консилиум является подразделением психолого-педагогической службы и позволяет:

● объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;

● составить программу индивидуального развития ребенка;

● распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.

Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ППк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

Категория: Логопедия
29.03.2021 14:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!