СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Решение открытых задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уже в следующем учебном году нам предстоит столкнуться с реализацией ФГОС 2 в основной школе…

-  как надо изменить себя?

-  какими пользовать методиками?

-  как вести урок?

Пытаясь найти информацию в Интернете,  в этой «массе изобилия» мое внимание привлек сборник методических материалов «Организация образовательного процесса в современной школе» Института развития образования Свердловской области, где в пилотном режиме уже введены и реализуются  ФГОСы  2 поколения. И какого же было мое удивление, когда среди методических рекомендаций для конструирования уроков я обнаружила ссылку на книгу Анатолия Александровича Гина «Приемы педагогической техники». Объясню причину моего удивления. Глубоко уверовав то, что ФГОСы – это что-то новое и неизвестное – страшно их боялась, но оказалось, что «новое – это хорошо забытое старое». Еще 13 лет назад, на тот момент случайно, я купила книгу того самого А. Гина. И, как советует автор в предисловии, читала ее и подряд и в разбивку, как справочник, используя ее как безграничную копилку педагогических идей. Эта книга для учителя,  который хочет, чтобы на уроках было интересно и ему, и детям, но при этом не имеет времени отыскивать жемчужное зерно в лавине педагогической литературы.

         Конечно,  не стоит рассказывать о содержании книги, я остановлюсь на одной, теперь уже фгосовской, идее.

Решение открытых задач.

Вначале давайте ответим: какие задачи мы решаем?

Ответ прост — мы решаем те задачи, решению которых нас научили. Школа учит решать закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. Шаг влево, шаг вправо от утвержденного способа решения (а значит, и мышления!) — снижение оценки.

— в отличие от закрытых задач, на которых строится вчерашнее и сегодняшнее образование, открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ. Близкие понятия: нестандартная задача, творческая задача.

Закрытые задачи встречаются только в школе. В жизни им места почти не осталось.  С закрытыми задачами успешно справляются станки с программным управлением, компьютеры и прочие полезные приспособления.

          Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью школы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников.

  Цитата: Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Школа, конечно, повернется лицом к открытым задачам. Но сначала попробуем разобраться, какие они бывают.

Я приведу несколько примеров открытых задач:

Однажды англичане заметили в тумане –

Известно , что у англичан на островах всегда туман,-

Но, несмотря на это, заметили, что летом растет пшеница гуще там,

Где проживает больше дам, почтенных старых леди,

Что больше всех на свете заботятся о кошках…

Подумай-ка немножко –

 

И вот загадка решена. Ответ у ловкого кота:

Мышей переловил давно, а мыши что едят? – Зерно.

Цепочку разглядишь не сразу. На то наука есть и разум.

А вот задачка из социальной географии:

Фирма «Рибок» (США), выпускающая спортивную обувь (кроссовки), построила филиалы в Таиланде и на Тайване. Основное место сбыта продукции - крупные американские и европейские магазины. Но вот проблема: не столь сознательные, как их американские коллеги, рабочие предприятий стали расхищать обувь с целью перепродажи. Руководство фирмы нашло интересный выход из положения: теперь на Тайване производят только правый ботинок, а в Таиланде - левый. По парам же их раскладывают в США или Европе, непосредственно на местах продажи.

Не будем очередной раз обвинять школу... Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Школа, конечно, повернется лицом к открытым задачам. Но сначала попробуем разобраться, какие они бывают.

         Все помнят Архимеда и его открытие… А вот похожая задачка

Условие такой задачи допускает несколько истолкований. 

Задача «Кирпич в ванне»  В ванну с водой бросили кирпич. Как изменится уровень воды в ванне?  Ситуация, описанная в задаче, неоднозначна и распадается как минимум на три:

— уровень воды в ванне низкий, вода не покрывает кирпич;  — уровень воды таков, что она будет при погружении кирпича переливаться через край;  — уровень воды «обыкновенный»;

Теперь мы получили три задачи, каждая из которых имеет свое решение. Учащийся сам дополняет условие необходимыми для численного расчета данными (плотности воды и кирпича, геометрические размеры...). Сильный ученик может провести более глубокий анализ ситуации, учесть, хотя бы качественно, как повлияет на ответ капиллярность кирпича. Или разобраться с легким — легче воды — кирпичом (например, из пенопласта).

Если не устали еще несколько биологических задачек .

Чего зайцу не жалко?

В процессе эволюции у многих животных выработалось средство спасения от врагов. Ящерица легко расстается с хвостом, а кузнечик — с ногой. Осьминог предлагает врагам щупальце, как плату за жизнь. У зайца на вооружении тоже есть похожее средство страхования жизни. Догадайтесь, какое? Ответ  У зайца тонкая шкура. Тонкость ее имеет оборонное значение. Прихватит волк или лисица косого за бок, он рванется посильнее, шкура легко порвется, и заяц убежит. Там, где кусочек шкуры вырван, не выступит ни кровинки, рана быстро зарастет новой кожей и шерстью. Вот такая автотомия! 

В продолжение о зайцах…(с последнего урока краеведения) Зачем зайцу большие уши?  Орган терморегуляции. Что делает заяц, когда холодно?

 

Где брать открытые задачи? Для меня первоисточник  книга А. Гина и сайт Лаборатория образовательных технологий, серия книг «Проверьте свои знания». Можно организовать активный поиск, т.е. искать интересные факты науки и техники и брать их за основу таких задач.

В заключении мне хочется сказать,

  •  что в одиночку нельзя изваять творческую личность – в подобном режиме должны работать все учителя школы.
  • Учитель должен уметь удивляться сам, только тогда он сможет находить открытые задачи для конкретной аудитории.
  • Открытые задачи – это только одна песчинка в море разнообразных дидактических приемов, которые доступны творческому педагогу!

 

Категория: Всем учителям
11.01.2015 22:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!