СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и практика решения творческих задач на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестерова Ю.П., учитель

ГБОУ школа №569 Невского района

Санкт-Петербурга

«Теория и практика решения творческих задач на уроках технологии».

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать»

Л.Н.Толстой

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает качество учебных знаний и развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Последнее время сложился устойчивый стереотип о том, что технология – предмет второстепенный и унылый. Это далеко не так! На мой взгляд, это один из жизненно важных школьных предметов. На нем девочки учатся готовить, шить, рукодельничать, наводить чистоту в доме, следить за бюджетом семьи, то есть заниматься тем, из чего в той или иной степени состоит жизнь женщины – хранительницы очага, хозяйки дома, матери. Они учатся трудиться.

Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности учащихся и ее поддержание в течение всего периода занятий по технологии. Это далеко не простая задача.

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс-это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Целью моей педагогической деятельности является – развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, а в итоге ребенок вырастает в интересную, неординарную личность. А это уже путь в инициативные, предприимчивые и компетентные специалисты. Тем самым уроки труда с установкой на созидание подготавливают учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, способствуют безболезненной адаптации в жизни по окончании школы. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. На основе этого я ставлю перед собой такие задачи, как:

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развить навыки созидания, самореализации;
  • разработать систему уровня сложности творческих заданий с учетом подготовки учащихся

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Развивать творческие способности можно и нужно на уроках технологии.

На моих уроках у детей есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.

В своей деятельности я предлагаю различные творческие задания: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках - это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность.

Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии я создаю проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Моя работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.

В ходе своей работы на уроках технологии я столкнулась с проблемами:

  • отсутствует внутренняя мотивация к деятельности или ученик работает по шаблону (выполняет задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию);
  • ребенок не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания свойств текстильных волокон в своей жизни);
  • испытывает страх перед практической деятельностью (отказывается работать на швейной машине, за электрической плитой).

Решая данные проблемы, я вывела для себя ряд факторов, обеспечивающих успех. Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Я работаю с детьми с 1-го по 11-й класс и привлекаю к участию в кружках, выставках, экскурсиях, к работе на пришкольном участке. Здесь важно сформировать желание трудиться с интересом, с охотой, узнавать новое. Бережно отношусь к желанию работать самостоятельно, инициативно, с верой в себя. Во-вторых, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинетах. В классе эстетически продуманное оформление: стенды с таблицами, технологическими картами, работами учащихся и учителя, в большом количестве ухоженные цветы. Обеспечены всем необходимым рабочие места (современные швейные машины, электрическая плита и т. д.), в наличии наглядные пособия, раздаточный материал, а так же материл для творчества, которым можно пользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценного детского труда, на урок дети идут с радостью. В-третьих, обеспечить на уроке психологически комфортную атмосферу, проявить уважительное отношение к каждому ученику, добиться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Использую эффект «синдрома справедливости»: класс видит, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов поддержать творческие проявления, а не критикует необычные идеи, помогает ему избежать неодобрительной оценки со стороны одноклассников. Улучшить организацию моей работы помогает соблюдение некоторых правил: Служить примером для подражания. Учителю необходимо самому профессионально демонстрировать приемы работы, выставлять работы на выставках. Поощрять сомнения. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения. Разрешать делать ошибки. Ученик не должен боятся рисковать, боятся думать независимо. На уроках необходимо избегать резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят. Поощрять разумный поиск. Позволяя своим ученикам рисковать, и даже поощряя их в этом, учитель может помочь им раскрыть свой творческий потенциал. Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая учащимся задания, необходимо объяснить, что от них ожидают не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Готовить к препятствиям. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, трудности, отстаивать свое мнение, добиваясь признания. Повысить мотивацию к творческой деятельности помогает использование такого продуктивного метода как метод проектов. Но, если дети не занимались раньше по этому методу в начальной школе, они будут испытывать большие трудности, а для учителя это еще и потеря времени. В своей работе я сначала использую упражнения на развитие навыков проектирования. Выполнение тематических упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой — получить определенные знания, навыки и умения. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения, но, как правило, они небольшие по объему. Выбор упражнений следует делать с учетом возраста учащихся и их индивидуальных особенностей. В каждом упражнении указываю, какой характер будет носить деятельность учащихся (индивидуальный или групповой), какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуются для его выполнения. При подборе заданий важно учитывать их актуальность, значимость и практическую полезность. Несколько примеров. В 5-ом классе даю учащимся задание придумать свою форму нарезки овощей, свой рецепт приготовления бутерброда и т.п.

Творческие способности хорошо проявляются при оформлении блюд.

Для развития творческого мышления использую на уроке самые разнообразные методы: например придумать сказку «Как получают ткань?», составить рассказ о применении ткани по картинкам и т.п.

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету, и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания.

- составление кроссвордов ;

- сочинение сказок или стихотворений, о каком-либо объекте;

- изготовление аппликаций из различных видов ткани;

- сбор и оформление коллекций ручных и машинных швов;

- выполнение практических заданий, минипроектов;

- выполнение рисунков.

В разделе «Конструирование и моделирование» даю такие задания: смоделировать фартук для себя, для мамы, для бабушки. Варианты могут быть разными: с нагрудником и без, из однотонной ткани и ткани с рисунком, с использованием отделки, фартук повседневный и нарядный. В данной конкретной деятельности приобретаются и знания и опыт творчества. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняется учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. Все выполненные упражнения, а это есть творческие работы, поступают и пополняют копилку работ, которые со временем можно использовать: так, вышивка идеально впишется в проект по интерьеру или для оформления швейного изделия, как карман фартука. Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект - это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”. Особое внимание на занятиях уделяю групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, эмоциональной притягательности, взаимопонимания, доверия, уважения, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества. Проекты выполняем по наиболее оптимальному и отработанному плану: 1. Определение потребности и краткая формулировка задач. 2. Набор первоначальных идей. 3. Проработка одной или нескольких идей 4. Изготовление изделия 5. Испытание и оценка. Уроки нашего предмета – это уроки жизни. Этот школьный предмет дает девочкам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, все разделы и темы идеально подходят для творческого проектирования. Так, в прошлом году 10-й класс с увлечением работал над проектом: «Интерьер жилого помещения». Проект по данной теме - важный проект конструирования, проектирования и моделирования предметного мира на основе практических и эстетических данных и направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. Учащиеся собирали и обрабатывали информацию, создавали варианты планировок и макетов, элементы декорирования и т. д. В ходе работы над проектом объективно возникла необходимость исследовательской деятельности: собранный материал сопоставлялся и анализировался, находились связи и закономерности. Работа настолько захватила ребят, что они стали несколько раз меняли варианты линолеума, штор, портьер, т. к. каждый доказывал группе свои доводы. На данном этапе своей работы, создав условия, четко следуя сформулированным правилам, я добилась усиления роли учащегося в управлении собственной учебно-познавательной деятельности. Только в практической деятельности формируются способности, они не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности. Велика радость творчества. Это поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию.

Поэтому в своей работе я опираюсь на основные принципы, современных образовательных задач с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в учебно-познавательную деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идет и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: я предлагаю ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и, в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребенка.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыт творческой деятельности.

Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.

Такая работа благоприятно отразилась и на успеваемости, и на качестве усвоения знаний.

Мои ученицы с удовольствием принимают участие в дистанционных, творческих, проектно-исследовательских конкурсах и добиваются высоких результатов.

Заключение

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1) Творческие задания выполняются в условиях комфортной образовательной среды, когда ребенок чувствует себя раскрепощенно, свободно, у него есть право выбора.

2) Трудно творить без определённого запаса знаний. Собственное творчество детей помогает прочнее усваивать и запоминать теоретические сведения.

3) Легче решается проблема мотивации, дети сами проявляют желание творить.

4) Положительным моментом является то, что творческие работы привлекают внимание детей, которые не блещут знаниями по другим предметам, здесь они открываются с положительной стороны.

5) При систематическом использовании творческих заданий обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.

6) Открываются большие возможности для совместного творчества учителя и ученика. При этом ведущим становится понятие сотрудничества, сотворчества, а дети являются полноправными участниками образовательного процесса.

Список литературы:

  1. Никитин, Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин. — М., 2002.
  2. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. — М., 1998.
  3. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание старшеклассников / О. П. Котикова. — Минск,200
  4. Шмаков, С. А. Культура — досуг — ребенок / С. А. Шмаков. — М., 2011
Категория: Технология
09.05.2021 14:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!