СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие творческих способностей учащихся. План работы с одарёнными детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если школьника с первого класса подготовить к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».

Р. Дж.Стернберг

План работы

С одарёнными учащимися

МАОУ «СОШ № 119»

На 2013-2014 учебный год

Г.Пермь

Пояснительная записка

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, по иностранному языку… Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, подведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются. Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.

Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…

Цель:

  • Создание необходимого потенциала организационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития интеллектуальных возможностей учащихся, их творческих способностей;
  • исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

  • разработка комплекса мер по развитию интеллектуальных способностей учащихся;
  • выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их познавательных, творческих способностей;
  • активное включение учащихся в процесс самообразования, саморазвития и самоопределения;
  • организация проектной деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения;
  • проведение мониторинга познавательных и творческих способностей.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, конкурсам, выставкам, консультации по возникшим вопросам;
  • Участие в общероссийских, районных и школьных олимпиадах, конкурсах, проектах по различным предметам;
  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих кружков, спортивных секций по интересам;
  • Проектная деятельность учащихся;
  • Использование современных средств информации (Интернет, электронные энциклопедии);
  • Создание детских портфолио.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством образовательного учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы.

Основные направления работы.

  • Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;
  • Методическое обеспечение работы с одаренными детьми;
  • Мероприятия по работе с одаренными детьми;
  • Работа с родителями

Мероприятия

сроки

результат

ответственные

Работа с педагогами

1

2

3

4

Диагностика одаренности и творчества учащихся

октябрь- ноябрь

изменения в банке данных одаренных учащихся

психолог, учителя-предметники, классные руководители

Интегрированные уроки

в течении года

развитие интеллектуальных способностей учащихся

учителя-предметники

«Одаренный ребенок: удача или проблема»

ноябрь

информация для учителей по работе с одаренными учащимися

Замахаева Н.В.

Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся.

октябрь-декабрь

развитие познавательных, творческих способностей; проведения мониторинга познавательных и творческих способностей; организация проектной деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения;

учителя-предметники, классные руководители

Работа с учащимися

Предметные недели

в течение года

самообразование, саморазвитие и самоопределение учащихся, развитие познавательных, творческих способностей

учителя-предметники, классные руководители

Участие в предметных олимпиадах

октябрь-декабрь

самообразование, саморазвитие и самоопределение учащихся, развитие познавательных, творческих способностей

учителя-предметники, классные руководители

Участие в предметных Интернет- олимпиадах и конкурсах

в течение года

самообразование, саморазвитие и самоопределение учащихся

учителя-предметники, классные руководители

Консультации по предметам (при подготовке к олимпиадам и конкурсам )

в течение года

самообразование, саморазвитие и самоопределение учащихся

учителя-предметники

Написание реферата, проекта

октябрь-декабрь, февраль - июнь

Подготовка к научно – практической конференции

учителя-предметники

Сроки

Мероприятия

Ответственные

результат

сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2012/2013 учебный год, составление базы одаренных детей.

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

Работа совместно с психологом по работе с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся по необходимости в течение года).

Ярунина А.В.

Ярунина А.В.

Константинова Н.В.

Ярунина А.В.

выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях нгауки

октябрь

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад.

Проведение школьного тура предметных олимпиад.

Конкурсы и олимпиады младших школьников.

учителя-предметники

учителя-предметники

ноябрь

Проведение районных предметных школьных олимпиад.

учителя-предметники

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

декабрь

Продолжение участия в предметных районных олимпиадах.

учителя-предметники

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

январь

Выставка детского творчества.

Защита школьных проектов проектной деятельности учащихся 1-11 классов.

Анализ результатов школьных и районных олимпиад.

учителя-предметники,классные руководители

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

февраль

Участие в научно–практических конференциях среди школьников 8-11 классов.

учителя-предметники

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

март

Цикловое родительское собрание

Масленица

Классные руководители

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

апрель

Ярмарка знаний

Подготовка фестивалю детского творчества

учителя-предметники

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

май

Тематические мероприятия посвященные Дню победы

Классные руководители

самообразования, саморазвития и самоопределения учащихся

17.03.2015 09:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!