СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить
и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В.А.Сухомлинский
Система нашей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
Портрет одарённого ребёнка
Выделяют три категории одаренных в умственном отношение детей :
-дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Условия успешной работы
Учитель должен быть :
научной и творческой деятельности
В начале года составляется план работы МО с одаренными детьми. Затем каждый учитель составляет план работы на свой класс.
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Исполнители |
1. |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций |
Регулярно |
Зам. директора по УВР |
2 |
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей |
Ежегодно |
Учителя начальной школы |
3 |
Организация проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсе «Зерде» |
Ежегодно |
Учителя 1-4 классов |
4 |
Участие младших школьников в международных конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно», «Британский бульдог» и др. |
Ежегодно |
Учителя 2-4 классов |
5 |
Участие младших школьников врайонных, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах, смотрах разных уровней |
Ежегодно |
Метод совет, зам по УВР |
6 |
Составление диагностических карт на одаренных детей |
Системат. |
Классные руководители 1-4 классов |
7 |
Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми |
Ежегодно |
Зам. директора по УВР |
8 |
Освещение результатов работы с одаренными детьми в прессе |
Регулярно |
Учителя начальной школы |
9 |
Развитие одаренных детей в процессе внеурочной деятельности |
Ежегодно |
Учителя начальной школы |
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ГКУ СШ № 7
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п |
Мероприятия |
Дата |
Ответственные |
1. |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. |
в течение года |
Зам. директора по УВР |
2. |
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. |
в течение года |
Психолог Учителя 0-4 классов |
3. |
Создание списка данных по одарённым детям СШ № 7 |
сентябрь |
Зам. директора по УВР, Руководитель МО |
4. |
Проведение работы с родителями одарённых детей. |
в течение года |
Учителя начальных классов |
5. |
Выступление учителей, успешно работающих с одарёнными детьми, на совещаниях при директоре и педсоветах. |
в течение года |
Зам. директора по УВР, учителя |
6. |
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. |
в течение года |
Учителя начальных классов |
7. |
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. |
октябрь |
Прядко Е. П., учителя начальных классов |
8. |
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Британский бульдог» и др. |
в течение года |
Учителя начальных классов |
9. |
Участие в районных олимпиадах младших школьников по русскому языку и математике. |
март |
Учителя начальных классов |
10. |
Участие в дистанционных олимпиадах по русскому языку, математике, литературе, познанию мира. ОБЖ |
2 полугодие |
Учителя начальных классов |
11. |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с ыработкой рекомендаций. |
январь-апрель |
Методсовет |
12. |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. |
в течение года |
Учителя 1-4 классов |
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Наверное, у каждого учителя есть свои методы и приемы в работе с одаренными детьми. Оригинальное построение урока (урок-викторина, урок- путешествие, урок-игра и др), новизна приемов ( работа в парах, групповая работа) – очень важные факторы для работы с одаренными детьми и способствуют повышению качества обучения.
Подбирая задания для домашней работы, одаренным детям предлагаю самим составить задания для соседа по определенной теме или задания по выбору.
Презентация «Дятел»
Большой интерес у таких детей вызывают и задания, связанные с составлением ребусов, кроссвордов, шарад. (Кроссворд “Глагол»)
БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».
Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.
Фразеологизм:
ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.
Пословицы и поговорки:
Берёзой обогреешься, а не оденешься.
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
Каковы берёзки, таковы и отростки.
– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.
– Прочитайте тему урока.
Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».
Склонение – изменение имен существительных по падежам
На уроках русского языка и математике детям, которые успешно усвоили материал, я даю карточки с более разнообразными заданиями
4-2-1 КАРТОЧКА №1 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Масса кенгуру 130 кг, это на 100 кг меньше, чем масса буро медведя.
Какова масса бурого медведя?
№2 Самой большой скоростью обладает голохвостый стриж. Его скорость 170 км/ч, а скорость голубя - на 120 км/ч меньше. Какова скорость у голубя?
№3 Заяц может пригнуть в длину на 3 м, кенгуру - на 20 м больше, чем заяц, а барс - на 8 м меньше, чем кенгуру. На какую длину может пригнуть барс?
4-2-1 КАРТОЧКА №2 Ф.И. ____________________________________________
Реши задачи.
№1 Самой скорой среди рыб является тихоокеанский парусник. Его скорость - 109 км/ч, это на 8 км/ч больше, чем скорость самого быстрого животного - гепарда. Какова скорость у гепарда?
№2 У волка - 42 зуба, у медведя - столько же, а у ежика на 6 зубов меньше, чем у лисицы. Сколько зубов у ежика, если у лисицы столько зубов, как и у медведя?
№3 У лебедя на теле около 25000 перьев (из которых 20 тыс. - на голове и шее), у воробьев - на 22000 меньше, а у некоторых колибри на 2000 перьев меньше, чем у воробьев. Сколько перьев у колибри?
Карточка № 1 (4-2-9) Ф.И. ____________________________________________
Папа купил мне цветные карандаши. Я решил нарисовать нашего к.тёнка Ваську. Он спал в уг.лке на пушистом к.вре. Я взял чистый лист бумаги и сел за стол. К.тишка проснулся. Он выб.жал во двор и спрятался в кустах. Как мне его рисовать?
Какой совет ты дашь мальчику?
___________________________________________________________________________
Какие безударные гласные пропущены в словах? Устно подбери к ним проверочные слова. Выдели корни. Над прилагательными обозначь род.
Карточка № 2 (4-2-9) Ф.И. __________________________________________
В сонной тишине,
И горят снежинки,
И стоит берёза
В золотом огне.
С. А. Есенин
__________________________________________
__________________________________________
Переставь строчки так, чтобы получились стихи. Запиши стихотворный текст. Поставь в словах ударения. Подчеркни безударные гласные. Над прилагательными обозначь род.
Индивидуальные занятия еще одна из форм работы с одаренными детьми. Как известно, в наш «компьютерный» век родителям просто не хватает времени для общения с ребенком. Ребенок одаренный, как сказано выше, требует к себе повышенного внимания. Проводя индивидуальные занятия в своем классе, я даю возможность ребенку не только проявить себя, но и просто пообщаться с учителем, рассказать о находках и проблемах.
Факультативные занятия немало способствуют развитию творческих способностей и интереса к определенному предмету.
Одной из форм организации работы на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются школьные декады. При проведении школьной декады начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере. Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей.
Проекты неизменно вызывают у таких учащихся заинтересованность, они выполняют их с особым желанием, в большой степени используя интернет ресурсы, энциклопедии, словари и другую литературу. Основной миссией учителя считается развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
В конкурсе «Зерде» были подготовлены 4 проекты «Цветочные часы», «Чудесный напиток», «Фруктово-ягодная азбука» и «Мороженое. Польза или вред?» (Презентации)
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложности — от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение анализировать, комбинировать и т. д.— все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена,— длительный процесс. Поэтому и начинать ее нужно как можно раньше.
Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько умение оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоззрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослыми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успешному социально-психологическому развитию.
Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости.
Необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
© 2017, Прядко Елена Петровна 728