СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие связной речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связная речьэто смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей друг другом. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Как вы думаете, почему мы говорим именно о связной речи? А может речь быть несвязной? Может. Иногда читая сообщение в интернете, невозможно понять, что имел в виду собеседник, когда писал. Речь может быть несвязной по двум причинам: человек не до конца понимает, что он говорит, либо он понимает, но не может выразить мысли надлежащим образом.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание.

Связная речь — это единое по смыслу и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Связная речь, по меткому выражению Ф.А.Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

Основная функция связной речи — коммуникативная, то есть речь предназначена для общения или как мы сейчас говорим, для коммуникации. Она осуществляется в двух основных формах—диалоге и монологе.

Диалогическая речь - первичная естественная для человека форма языкового общения, классическая форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Для диалога типично использование шаблонов, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, часто употребляемых, прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые шаблоны облегчают ведение диалога.

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства, умение говорить эмоционально, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность; связность монолога обеспечивается одним говорящим. Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения. Для этого дети должны овладеть целым рядом умений: - умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос, сообщение, дополнение, просьба, предложение и т.д.); - умение беседовать на различные темы, поддерживать разговор на предложенную тему, не отвлекаться от нее, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора; - умение говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательным тоном; - владение разнообразными формулами речевого этикета, употребление их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых); - умение использовать мимику и жесты; - умение общаться в паре, группе из 3 -5 человек, в коллективе.

Как вы думаете, как мы с вами будем развивать диалогическую речь детей? С помощью каких методов и приёмов? Прежде всего, общаясь с детьми в повседневной жизни. Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. Главным в общении являются понимание, признание, принятие личности ребенка. Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Разговоры с детьми могут быть преднамеренными (планируются воспитателем заранее) и непреднамеренными (возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов).

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых ситуациях. Воспитателем предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить, либо сами дети описывают ситуацию и коллективно рассуждают, отыскивая её решение. И, конечно же, беседа. Беседа — целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К.Д.Ушинский отмечал, что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос — значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей монологическим формам речи. Методы и приемы развития монологической речи: 1. Пересказ – это связное изложение прослушанного ребенком художественного произведения. Виды пересказа: - подробный или близкий к тексту, - краткий или сжатый, - выборочный, - с перестройкой текста (от лица разных героев, в силу своей сложности, проводится только в подготовительной к школе группе) - с творческими дополнениями (дети придумывают отдельные эпизоды, начало, концовку). 2. Рассказ – это самостоятельное описание какого-либо факта, явления или события. Виды рассказов: 1) Рассказывание по игрушкам: а) Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. б) Сюжетные рассказы (повествования): - рассказ по набору игрушек — связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. - рассказ по отдельной игрушке — связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя — данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания.

2) Рассказывание по картине. В формировании умений описывать картины и составлять рассказы-повествования используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов. Предметные картины — на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные); располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом; наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия. Виды рассказов детей по картине. 1. Описание предметных картин — связное последовательное описание изображенных на картине предметов, животных, их качеств, свойств, действий, образа жизни. 2. Описание сюжетной картины — описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего дается и описание, и сюжет. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин. По существу ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец. Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии: — на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; — вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую, каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; — дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать (закрепляется представление о композиции рассказа). 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине. Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

3) Творческое рассказывание. Словесное творчество — наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Особенности творческого рассказывания в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на свой прошлый опыт, облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку; точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. 4) Связные высказывания типа рассуждений. Рассказы основаны на доказательной речи с употреблением сложноподчиненных предложений и союзов потому что, так как и др. 5) Обучение детей рассказыванию по памяти (из опыта). Различают два вида рассказов из опыта: - рассказы из личного опыта («Как я помогаю маме дома», «Как я учился кататься на велосипеде» и т. п.; - рассказы из коллективного опыта («Как мы веселились у Новогодней елки», «О нашей экскурсии в детскую библиотеку», «О нашем кролике Яшке», «О смешном случае» и др.) Большое влияние на развитие речи детей оказывает речь окружающих его взрослых: воспитателя и родителей. В связи с этим к речи воспитателя предъявляются особые требования. Прежде всего, она должна быть неторопливой, спокойной. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Следует помнить; что усвоение интонационной стороны речи происходит на основе подражания. По содержанию речь педагога должна быть простой и доступной для понимания ее детьми. В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка: и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный путь.

Источник

Категория: Логопедия
14.11.2022 10:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!