СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей раннего возраста. Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ранний возраст является самоценным возрастным этапом развития ребенка. В этот период особое место занимает эмоциональное общение взрослого с малышом, которое становится важнейшей предпосылкой становления вербальных, то есть речевых форм коммуникации. Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте: от 1 года до 3 лет. Именно в этот период ребёнка нужно научить самостоятельно пользоваться словами, стимулируя его речевую активность.

Речевое подражание – воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.

Главная цель – сформировать у ребёнка речевое подражание. Это одно из главных условий, благодаря которому у ребёнка развивается речь. Качество речи на этом этапе не важно, важно поощрять любое речевое проявление. Если ребёнок начал повторять за взрослым - это крайне важный момент, т.к. ребёнок превращается из неговорящего в плохо- говорящего и у него формируется главный механизм, на основе которого можно производить обучение речи: подражание, ребёнок начинает повторять за взрослым.

Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит – ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. Развитие у ребенка раннего возраста речевого подражания требует соблюдения ряда условий: Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт с малышом, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.

Необходимо помнить, что речь формируется по принципу условных рефлексов, т.е. для закрепления речевого звука, возгласа, звукосочетания, слова необходимо многократное повторение. Если в какой-то ситуации речевая реакция появилась, то эту ситуацию нужно повторять чаще для закрепления речевого проявления. Избегаем слов «скажи, повтори», которые могут вызывать негативизм. Проводим вызывание, стимулирование речи в игровых ситуациях, придерживаясь алгоритма деятельности, описанного выше: сначала взрослый даёт речевой образец, стимулируя повторение, затем, если получилось и ребёнок дал желаемую реакцию, отрабатываем сопряжённое проговаривание, после – закрепляем возможность произнести звук, слово по речевой инструкции (просьбе) взрослого. Во время занятий на этом уровне специалист использует особый речевой режим: взрослый сам задаёт вопрос, делает короткую паузу, давая возможность ответить ребёнку, затем чётко, с протягиванием гласных даёт правильный ответ. Например, как Аня плачет? – Ааааа. Аня, не плачь! Аня опять плачет. Как она плачет? И т.д.

На этом этапе велики роль родителей или других близких людей. Ещё раз напоминаем о необходимости многократного повторения всех игровых ситуаций и чёткого речевого сопровождения.

Стимулирование речевого подражания в виде эмоционально-аффективных восклицаний, сопровождающих эмоционально-насыщенные ситуации, моделируемые взрослым в игре, действиях с предметами: ай, ой, бах и т.д. Взрослый моделирует игровые ситуации (при строительстве башни из кубиков – бах, авария с машинами – бух, кукла упала прятки- ку-ку и т.д.), которые сопровождаются нужными речевыми реакциями. Закрепление возгласов при многократном проговаривании (драматизации) стихов. «У медведя дом большой! – Ой, ой, ой, ой! А у зайки –маленький! – Ай, ай, ай, ай! …».

Вызывание речевых звуков в процессе игровых ситуаций. ААА – плачет девочка; ууу – воет волк, летит самолёт, едет машина.

Вызывание речевых реакций в любой форме с помощью ритмических видов деятельности. Прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: прыг-скок, прыг-скок; при катании на игрушечной лошадке или качелях: качи-кач, качи-кач и т.д.

Стимулировать попытки повторять слова или кусочки слов за взрослым при чтении коротких детских стихов. Ритмизированные формы речи в виде детских стихов очень полезны для стимуляции речевого развития, поэтому стихи нужно читать как можно чаще. При чтении хорошо знакомых ребёнку стихов в конце строчки сделайте паузу, поощряя ребёнка повторить слово или слог. Даже если не получается с первой попытки, нужно продолжать это делать.

Вызывать речевое подражание при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка –Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутеева и т.д. Их нужно не читать, а рассказывать своими слова, эмоционально, добавляя возгласы и реплики в диалог героев. Можно разыгрывать эти сказки с помощью фигурок настольного театра. Например, при разыгрывании сказки «Репка» взрослый изображает сам и вместе с ребёнком, как дед тянет репу. Тянет- потянет, тянет-потянет, не получается, давай бабу звать: Баба, иди сюда! Будем репу тащить! Кто это идёт? Баба, баба идёт, давай репу тащить, по-мо-ги! И т.д.

Все слова проговариваются медленно с протягиванием гласных, по несколько раз.

Стимулировать речевую активность на материале звукоподражаний, используя фигурки животных, птиц и обыгрывая их в процессе игровых действий. Это задание нужно планомерно отрабатывать, добиваясь повторения звукоподражаний от ребёнка и закрепления этих речевых проявлений. Необходимо составить список звукоподражаний и в процессе игр найти то, которое легче всего даётся для произнесения ребёнку и отрабатывать, буквально заучивать другие.

Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп: - животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу; - инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук (молоток), бом-бом (колокол), ду-ду (дудочка) и т.д. - транспорт: ту-ту (поезд), чух-чух (поезд), би-би (машина) и т.д. - шумы: кап-кап (дождь), топ-топ и т.д.

Категория: Логопедия
05.04.2024 11:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!