СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Игры и упражнения. Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.

Сформированный грамматический строй речи – непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи – одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений.

Развитие грамматического строя речи – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и других педагогов), но, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи.

«Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: собака – собачка, мяч – мячик.

«Из чего?» Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; например: сумка из кожи – кожаная, карандаш синего цвета – синий.

«Длинный или короткий?» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление их в речи. например: У зайца длинные уши, а у медведя короткие. У лисы длинный хвост, а у зайца короткий. У медведя короткий хвост, а у белки длинный.

«Слова наоборот» Цель: обогащение словаря словами-антонимами, употребление в речи. например: светло – темно, зима – лето, белый – черный, грустить – веселиться.

«Лови и бросай, и цвета называй» Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными. например: красный – мак, огонь, флаг; оранжевый – апельсин, мяч; желтый – цыплёнок, одуванчик.

«Чья голова / хвост / лапа?» Цель: учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Например: У коровы голова – коровья; хвост кошки – кошачий; лапа зайца – заячья.

«Кто кем был?» Цель: закрепить падежные окончания. например: Мы конечно, не забыли, Кем ещё вчера мы были. Цыплёнок – яйцом; лошадь – жеребёнком; дуб – жёлудем; рыба – икринкой.

«Кто кем будет?» Цель: закрепить падежные окончания. например: яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой; мальчик – мужчиной; гусеница – бабочкой; головастик – лягушкой.

«Какой? Какая? Какое? » Цель: учить образовывать прилагательные и согласовывать их с существительными в роде, числе, падеже. например: яблоко какое? – круглое, сладкое, ароматное, желтое, спелое карандаш какой? – зеленый, деревянный, острый.

«Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные. например: платье мамы – мамино.

«Фантастический зверь» Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений. например: я придумала зверя: у него павлиний хвост, лисья голова, ослиные уши и т.д.

Категория: Логопедия
09.03.2023 20:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!