СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Добрый день уважаемые коллеги, рада вас видеть в преддверии нового учебного года, хочу пожелать вам доброго здоровья, благополучия, творческих успехов.

Чтобы этот учебный год прошел в спокойной рабочей обстановке необходимо подготовиться психологически и морально настроиться на работу.

Верным оказался прогноз авторов проекта по введению ФГОС «Учитель - это самый трудный предмет при переходе на ФГОС», поскольку мы столкнулись с технологической и психологической неготовностью педагогов к переходу на новые стандарты.Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя (воспитателя), определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.Психологическая готовность к инновационной деятельности - целостный психологический феномен представляющий единство когнитивного (знание инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности пр.) и деятельностного компонентов.Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС

-упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

-недостаточная готовность педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС;

-традиционный подход к проведению, анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

-принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).

Рекомендации педагогическим работникам по предотвращению возникновения синдрома эмоционального сгорания:

  1. определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания;
  1. использование тайм-аутов. Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны тайм-ауты, т.е. отдых от работы и других нагрузок. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься, найти занятие, которое было бы увлекательным и приятным;
  1. овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию;
  1. профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб. Вообще, сотрудничество дает ощущение более широкого мира, чем тот, который существует внутри отдельного коллектива. Для этого существуют различные курсы повышения квалификации, всевозможные профессиональные, неформальные объединения, конференции, где встречаются люди с опытом, работающие в других системах, где можно поговорить, в том числе и на отвлеченные темы;
  1. избегание ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком уж большое стремление к преодолению создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным, что способствует, в свою очередь, возникновению синдрома эмоционального выгорания;
  1. эмоциональное общение. Когда специалист анализирует свои чувства и ощущения и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс не так явно выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы сотрудники организаций в сложных рабочих ситуациях обменивались мнениями с коллегами и искали у них профессиональной поддержки. Если работник делится своими тревогами с коллегами, желающими слушать, те, вероятно, могут найти для него разумное решение возникшей проблемы;
  1. содержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом

существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального выгорания.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности.

Психологическая готовность к профессиональной психолого-педагогической деятельности предполагает отрефлексированную направленность на работу с другими людьми, мировоззренческую зрелость человека, широкую и системную профессионально-предметную компетентность, а также коммуникативную, дидактическую потребности и потребность в аффилиации.

Включаемость в профессиональную деятельность. Включаемость в работу психолога предполагает активное взаимодействие с другими людьми. Характеризуется легкостью и адекватностью установления контакта с другим человеком, умение следить за реакциями собеседника, умение слушать и слышать, а также получать удовольствие от общения.Считается, что для того, чтобы человек был готов к выполнению определенной деятельности нужны знания, умения, навыки, определенный интеллектуальный уровень (операционный компонент), настроенность и решимость совершить соответствующие действия (мотивационный компонент). По этому поводу, В.Н. Дружинин отмечает, что реальные достижения индивида в деятельности определяют именно личностные качества, его настойчивость, увлеченность, особенности темперамента.

Низкая степень психологической готовности к деятельности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов и тех требований, которые предъявляются ситуацией. Психологическая готовность к деятельности изначально и включают дополнительные психические резервы личности. После того, как определены причины, вызывавшие данные состояния личности, может отмечаться ситуативное включение человека с целью коррекции отдельных действий, состояний и программ. Высший уровень (необходимый и достаточный) психологической готовности личности к профессиональной деятельности может быть отмечен как способность планировать течение собственной профессиональной жизни и осуществлять контроль и регуляцию профессиональной деятельности, основываясь на анализе собственного состояния, структуры профессиональной деятельности, ее результатов, сверяя их с профессионально заданными образцами.

Как же без знания детской психологии, психологии общения,

без осознания себя, как педагога,

со всеми достоинствами и недостатками идти на урок.

Приходя в школу в 1 класс школы, ребёнок начинает новую жизнь. Теперь у него появился новый статус: «Он - ученик». К тому же в первые недели ребёнок находится во власти новых впечатлений, эмоций как положительных так и отрицательных. Так же можно добавить большую внушаемость, неадекватную реакцию на так называемые «мелочи жизни», школьной жизни, проблемы, связанные с врастанием в детский коллектив, Учтя всё это, становится ясно, насколько непросто строится его воспитание и даже образование. Тем более что ребёнок попадает под власть авторитета не только родителей, но и учителя. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л.И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся игре мотиву “стать взрослым и реально осуществлять его функции” (Д.Б. Эльконин).

Настроиться и понять индивидуальность проявления детей – очень важная задача для дальнейшего бесконфликтного общения с детьми и для их психологического развития. Современная школа ждёт учителей с достаточно высоким уровнем профессиональной и психологической подготовки. Учитель начальной школы сегодня должен не только вести урок, используя всевозможные современные технологии, но и фиксировать изменения в психологическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные возможности, своевременно выявлять причины различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе, преодолевать отклонения в интеллектуальном развитии школьников, оказывать психологическую помощь в решении конфликтных ситуаций.

Закончив педагогические училища, институты и другие образовательные учреждения, мы изучали психологию и педагогику, но порой этого недостаточно. Поэтому учитель – это не только преподаватель данных наук, а и психолог, и оратор, и логопед и даже артист. Бывают неординарные психологические ситуации на уроках, переменах, классных часах, внеклассных мероприятиях, где приходится быть и мамой, и сестрой и близким товарищем. Только через такие небольшие «хитрости» можно понять ребёнка, помочь ему раскрыть свою душу, добиться полного взаимопонимания.

Я считаю, что учитель не должен стесняться признавать свои ошибки, тогда и дети, беря пример с учителя, будут открытыми и честными. Например, учителю не должно быть стыдно попросить прощение или извиниться перед детьми за то, что вы задержались на начало урока. Глядя на учителя, ребята будут стараться быть честными, откровенными и дисциплинированными. Не стоит учителю показывать своё плохое настроение, ведь дети ответят тем же. Психика ребёнка очень ранима, их легко обидеть, но трудно снова добиться взаимопонимания, помнить об этой простой истине нужно ежеминутно. Не секрет, какие мы, преподаватели, такими и вырастут наши ученики. Не всегда, но очень часто они, дети, стараются быть похожими на человека, который у них пользуется авторитетом. А стать авторитетным преподавателем не так уж и легко!

Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа - важнейшее звено в этой работе, а нам – преподавателям не стоит забывать правила и советы психологов.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ФИЛИПА ЗИМБАРДО:

  • Признайте свои сильные и слабые качества и сформулируйте соответствующие цели саморазвития.
  • Решите, что для вас более ценно и какой вы хотите видеть свою жизнь
  • Постарайтесь понять и простить тех людей, которые заставили вас страдать, или не оказали помощи. Простите самому себе свои ошибки и заблуждения. Не возвращайтесь к прошлому. Подумайте об успехах, пусть и небольших.
  • Не позволяйте себе утонуть в переживаниях вины и стыда, это не поможет добиться успеха.
  • Ищите причины своего неуспеха в объективной ситуации, а не в недостатках собственной личности.
Категория: Всем учителям
12.10.2015 14:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!