СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность в доу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность в ДОУ

Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.

Развитие образовательных учреждений предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме. Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

В переводе с английского innovation означает инно­вация, нововведение, новшество, новаторство. Но так ли это? Новшество — это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведе­ние — изменение технологии, в т.ч. и ее усложнение. А инновация — это что-то абсолютно новое, но абсо­лютно нового технического или технологического ре­шения практически не существует, т.к. изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако слово это устойчиво вошло в наш деловой лексикон. Но теперь мы знаем реальное значение слова инно­вация.

Введение в действие Федеральных государственных требований к струк­туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориенти­рованной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.

Инновации в образовании

Следует отметить, что развитие образования подчи­нено закономерностям цикличной динамики. Ключе­вую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Характерным является снижение длительности жизненного цикла образовательного «про­дукта», увеличения скорости смены технологий, мето­дов и средств обучения и воспитания. Конкуренция за­ставляет ОУ постоянно обновлять учебные планы и про­граммы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся внешним и внутренним требованиям. Во многом это зависит от их восприимчи­вости к инновациям, способности быстро обновлять и со­вершенствовать образовательный процесс.

Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функциониро­ванию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития об­разования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем. Педагогическая система яв­ляется частным понятием по отношению к более обще­му понятию — образовательная система. Педагогиче­ская система ДОУ включает в себя следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги и воспитатели; воспитанники.

К инновациям относятся управляемые процессы созда­ния, восприятия, оценки, освоения и применения педагоги­ческих новаций и новшеств. В этом случае речь может идти об инновационном потенциале сотрудника ДОУ, его готовности к восприятию и внедрению нововведений, и инновацион­ном потенциале целого коллектива, о факторах, влияющих на инновационную деятельность и сам процесс управления нововведениями. Поэтому педагогические инновации носят характер непрерывной научно-исследовательской деятельно­сти, педагогического поиска, в отличие от новшеств и ново­введений, что требует введения нового термина — термина «педагогическая инноватика».

Психологическая готовность к инновациям

Одна из ключевых позиций при изучении иннова­ций принадлежит феномену психологической готов­ности. Вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена пятью блоками, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одно­временно способность к достижению необходимого по­зитивного результата:

Типы инноваций в ДОУ

•организационно-управленческие. Содержательные инновации изменяют, дополняют

Типы инноваций (нововведений) группируются по следующим основаниям:

1. По влиянию на образовательный процесс:

—в содержании образования,

2. По масштабу (объемам преобразований):

3. По инновационному потенциалу:

—новое конструктивное соединение элементов

4. По отношению к предшествующему:

— ретровведение — освоение нового в данный момент для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольно­го воспитания и образования.

Этапы инновационной деятельности в ДОУ (по Н. В. Горбуновой14)

1. Определение потребности в нововведении:

—проявление заинтересованности в нем;

—убеждение членов коллектива в необходимо­

2. Сбор информации о нововведении:

3. Выбор нововведения:

—поиск альтернативы;

4. Принятие решения об использовании нововведе­ния:

— обсуждение решения;

— принятие решения;

— информирование коллектива о принятии ре­шения.

5. Использование нововведения:

6. Прекращение использования новшества:

—длительное использование;

Создание условий для внедрения инноваций

Цели и задачи инновационной деятельности ДОУ определяются на основе анализа текущей обстановки, с одной стороны, и прогнозируют развитие учрежде­ния — с другой. Управление инновационными процес­сами с учетом прогноза конечных результатов обсужда­ется и осуществляется коллегиально. Самые крупные инновационные мероприятия разрабатываются груп­повым методом.

Основные ориентиры инновационной деятельности:

1. Ориентация на интересы личности ребенка. Мак­симальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения).

2. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания.

3.Обновление содержания образования. Создание групп развития разной направленности на базе ЦРР.

.Существенное повышение роли педагогической науки.

5.Многоуровневое изучение образовательных за­просов социума.

6.Разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации.

7.Подготовка профессиональных кадров. Повыше­ние психологической устойчивости педагогов и управ­ленцев.

8.Создание условий для экспериментальной дея­тельности, формирование способности к поисковой, ис­следовательской деятельности.

9.Анализ и прогнозирование перспектив.

Структура инновационного процесса

Деятельностная структура: мотив — цель — задачи — содер­жание — формы — методы — результаты.

Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уров­нях (международном, федеральном, региональном, городском, сель­ском, внутри ДОУ).

Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессы с точки зрения их про­никновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (си­стемы управления).

Структура жизненного цикла каждой инновации включает следующие этапы:

1-я ступень — возникновение (старт). При по­становке инновационной задачи вначале появляется идея. Ее основанием служат анализ существующей ситуации, выявление позитивных и негативных момен­тов, поиск путей преодоления негатива.

2-я ступень быстрый рост. Автор идеи дово­дит ее до сведения коллектива, обосновывает необхо­димость перемен, находит единомышленников. Выяс­няет мнение оппонентов, знакомится с их аргумента­ми, находит контраргументы. Принимает критику или убеждает оппонентов в своей правоте.

3-я ступень — зрелость. Идея понята и принята. Автор начинает ее разрабатывать: создает программу развития, определяет задачи и промежуточный результат, формирует четкое представ-нение о конечном результате.

4-я ступень — освоение. Творческий коллектив переходит от замысла к практической деятельности.

5-я ступень диффузия (распространение). К апро­бации идеи подключаются педагоги, ранее не входившие в со­став творческой группы.

6-я ступень — насыщение. Инновации освоены педагогами и интегрированы во многие учебные процессы.

7-я ступень — рутинизация. Длительное использование новшества стало традици­онным, появляются новые за­мыслы и идеи.

8-я ступень — кризис. Ка­жется, что нововведение себя исчерпало.

9-я ступень финиш. Но­вовведение перестает быть нов­шеством и становится нормой жизни. Накопленный опыт можно транслировать.

Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ

Показатели

Режимы

Функционирование

Развитие

1

2

3

Тип / вид ДОУ

Традиционный, типовой

Инновационный

Цели и за­дачи управ­ления

Поддержание стабильных результатов, воспроизвод­ство опыта, использование наработанного потенциала

Обновление компонентов учеб­но-воспитательного процесса для обеспечения мобильности, гиб­кости и вариативности

Субъект управления

Администрация, при огра­ниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью

Коллективный субъект управле­ния. Развитость горизонтальных свя­зей. Паритет единоначалия и колле­гиальности: поощрение инициа­тивы

Научные

концепции управления, подходы

Эмпирический, основан­ный на личном опыте

Мотивационное программно-целевое управление, его вариа­ции. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития

Мотиваци-онное обес­печение

Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы

Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и мо­рального стимулирования само­реализации субъектов

Учебно-воспита­тельный процесс

Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях

Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях

Содержание образования

Использование традици­онных идей, учебных, предметных планов и про­грамм

Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств

Технологии

Обеспечивают стабильные результаты

Личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов

Организа­ция учебно-воспита­тельного процесса

Прежняя система с опре­деленным количеством дней и ступеней обучения

Многоуровневое, многоступен­чатое, непрерывное образование в системах ДОУ — школа — вуз

Норматив­но-правовое обеспечение

Использование типовых документов, обеспечи­вающих стабильную рабо­ту

Типовые документы становятся основой для разработки собст­венных

Кадровое обеспечение

Традиционные требования к уровню профессиональ­ной компетентности, необ­ходимому для получения стабильных результатов обучения и воспитания

Конкурсная основа. Конкуренто­способность. Инновационные методики подготовки. Вариатив­ность курсов

Научно-ме­тодическое обеспечение

Традиционные учебные планы, программы

Инновационные, авторские ме­тодики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов

Финансовое обеспечение

Бюджетное

Бюджетное и внебюджетное

Материаль­но-техни­ческое обес­печение

Организация базового процесса на имеющихся материалах

Постоянно расширяющееся обеспечение как результат дина­мического развития

Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая детскими садами, изменяет традиционную систему работы: во главу угла ставит воспитан­ников и педагогов, руководите­лей образовательного учрежде­ния, научно-методических работ­ников, их профессиональные запросы и потребности.

.

12.10.2016 14:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!