СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Инновационная деятельность в ДОУ
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Требования к современному образованию и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью работать не только в режиме функционирования, но и развития.
Развитие образовательных учреждений предусматривает качественные позитивные изменения. Такие изменения возможны в том случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме. Развитие ДОУ переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.
В переводе с английского innovation означает инновация, нововведение, новшество, новаторство. Но так ли это? Новшество — это улучшение существующей технологии или технического средства. Нововведение — изменение технологии, в т.ч. и ее усложнение. А инновация — это что-то абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического решения практически не существует, т.к. изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт. Таким образом, в сфере дошкольного образования мы имеем дело скорее с нововведениями и новшествами, чем с инновациями. Однако слово это устойчиво вошло в наш деловой лексикон. Но теперь мы знаем реальное значение слова инновация.
Введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Общая цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.
Инновации в образовании
Следует отметить, что развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики. Ключевую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения базовых инноваций. Характерным является снижение длительности жизненного цикла образовательного «продукта», увеличения скорости смены технологий, методов и средств обучения и воспитания. Конкуренция заставляет ОУ постоянно обновлять учебные планы и программы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся внешним и внутренним требованиям. Во многом это зависит от их восприимчивости к инновациям, способности быстро обновлять и совершенствовать образовательный процесс.
Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем. Педагогическая система является частным понятием по отношению к более общему понятию — образовательная система. Педагогическая система ДОУ включает в себя следующие группы элементов: цели образования; содержание образования; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания; педагоги и воспитатели; воспитанники.
К инновациям относятся управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новаций и новшеств. В этом случае речь может идти об инновационном потенциале сотрудника ДОУ, его готовности к восприятию и внедрению нововведений, и инновационном потенциале целого коллектива, о факторах, влияющих на инновационную деятельность и сам процесс управления нововведениями. Поэтому педагогические инновации носят характер непрерывной научно-исследовательской деятельности, педагогического поиска, в отличие от новшеств и нововведений, что требует введения нового термина — термина «педагогическая инноватика».
Психологическая готовность к инновациям
Одна из ключевых позиций при изучении инноваций принадлежит феномену психологической готовности. Вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена пятью блоками, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одновременно способность к достижению необходимого позитивного результата:
Типы инноваций в ДОУ
•организационно-управленческие. Содержательные инновации изменяют, дополняют
Типы инноваций (нововведений) группируются по следующим основаниям:
1. По влиянию на образовательный процесс:
—в содержании образования,
—
—
2. По масштабу (объемам преобразований):
—
—
—
3. По инновационному потенциалу:
—новое конструктивное соединение элементов
4. По отношению к предшествующему:
— ретровведение — освоение нового в данный момент для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
Этапы инновационной деятельности в ДОУ (по Н. В. Горбуновой14)
1. Определение потребности в нововведении:
—проявление заинтересованности в нем;
—убеждение членов коллектива в необходимо
2. Сбор информации о нововведении:
3. Выбор нововведения:
—поиск альтернативы;
4. Принятие решения об использовании нововведения:
— обсуждение решения;
— принятие решения;
— информирование коллектива о принятии решения.
5. Использование нововведения:
6. Прекращение использования новшества:
—длительное использование;
Создание условий для внедрения инноваций
Цели и задачи инновационной деятельности ДОУ определяются на основе анализа текущей обстановки, с одной стороны, и прогнозируют развитие учреждения — с другой. Управление инновационными процессами с учетом прогноза конечных результатов обсуждается и осуществляется коллегиально. Самые крупные инновационные мероприятия разрабатываются групповым методом.
Основные ориентиры инновационной деятельности:
1. Ориентация на интересы личности ребенка. Максимальный учет индивидуальных особенностей детей (врожденных и приобретенных в процессе воспитания и обучения).
2. Переосмысление роли и дальнейшее развитие дополнительного образования, выполняющего важные функции обучения и воспитания.
3.Обновление содержания образования. Создание групп развития разной направленности на базе ЦРР.
.Существенное повышение роли педагогической науки.
5.Многоуровневое изучение образовательных запросов социума.
6.Разработка методов диагностики, коррекции и реабилитации различных групп детей, их социальной адаптации.
7.Подготовка профессиональных кадров. Повышение психологической устойчивости педагогов и управленцев.
8.Создание условий для экспериментальной деятельности, формирование способности к поисковой, исследовательской деятельности.
9.Анализ и прогнозирование перспектив.
Структура инновационного процесса
Деятельностная структура: мотив — цель — задачи — содержание — формы — методы — результаты.
Уровневая структура: деятельность субъектов на разных уровнях (международном, федеральном, региональном, городском, сельском, внутри ДОУ).
Содержательная структура: рождение, разработка, освоение. Характеризует инновационные процессы с точки зрения их проникновения в разные области педагогической действительности: в содержание образования, технологии, формы, структуру ДОУ (системы управления).
Структура жизненного цикла каждой инновации включает следующие этапы:
1-я ступень — возникновение (старт). При постановке инновационной задачи вначале появляется идея. Ее основанием служат анализ существующей ситуации, выявление позитивных и негативных моментов, поиск путей преодоления негатива.
2-я ступень — быстрый рост. Автор идеи доводит ее до сведения коллектива, обосновывает необходимость перемен, находит единомышленников. Выясняет мнение оппонентов, знакомится с их аргументами, находит контраргументы. Принимает критику или убеждает оппонентов в своей правоте.
3-я ступень — зрелость. Идея понята и принята. Автор начинает ее разрабатывать: создает программу развития, определяет задачи и промежуточный результат, формирует четкое представ-нение о конечном результате.
4-я ступень — освоение. Творческий коллектив переходит от замысла к практической деятельности.
5-я ступень — диффузия (распространение). К апробации идеи подключаются педагоги, ранее не входившие в состав творческой группы.
6-я ступень — насыщение. Инновации освоены педагогами и интегрированы во многие учебные процессы.
7-я ступень — рутинизация. Длительное использование новшества стало традиционным, появляются новые замыслы и идеи.
8-я ступень — кризис. Кажется, что нововведение себя исчерпало.
9-я ступень — финиш. Нововведение перестает быть новшеством и становится нормой жизни. Накопленный опыт можно транслировать.
Основные характеристики режимов жизнедеятельности ДОУ
Показатели |
Режимы |
|
Функционирование |
Развитие |
|
1 |
2 |
3 |
Тип / вид ДОУ |
Традиционный, типовой |
Инновационный |
Цели и задачи управления |
Поддержание стабильных результатов, воспроизводство опыта, использование наработанного потенциала |
Обновление компонентов учебно-воспитательного процесса для обеспечения мобильности, гибкости и вариативности |
Субъект управления |
Администрация, при ограниченных правах других субъектов, неразвитость горизонтальных связей, единоначалие преобладает над коллегиальностью |
Коллективный субъект управления. Развитость горизонтальных связей. Паритет единоначалия и коллегиальности: поощрение инициативы |
Научные концепции управления, подходы |
Эмпирический, основанный на личном опыте |
Мотивационное программно-целевое управление, его вариации. Рефлексивное управление. Создание комплексно-целевых программ и программы развития |
Мотиваци-онное обеспечение |
Создание благоприятного психологического климата для стабильной работы |
Создание атмосферы творчества, поиска при соответствующей системе материального и морального стимулирования самореализации субъектов |
Учебно-воспитательный процесс |
Достижение устойчивых результатов в стабильных условиях |
Получение качественно новых результатов в изменяющихся условиях |
Содержание образования |
Использование традиционных идей, учебных, предметных планов и программ |
Использование планов развития, комплексно-целевых программ по освоению новшеств |
Технологии |
Обеспечивают стабильные результаты |
Личностно-ориентированное образование, обеспечивающее саморазвитие субъектов |
Организация учебно-воспитательного процесса |
Прежняя система с определенным количеством дней и ступеней обучения |
Многоуровневое, многоступенчатое, непрерывное образование в системах ДОУ — школа — вуз |
Нормативно-правовое обеспечение |
Использование типовых документов, обеспечивающих стабильную работу |
Типовые документы становятся основой для разработки собственных |
Кадровое обеспечение |
Традиционные требования к уровню профессиональной компетентности, необходимому для получения стабильных результатов обучения и воспитания |
Конкурсная основа. Конкурентоспособность. Инновационные методики подготовки. Вариативность курсов |
Научно-методическое обеспечение |
Традиционные учебные планы, программы |
Инновационные, авторские методики, ориентированные на зону ближайшего развития субъектов |
Финансовое обеспечение |
Бюджетное |
Бюджетное и внебюджетное |
Материально-техническое обеспечение |
Организация базового процесса на имеющихся материалах |
Постоянно расширяющееся обеспечение как результат динамического развития |
Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая детскими садами, изменяет традиционную систему работы: во главу угла ставит воспитанников и педагогов, руководителей образовательного учреждения, научно-методических работников, их профессиональные запросы и потребности.
.
© 2016, Юнусова Анастасия Вячеславовна 8173