СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационная деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационная деятельность на уроках технологии и внеурочной деятельности

Харисова Гульнара Мирзануровна,

учитель технологии

первой квалификационной категории МБОУ «Лицей №35»,

В России, в нашей республике профориентации в последние годы уделяется много внимания, как в научной литературе, так и в работе различных съездов, конференций и форумов, посвященных профпригодности населения.

Вместе с тем часто наблюдается несоответствие между традиционной официальной системой проведения профориентационного воспитания в общеобразовательных учебных заведениях и современными требованиями общества к данной проблеме.

Указанное противоречие обусловило постановку педагогической проблемы: каковы возможности учителя в организации работы с подростками по профориентационному воспитанию в современных условиях.

На уроках технологии в 8 классе изучается несколько разделов связанных с профориентационной направленностью. Домашняя экономика – где учащиеся знакомятся с некоторыми понятиями экономики. Изучая ее, мы осознаем и наши потребности, и возможности, ощущаем ограниченность ресурсов и формируем себя как личность. Рассматриваем такие темы как, «Я и наша семья. Потребности семьи», где изучаем экономические функции семьи, задачи домашней экономики, знакомимся с понятиями – потребность, ресурсы, определяем, из каких источников может складываться доход школьника. «Расходы на питание. Накопления. Сбережения» - разрабатываем проект увеличения доходной части семейного бюджета за счет производства в семье каких – либо товаров (услуг) или проект расходной части семейного бюджета за счет более рационального расходования средств. «Бюджет семьи», «Трудовые отношения в семье» - составляем таблицу семейных обязанностей членов семьи, учащиеся рассказывают о принципах организации труда в семье и т.д.

Так как я являюсь классным руководителем 8 класса, большое внимание на данном этапе мы уделяем профориентационной работе. 8-9 класс это рубеж, который заставляет задуматься о своей дальнейшей судьбе, карьере, профессии. Мы проводим различные беседы, рассказывая о простейших способах ориентации в мире специальностей и профессий, это помогает учащимся в выборе будущей деятельности применительно к склонностям, способностям, характеру и темпераменту конкретной личности. На классных часах мы рассматриваем такие темы как, «Пути освоения профессии» - когда речь заходит о выборе профессий учащимися, имеется в виду не решение «на всю жизнь», скорее – начало, профессиональный старт. «Ошибки и затруднения при выборе профессий» - самое главное – выбрать профессию так, чтобы работа ваша в будущем была успешной и приносила вам удовлетворение. Мероприятия, викторины, игры по профориентации готовят сами учащиеся по группам. Выполняем различные тесты: «Определите свои склонности, выполнив задания дифференциально – диагностического опросника (ДОО); «Выполните тест «Коммуникативно – организаторские склонности» (КОС) и т.д.

В октябре месяце ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» МБОУ «Лицей №110», Советского района г. Казани проводил тестирование, направленное на выявление профессиональных интересов. Итоги тестирования они прислали в форме карты профориентации. В карте представлена интерпретация результатов тестирования. В 1 блоке отражены результаты ведущих профессиональных интересов и склонностей. Намечены предпочитаемые и отрицаемые сферы деятельности, которые представлены в диаграммах. Во 2 блоке результаты распределялись по типу профессий: Человек – знак, человек – человек, человек – природа, человек - техника, человек - человек художественный образ. В 3 блоке определялись профессиональные склонности. В выводе обозначились примеры труда и примеры профессий. Учащимся было интересно узнать результаты тестирования.

Особое внимание в своей деятельности я уделяю здоровью детей. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Здоровье населения нашей страны – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.

Школа сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества. Необходимо иметь в виду, что профессиональная деятельность и карьера будут максимально успешными лишь в том случае, если человек пригоден к выбранной профессии.

Разные профессии предъявляют неодинаковые требования к состоянию здоровья человека. Элементы профессиональной деятельности некоторых профессий иногда способствуют развитию или обострению заболеваний. Существует ряд профессий, представляющих особые требования даже к практически здоровым людям. Это – деятельность в экстремальных условиях. При выборе профессий необходимо оценить ту или иную из них с точки зрения отрицательного влияния на здоровье, уметь выбрать такие условия труда, которые могут благоприятно повлиять на него. Подростки с отклонениями в состоянии здоровья ограничены в выборе профессий и считаются профессионально не пригодными к тем профессиям, где обучение и работа могут усугубить имеющееся заболевание. И хотя с полной уверенностью можно сказать, что каждый человек является профессионально пригодным ко многим профессиям, необходимо, тем не менее, изучить все медицинские показания и противопоказания, чтобы сделать обоснованный выбор в соответствии с физическими возможностями своего организма.

В моих планах провести ряд мероприятий, викторин, тестов, классных часов посвященных теме «Здоровье и выбор профессии». Полезно было бы создать в школе ко­миссию, которая следила бы за измене­ниями состояния здоровья детей, прово­дила соответствующую диагностику и представляла полученную информацию на педсоветы, родительские собрания для анализа и планирования дальнейших дей­ствий.

03.10.2017 12:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!