СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект внеурочной деятельности по биологии и химии "Школа самоуправления".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хотелось поделиться опытом работы по организации внеурочной деятельности по биологии и химии. Опыт в течение двух лет "вырос" в проект, где сами учащиеся, а не учитель, проводят на переменах мастер- классы, экскурсии, лабораторные работы, привлекая своих сверстников. Про пользу подобных мероприятий много писать не буду- это и восторг самих детей- организаторов, это и приобретение навыков экспериментальной и практической деятельности, это и развитие коммуникативных навыков в группе и паре, развитие ораторского искусства. Список можно продолжить. При этом направления мастер- классов диктует школьная программа и социально значимые даты в стране и мире. Ниже хочу представить несколько примеров разных направлений. Всего их разработано 10. Для каждого направления разработан путеводитель с инструктивной картой и ходом проведения мастер- класса, карта обратной связи (они раздаются посетителям мастер- класса для заполнения и подведения итогов) и удостоверения для награждения организаторов мастер- класса (для кадого направления- свое удостоверение).

Школа самоуправления.

Направление «Я- экскурсовод по музею Чёрного моря».

Цель: подготовка учащихся к роли экскурсоводов по школьному музею «Чёрное море».

Задачи:

  1. Обогащение учащимися знаний по биологии Чёрного моря и его экологических особенностей с целью передачи знаний другим.
  2. Реализация принципа коллективного взаимообучения «научился сам- научи другого».
  3. Переосмысление позиции учащегося от роли «обучающегося» к роли «обучающий».
  4. Привлечение внимания учащихся к проблемам окружающего их мира посредством акций «День защиты Чёрного моря», «День защиты животных».

Проведение экскурсии актуально в преддверии Дня защиты животных- 4 октября и Дня защиты Чёрного моря- 31 октября. Целесообразно подготовить педагогами экскурсоводов- учащихся 9-10 классов. Проведение же ими экскурсий целесообразно среди учащихся 5- 7 классов, поскольку именно в этих параллелях учащиеся знакомятся на уроках биологии с животным миром. Проводить экскурсию предполагается на большой перемене. Время проведения- 5-10 минут. Экскурсии могут носить как обучающий характер, так и диагностический. В случае обучающей экскурсии, экскурсовод- стажёр, демонстрирует систематические и экологические группы жителей Чёрного моря и других морей, а также редкие виды Чёрного моря. При проведении диагностической экскурсии экскурсовод- стажёр просит учащихся самостоятельно разбить животных на группы: а) виды Чёрного моря и других морей, б) беспозвоночные и позвоночные, в) хищные, планктоноядные, г) аборигены Чёрного моря и виды- вторженцы и др. Работой диагностического характера может стать просьба составить пищевую цепочку, используя виды, представленные в музее. Работа учащихся возможна как в группе, так и индивидуально. При этом учащиеся должны обозначить состав группы и оценить долю участия в группе каждого. Те, кто справился с работой лучше других, получают оценку в журнал. В случае, если учащиеся справились с задачей не полностью, можно использовать накопительную систему оценивания. После посещения музея Чёрного моря можно предложить выполнить индивидуально викторину «Моллюски Чёрного моря» или викторину, размещённую на баннере «Чёрное море» в фойе школы. Поскольку размеры музея позволяют вместить не более 12-15 посетителей, то рекомендуется разбить отряд на 2 половины. При этом одна половина будет посещать музей, а вторая половина- выполнять задания баннера. Затем группы меняются.

Учащимся- экскурсоводам вручаются удостоверения участников «Школы самоуправления» и делается запись в журнале в графе «Достижения».

Классы: 5- 10 классы.

Предполагаемое количество участников: все учащиеся 1-2 смены.

Школа самоуправления.

Направление «Я- экскурсовод по дендропарку».

Цель: расширение возможностей образовательного пространства за счёт связи с растительным миром живой природы.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с необычными особенностями растительного мира и привлечение к ним внимания.
  2. Развитие исследовательских навыков и навыков наблюдения в природе.
  3. Реализация принципа коллективного взаимообучения «научился сам- научи другого».
  4. Переосмысление позиции учащегося от роли «обучающегося» к роли «обучающий».

Проведение экскурсии актуально в осенний и весенний период, так как именно в этот период учащиеся могут познакомиться с удивительными особенностями растений, привезённых с разных уголков планеты. Как правило, погода в этот период бывает благоприятная для проведения уроков на природе и очень мотивирует детей к дальнейшей учебной деятельности, повышает интерес к изучению окружающей живой природе. Экскурсия может носить либо ознакомительный характер, либо тематический. Для организации группы учащихся, которые будут проводить экскурсию другим учащимся, необходима теоретическая подготовка под руководством педагога. Для этого педагогом учащимся- экскурсоводам раздаются тексты экскурсии или путеводители. Тема зависит от раздела биологии, изучаемого в параллели. Если это учащиеся 6-7 классов, то темами экскурсии могут быть (учитывая временный ученический коллектив): систематические группы растений, царства живой природы, сезонные явления в жизни растений. В 9-10 классах темами могут быть: ароморфозы, приспособления организмов к окружающей среде, взаимоотношения живых организмов на примере экосистемы дендропарка школы и др. В качестве диагностики после экскурсии можно предоставить учащимся выполнить индивидуально викторину «Что я знаю о растениях Орлёнка?».

Учащимся- экскурсоводам вручаются удостоверения участников «Школы самоуправления» и делается запись в журнале в графе «Достижения».

Классы: 5- 10 классы.

Предполагаемое количество участников: все учащиеся 1 и 2 смены.

Школа самоуправления.

Направление «Я- исследователь».

Цель: подготовка учащихся для проведения исследований воды и продуктов питания на переменах.

Задачи:

1. Подготовить учащихся, способных самостоятельно проводить исследования.

2. Приобщение учащихся к роли организатора, педагога.

3. Приобретение навыков исследовательской деятельности.

Работа направления приурочена к дате 8 февраля- Дню Российской науки. На первой неделе учебной смены планируется отобрать несколько учащихся старших классов (2-3 человека) и их обучение работе с цифровой лабораторией. Обучение учащихся происходит на больших переменах. На второй неделе учащиеся- стажёры самостоятельно проводят исследования продуктов на одной из больших перемен. Заблаговременно в фойе школы размещается информация о проводимых исследованиях. Предлагается учащимся принести свои продукты для исследований.

Классы: 10 класс (организаторы).

Предполагаемое количество участников: все учащиеся 7-10 классов 1и 2 смены.

Школа самоуправления.

Направление «Я- эксперт по оказанию первой помощи».

Цель: подготовка и организация группы активных детей, привлекающих других учащихся к отработке практических навыков по оказанию первой помощи.

Задачи: 1. Активизация учащихся путём организации школы самоуправления.

2. Подготовка группы учащихся- организаторов практикума.

3. Приобретение учащимися навыков работы по оказанию первой помощи и навыков работы с обучающими тренажёрами.

      1. Переосмысление позиции учащегося от роли «обучающегося» к роли «обучающий».

Работа направления приурочена к Всемирному Дню Здоровья- 7 апреля. Направление позволяет расширить возможности обучающего пространства путём приобретения навыков работы учащихся по оказанию первой помощи при следующих случаях: удушье, признаках смерти, ранениях. Педагогами в ходе первых уроков выявляются активные учащиеся, желающие выступить в качестве организаторов проведения практикума по оказанию первой помощи. Практикум проводится на большой перемене. В организации одного практикума участвуют 2- 3 человека. Если количество заявленных участников больше, то возможно проведение нескольких практикумов в разные дни или в разные смены. При проведении практикумов учащимися- организаторами используются путеводители. Учащимся- организаторам практикума вручаются удостоверения участников «Школы самоуправления» и делается запись в журнале в графе «Достижения».

Классы: 8- 11.

Предполагаемое количество участников: все желающие учащиеся 8- 11 классов 1и 2 смены.

Категория: Биология
23.04.2020 11:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!