СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема интеграции в сурдопедагогике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система современного образования ставит перед собой цель интеграции учащихся с нарушениями развития в образовательный процесс. Любой ребенок с ОВЗ имеет право на обучение. В зависимости от нарушения ребенка, образовательное учреждение ставит перед собой задачу разработать индивидуальный план обучения этого ребенка, подобрать литературу, подготовить соответствующее оборудование. Для реализации этой задачи необходимы специалисты, которые помогут выбрать наиболее успешный вариант для достижения наилучших результатов. Для работы с детьми с нарушениями слуха необходимо обратиться к сурдопедагогике. Успешная интеграция глухих и слабослышащих детей является первостепенной задачей сурдопедагогов.

Различают экстернальную и интернальную интеграцию. Первая предполагает интегрированное (совместное) обучение детей с нарушениями слуха и нормально слышащих в обычной школе, по реализации программы инклюзивного образования; вторая — совместное обучение глухих и слабослышащих детей в специальной школе.

В последнее десятилетие в нашей стране в НИИ коррекционной педагогики (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Э.В. Миронова и др.) создана концепция интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, учитывающая «российский» фактор (т. е. географические, экономические, социально-культурные особенности страны и системы общего и специального обучения). В нее включены вариативные модели интеграции детей с проблемами (в том числе и детей с нарушениями слуха), которые имеют место в ряде образовательных учреждений Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Красноярского края. Различные подходы к проблеме, видам интеграции различных возрастных групп лиц с нарушениями слуха активно обсуждаются в сурдопедагогической литературе (Л.В. Андреева, Л.С. Волкова, Т.С Зыкова, В.З. Кантор, Э.И. Леонгард, Е.П. Кузьмичева, Н.М. Назарова и др.). Наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают образовательные учреждения комбинированного типа, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы. В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с особенностями с учетом развития каждого ребенка, выбирая и возможный, и целесообразный для него вариант интеграции, т. е. одну из моделей.

1. Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1—2 человека на равных воспитываются в группах и классах вместе со слышащими детьми, получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога.

2. Частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы и классы лишь на часть дня (например, на его вторую половину).

3. Временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми ребятами не реже 1—2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера (например, на праздниках, отдельных занятиях и т. п.).

4. Для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному со здоровыми сверстниками обучению, может быть эффективна полная интеграция. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы детского сада и классы школы (близлежащих к дому); при этом, медико-психолого-педагогическая поддержка может оказываться им в разных организационных формах: например, в группе кратковременного пребывания специального детского сада.

Я считаю, что обучение детей с нарушениями слуха вполне возможно реализовывать в обычных школах только в том случае, когда ребенок готов к этому не только психологически, но и физиологически. Обучение слабослышащих детей в инклюзивных классах может быть эффективным, но при этом нет стопроцентной гарантии, что это обучение пройдет максимально эффективно. Все-таки в обычной школе не каждый учитель владеет методикой работы со слабослышащими детьми, не знаком с жестовой речью. Для ребенка с нарушениями слуха необходимо дублировать новую информацию при помощи жестовой речи, иначе могут возникнуть пробелы в запоминании и усвоении материала. Также стоит отметить, что не каждая школа имеет специализированное оборудование. Не каждый воспитатель в детском саду умеет работать с детьми с нарушениями слуха.

Интеграция глухих и слабослышащих детей, несомненно, важна, но стоит помнить, что не всякое учреждение может дать этим детям максимум, который они могли бы получить, например, в специализированном учреждении. Система российского образования пришла к интегрированному обучению совсем недавно, поэтому есть пробелы и трудности в реализации этой программы, но эта система развивается, улучшается и становится гораздо эффективнее. И я надеюсь, что в ближайшем будущем решение всех проблем будет найдено.

09.09.2023 11:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!