СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дети с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной задачей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является обеспечение доступного, качественного и эффективного развития с учетом возможностей детей, а так же развития адаптивных социальных качеств, необходимых для поступления в школу. Для педагогического коллектива очень важно выстраивать систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с проблемами в развитии очень важным считаем комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ. Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог-эколог, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию).

Он включает в себя:

- создание предметно-развивающей среды;

- материально-техническое оснащение;

- разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития;

- обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:

  1. Обучение, воспитание, развитие.
  2. Коррекцию нарушенных функций.
  3. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.
  4. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового) в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям, т. е. к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта. При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рано возникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно.

Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации:

- глухие без речи (ранооглохшие);

- глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

- слабослышащие - кохлеарные импланты

Важным условием при организации работы в группах с детьми с нарушением слуха является создание благоприятной предметно-развивающей среды, спокойного эмоционального фона, а также выполнение организационно-педагогических условий:

  • обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с детьми, детей между собой и с педагогами. В группах можно использовать «Дерево доброты», на котором вешаются листочки за хорошие поступки. Чем больше листьев, тем красивее дерево.
  • Широкое использование на НОД с детьми игровых приёмов, сюрпризных моментов, дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению заданного результата.
  • Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
  • Построение индивидуальных маршрутов по спирали: на каждом следующем этапе усложняются задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются;
  • постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка.

Развитие речи ребенка с нарушенным слухом в общеобразовательном учреждении требует создания специальной слухоречевой среды.

Условия создания слухоречевой среды формирование у детей потребности в речевом общении в процессе практической деятельности; поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень и побуждение детей к активному применению речи; использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения; контроль речи детей со стороны взрослых; соблюдение единых требований к речи взрослых.

Одним из важных требований при создании слухоречевой среды является соблюдение единых требований к речи взрослых. Особенности речи педагога: при первых встречах с ребенком необходимо дать ему возможность привыкнуть к артикуляции взрослого, его манере общения. Громкость голоса не должна превышать естественную, разговорную. Воспитатель использует невербальные средства общения (мимику, естественные жесты), которые значительно облегчают понимание речи ребенком в ситуации на первом этапе.

На первых этапах (в зависимости от уровня развития ребенка) воспитатель может использовать простые нераспространенные фразы и предложения. Необходимо помнить, что при общении лицо и губы говорящего должны быть в поле зрения дошкольника: ребенок видит лицо взрослого, желательно на уровне своих глаз.

У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников. Проблемы в двигательной сфере очевидны: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. Т. е. у не слышащих малышей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Данные нарушения вызваны наличием у части детей с нарушенным слухом поражения мозга разной степени, в том числе и двигательных центров. К тому же при сенсоневральной тугоухости повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ней орган равновесия. Все эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей моторики координации движений. Нарушено и зрительное восприятие. Способность не слышащих детей видеть и запоминать детали поражает, однако они плохо выделяют главные признаки предметов, что важно для развития понятий, так же нарушено восприятие пространственных свойств предметов: размер, взаимное расположение. В младшем возрасте у многих детей проблемы со зрительным вниманием: трудно привлечь их внимание к чему-либо, удержать его, малыши быстро устают, отвлекаются. Особенно тесно связано с развитием понимания речи развитие мышление. Если ребёнок не носит слуховой аппарат, то он не слышит речи взрослых. А она является источником информации об окружающих предметах, их свойствах, действиях с ними, происходящих событиях и их последствиях. И поэтому дошкольники с нарушенным слухом отстают в развитии мышления. На развитие мышления плохо слышащего малыша так же отрицательно влияет наличие сопутствующей патологии нервной системы.

Следовательно, программа развития неречевых навыков включает разделы:

1. Развитие крупной и мелкой моторики, действий с предметами.

2. Формирование восприятия окружающего мира: представлений о свойствах и функциях предметов и их частей; о явлениях; пространственных и временных отношениях предметов.

3. Развития внимания: зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного.

4. Развития мышления.

5. Развития памяти: слуховой, зрительной, двигательной.

6. Развитие воображения.

7. Развитие эмоционально–волевых качеств: умение доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и эмоции, считаться с интересами других, всё это необходимо для спешного процесса обучения.

Уровень понимания и развития речи также зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения, условий воспитания, индивидуальных особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена, нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх, не воспринимают детских передач по радио, не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов, приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений.

Наиболее важны первые два года жизни малышей, когда активно формируется мозг, особенно речевые и слуховые центры. Ребенок плохо слышит, центры не развиваются пока ребенка не слухопротезировали. Ребёнок с нормальным слухом, до того как он научается говорить, общается с окружающими с помощью взглядов, голоса, мимики, движений тела и естественных жестов. Всё это предречевые средства общения. Но для их развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении. Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому процесс обучения слушанию и речи является активным – это не столько обучение, сколько научение, т. е. сначала нужно научить обучаться.

Главные правила обучения и развития детей с нарушениями слуха:

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка

2. Развивайте у малыша умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие.

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка.

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам.

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка. 9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним.

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить малыша.

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам.

12. Подражайте звукам, произносимым ребёнком (до 2 лет).

13. Создавайте привычные для ребенка ситуации и повторяйте действия.

14. В процессе обучения используйте ситуации, удивляющие ребёнка.

15. Используйте при обучении случайные ситуации.

16. Всегда хвалите и поощряйте ребёнка за его действия, которые вы от него ждёте. 17. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией.

18. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие на малыша.

19. Во время занятия с малышом правильно организуйте окружающее пространство. 20. Занятия лучше проводить в утреннее время.

Обозначим некоторые условия, способствующие максимально успешному включению детей с нарушениями слуха в дошкольные образовательные учреждения:

1. Специальная подготовка воспитателей и специалистов как главное условие создания адаптированной образовательной среды.

2. Обучение администрации для обеспечения условий развития адаптивной среды как необходимое условие организации взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, а также обеспечение связи воспитателей и специалистов по организационным и консультационным вопросам с ресурсным центром по инклюзивному образованию.

3. Широкое применение высокотехнологичных достижений современной медицины (адекватное слухопротезирование/кохлеарная имплантация), использование вспомогательных специфических технических средств (безбарьерная среда для лиц с нарушением слуха).

4. Комплексная диагностика и интенсивная коррекционно-развивающая работа педагогического коллектива образовательных учреждений совместно со специалистами ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, сопровождение ими ребенка с нарушением слуха до полной социальной устойчивости (успешен и не чувствует себя чужим и неполноценным) в школьной среде, постоянный мониторинг успешности социальной адаптации и эмоционального благополучия.

5. Организованное психологами и педагогами участие родителей в воспитании и обучении ребенка.

6. Партнерство специалистов и педагогов общеобразовательного учреждения в создании условий для адаптации ребенка с нарушенным слухом, включенного в среду детского сада.

Перечень необходимого оборудования для детей с нарушениями слуха в дошкольном образовательном учреждении:

1) звукоизолированный кабинет сурдопедагога для проведения индивидуальных занятий (не менее 8-10 кв. м).

2) FM-системы для индивидуальной и групповой работы (в условиях группы, зала).

Оборудование кабинета сурдопедагога:

1) FM-система.

2) индикатор звучания ИНЗ.

3) компьютерные программы Hear the World, Speech W и др.

4) сурдологопедический тренажер «Дэльфа-130» », «Дельфа-142».

5) компьютер c колонками.

6) магнитная доска.

7) фланелеграф.

8) наборные полотна разного размера.

9) музыкальный центр с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, аудиокниги и др.

10) зеркало и освещение зеркала по СанПиН.

Перечень базового методического и дидактического материала необходимого для коррекционно-развивающей работы с глухими и слабослышащими в дошкольном образовательном учреждении:

1) диагностический набор для определения уровня слухового восприятия.

2) таблички, тексты, иллюстрированный материал по изучаемым темам.

3) набор игрушек и настольно-печатных игр.

4) набор музыкальных инструментов.

5) специальная литература по сурдопедагогике.

Еще одно условие сопровождения:

Постоянное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ в организации и проведении коррекционной работы с детьми с нарушением слуха.

Тесный контакт специалистов сопровождения и педагогов осуществляется и в рамках ПМПК.

С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого - выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления, установить иерархию выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев.

На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) ДОУ:

  • выносится коллегиальное заключение,
  • составляются рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей, в том числе и для педагогов,
  • разрабатываются планы совместной коррекционной деятельности специалистов и воспитателей,
  • анализируется промежуточный мониторинг динамики развития детей, их успешности в усвоении основной и индивидуальной коррекционной программы развития, куда в случае необходимости вносятся изменения.
  • в конце учебного года на консилиуме обсуждают результаты коррекционно-развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения, и делать вывод об эффективности выбранного образовательного маршрута.

Сопроводительная коррекционная работа невозможна без активного участия в ней родителей воспитанников. Включение родителей в совместную с педагогами и специалистами коррекционную работу позволяет значительно повысить её эффективность.

Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.

Основными направлениями работы с семьями, воспитывающих детей с нарушением слуха являются:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

• установление открытых, доверительных отношений в системе «педагоги – дети – родители».

• объединение усилий семьи и специалистов с целью коррекции нарушений развития ребёнка;

• соблюдение единых требований к ребёнку.

Педагоги детского сада должны проводить целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.

30.11.2017 12:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!