СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преодоление общего недоразвития речи у первоклассников. Психолого-логопедическое сопровождение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конечно, в поле зрения учителя-логопеда и педагога-психолога в первую очередь попадают те учащиеся, которым требуется наши внимание и поддержка.

Необходимость создания модели психолого-логопедического сопровождения учащихся первых классов с речевыми нарушениями вызвана несколькими факторами:

  • довольно часто именно дети с тяжелыми речевыми нарушениями имеют проблемы в познавательной сфере, сталкиваются с трудностями в усвоении программы;
  • при поступлении в школу большинство учащихся испытывают сложности в коммуникативном общении как со сверстниками, так и с педагогами;
  • необходимость создания единого коррекционно-развивающего пространства для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учитель-логопед и педагог-психолог строят свою деятельность с учетом составленного в начале учебного года перспективного совместного плана работы. В течение двух лет модель интегрированного сопровождения учащихся начальной школы складывается по маленьким «кирпичикам»:

  • совместные родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги;
  • участие в работе школьного ПМП-консилиума;
  • информационная и консультационная работа со школьными педагогами и родителями;
  • проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий.

На сегодняшний день это готовая модель психолого-логопедического сопровождения учащихся первых классов с речевыми нарушениями. Задачи коррекционной работы, проводимой логопедом и психологом, тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию психической деятельности ученика. Обучение направлено на общее развитие, а не на тренировку отдельных психических процессов, будь то мышление или речь.

Вся работа делится на три этапа:

  • организационно-диагностический (1—15 сентября);
  • коррекционно-развивающий (16 сентября — 15 мая);
  • итоговый (16—31 мая).

В сентябре учитель-логопед проводит обследование устной речи учащихся первых классов. Педагог-психолог в это время выявляет интеллектуальную и эмоционально-волевую готовность детей к школьному обучению.

В рамках реализации основного коррекционно-развивающего этапа работы ежемесячно проводятся интегрированные занятия педагога-психолога и учителя-логопеда. Основной целью проведения этих занятий является развитие познавательной сферы, коммуникативных умений и навыков учащихся, их экспрессивной речи. В ходе совместной работы разрабатывается план-схема интегрированного занятия, что позволяет эффективно использовать рабочее время и осуществлять качественную подготовку, избегая дублирования в работе. Эта план-схема не является стандартной, можно варьировать ее содержание в зависимости от этапа работы, цели и задач, которые ставятся на каждом конкретном занятии. Подобные занятия проводятся в форме игры или путешествия, что позволяет значительно повысить интерес первоклассников, а также активизировать их речевую деятельность.

В конце учебного года проводится повторная диагностика каждым специалистом с целью отслеживания динамики развития учащихся и построения дальнейшей коррекционно-развивающей работы (во втором классе).

Предлагаю ознакомиться с планом-схемой интегрированного занятия и одним из вариантов его реализации.

План-схема интегрированного занятия в рамках психолого-логопедического сопровождения первоклассников с ОНР

  1. Организационный момент

Педагог-психолог:

  • развитие долговременной памяти (рефлексия предыдущего занятия);
  • активизация внимания, мыслительных процессов.

Основная часть

Учитель-логопед:

  • закрепление экспрессивного словаря по лексической теме;
  • развитие мелкой моторики (развитие межполушарных связей);
  • автоматизация поставленных звуков в речи.

Динамическая пауза

Педагог-психолог:

  • формирование (совершенствование) коммуникативных умений и навыков;
  • развитие (совершенствование) общей моторики (координация движений, точность выполнения инструкции).

Учитель-логопед:

  • развитие фонематических процессов (восприятия, анализа, синтеза);
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • развитие ЛГК и связной речи.

Педагог-психолог: развитие интеллектуальных способностей.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Учитель-логопед:

  • смысловая оценка занятия. Педагог-психолог:
  • эмоциональная оценка занятия.

Занятие-игра «Транспорт»

Подготовительный этап

ЦЕЛИ

  • Закрепить словарь по теме;
  • закрепить практически следующие понятия: слово- предмет, слово-признак, слово-действие;
  • развивать коммуникативные навыки, долговременную память, логическое мышление;
  • совершенствовать на практике навыки звукового анализа и синтеза;
  • расширять словарный запас.

ОБОРУДОВАНИЕ

Предметные картинки по теме, картинки-символы твердых и мягких согласных, разрезные картинки, схема для игры «Самолет», карточки для чтения в ходе динамической паузы.

Организационный момент

Педагог-психолог. Ребята, скажите, о чем мы с вами говорили на предыдущем занятии? (Развитие долговременной памяти.)

Дети. О самолете.

Педагог-психолог. Совершенно верно. Сейчас вам нужно очень внимательно следить за полетом самолета и назвать соответствующую клетку, где самолет совершит посадку. (Активизация внимания.) Наше сегодняшнее путешествие вы можете совершить на том транспорте, на каком пожелаете. Предлагаю каждому из вас выбрать вид транспорта и пригласить в путешествие (имя и отчество логопеда).

Дети составляют предложения, приглашая логопеда в совместное путешествие.

Основная часть

Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Давайте вспомним, как называется транспорт, на котором можно передвигаться по воздуху? По воде? По земле? (Вывешивается схема слова-признака.) Какие слова мы с вами называли?

Дети. Слова-признаки.

На доске размещаются картинки с изображением самолета, трамвая, троллейбуса, автобуса. Задание детям: найти «лишний» вид транспорта.

Назовите, что изображено на картинках. (Опора на карточки-схемы.) Подберите слова-признаки к каждому слову-предмету: самолет (какой?)., автобус., трамвай., троллейбус…

«Собери картинку» — работа в парах.

Взрослый предлагает детям разбиться на пары для того, чтобы поиграть в игру «Собери картинку».

Логопед. Сейчас у каждой пары на столе появится разрезная картинка. Вам необходимо собрать ее, назвать слово-предмет и составить предложение с этим словом.

Схема выполнения задания помещается на доске: 1 — картинка, 2 — схема слова, 3 — схема предложения.

Схемы, расположенные на доске, помогут вам правильно соблюдать последовательность выполнения задания.

Дети собирают разрезные картинки, называют слова, составляют с ними предложения.

Ребята, предлагаю вам составить различные фигуры из собственных пальчиков, чтобы мы увидели транспорт не только на картинках.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Дети по примеру взрослого составляют фигуры «лодочки» (лодочка плывет по речке, оставляя на воде колечки) и «парохода» (пароход плывет по речке и пыхтит, словно он печка).

Логопед. Скажите, к какому виду транспорта мы отнесем пароход и лодку? (Автоматизация поставленных звуков в речи.)

Дети. Пароход и лодка относятся к водному виду транспорта.

Логопед. Ребята, а кто из вас знает стихотворения о самолете, автомобиле, корабле?

Дети по желанию рассказывают стихи на отрабатываемые звуки. Динамическая пауза

Педагог-психолог. Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы, ребята, постарайтесь изобразить движение и звук этого транспорта. (Совершенствование общей моторики — пантомимика.)

Показывает картинки корабля, автомобиля, самолета, вертолета, поезда, велосипеда, а дети в свою очередь имитируют звуки этих транспортных средств.

Ребята, представьте, что мы с вами оказались в чужом городе. Вы никого здесь не знаете, вам нужно спросить у прохожих, как добраться до определенного места. Куда именно вам нужно добраться, вы прочтете на карточках (цирк, аптека, школа, больница, музей ).

Развитие коммуникативных навыков детей

Дети «узнают» у «прохожих» путь до вышеперечисленных объектов.

Ребята, я буду называть слова, а вы должны выделить первый звук в слове, определить, твердый он или мягкий, и поднять соответствующую карточку (самолет, велосипед, поезд, вертолет, трамвай и др.).

Развитие фонематических представлений

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай слово».

Слушай, не зевай,

Слово узнавай.

Я буду называть самые разные слова, а вы должны громко хлопнуть в ладоши, когда услышите правильное слово: замолет, салолет, самолет; драмвай, трамваль, трамвай; велозипед, велосипед, весисопед и т.д.

Ребята, у меня рассыпались слова на слоги. (Помещает на доске карточки со слогами для составления слов.) Помогите мне, пожалуйста, составить слова.

Развитие слогового синтеза

ЛЁТ

СА

МО

РО

ПА

ХОД

ВАЙ

TPAM

БУС

ТРОЛ

ЛЕЙ

БУС

АВ

ТО

Ориентировка детей в пространстве

Где находится самолет? (Справа от., слева от…)

Дети работают с карточками.

Назовите транспорт, который находится справа от самоката, слева от трамвая и т.д.

Подведение итогов занятия. Рефлексия

Логопед. Ребята, скажите, какая игра вам понравилась больше всего? Почему?

Педагог-психолог. О чем мы сегодня говорили на занятии? Какие виды транспорта вы уже знаете? Давайте скажем друг другу на прощание добрые слова, пожелаем что-нибудь хорошее.

На этом наше занятие заканчивается, до новых встреч.

Категория: Логопедия
23.02.2016 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!