СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы рефлексии на уроке английского языка в средней школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

К основным результатам ФГОС общего образования относятся основные универсальные учебные действия (УУД): личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных.

Все виды УУД помогают учащимся правильно и эффективно организовывать учебную деятельность. Важное значение имеют познавательные УУД, к которым относятся формулировка познавательной цели и постановка задач; поиск информации и выделение из нее важной, которая поможет в решении поставленных задач; а также рефлексия.

В условиях внедрения современных стандартов рефлексия занимает важное место.

Рефлексия - достаточно распространенное и актуальное понятие в современной науке. Многие ученые в различных областях научного знания сделали большой вклад в исследовании данного понятия. Рефлексия является предметом изучения в философии, педагогике, истории, психологии. Среди отечественных ученых, занимающихся рассмотрением термина рефлексия, следует отметить А.А.Бодалева, Г.М.Андреева, Д.А.Леонтьева, В.В.Давыдова, Г.П.Щедровицкого. Также исследованию рефлексии уделяли большое внимание в западной психологии: Д.Холмс, Ч.Кули. [3, с.76].

В науке наряду с термином рефлексия даются определения и связанным с ним понятиям «рефлексивность», «рефлексивные умения», «рефлексивные возможности». Но необходимое теоретическое обоснование получило лишь понятие рефлексия и рефлексивность в научных трудах А.В.Карпова.

По мнению А.В.Карпова, рефлексия – уникальная психическая особенность, присущая только человеку; состояние осознания прошедших событий, процесс восстановления в психике собственного содержания. А.В.Карпов рассматривал рефлексию как компонент деятельности.

Однако, несмотря на многостороннее исследование, нет однозначного определения термину рефлексия. А.В.Россохин понимает рефлексию не только как процесс регуляции, самоконтроля и управления своими поступками, но и как процесс смыслообразования, приводящий к качественному всестороннему развитию личности [5, c.300].

Рефлексия – очень важное умение человека анализировать свои поступки, состояние. Каждый человек должен учиться самоанализу. Это умение помогает разобраться, что удалось сделать и добиться определенного результата, а в чем были ошибки, требующие незамедлительной работы над собой и корректировки. Глубина рефлексии зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства, чувства ответственности. Рефлексия – достаточно сложное понятие, которое подразумевает анализ не только собственного «я», но и самопознание [4, c.40].

Процесс формирования рефлексии происходит поэтапно. У детей рефлексии практически нет. Они еще не анализируют происходящие события, поступки, а лишь осознают окружающий мир. Это сложное умение проявляется в младшем школьном возрасте. Дети в этом возрасте уже осознают, что происходит и могут сделать выводы. Для подростков рефлексия – один из основных механизмов регуляции поведения, поступков, личностного саморазвития. И в дальнейшем она может развиваться, а может остаться на том же уровне. Если человек размышляет над своей деятельностью, анализирует ее, делает соответствующие выводы, то его можно считать как высокоразвитую личность, готовую работать над собой. Рефлексия показывает умственное и моральное развитие личности.

Рефлексия – многоаспектное понятие. Прежде всего, стоит рассматривать его как умение человека анализировать свои действия. Данное умение лежит в основе деятельности и помогает формировать личностные, коммуникативные качества личности. Но чтобы эта деятельность осуществлялась на высшем уровне, ее нужно тренировать. С этой целью в методологической литературе разработан комплекс приемов [5,c.300].

Рефлексия – это умение, которое сопровождает человека в течение всей его жизни. Но анализировать свою деятельность важно не только в обыденной жизни, но и на уроке. Во ФГОС прописаны определенные требования к структуре урока, одно из которых наличие этапа рефлексии. Данный этап является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. [1, c.25].Чаще всего рефлексия проводится в конце урока, когда ученики делают вывод о проделанной работе, о том, что у них получилось и что еще не удалось сделать. Она также нужна для определения цели дальнейшей работы, корректировки неправильно выполненных действий. Однако, следует отметить, что этап рефлексии может использоваться на любом этапе урока по изученному материалу с целью его закрепления.

При взаимодействии с учащимися учитель использует тот или иной вид учебной рефлексии, отражающий 4 сферы человеческой сущности: [6, c.110].

  • физическую (удалось ли ученику выполнить задания в рамках отведенного времени и созданных условий)
  • интеллектуальную (что понял школьник, а что вызвало особые затруднения в понимании)
  • сенсорную (в комфортных ли условиях учащийся выполнял работу)
  • духовную (получил ли ученик для себя духовный урок, раскрылись ли в нем какие-то нравственные, моральные качества)

Стоит заметить, что рефлексия не всегда сугубо индивидуальная, когда ученик анализирует только свое поведение, оценивает свою работу, делает выводы. Выделяют также групповую рефлексию, когда подразумевают акцентирование деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.

Особую роль рефлексия играет на уроках английского языка. Школьники анализируют то, что они усвоили, какие новые фразы, грамматические явления выучили. На уроке иностранного языка это особенно важно, потому что иностранная речь трудная для людей, не являющихся носителями языка. Очень важно все ошибки, непонимания, возникающие по этой причине, сразу устранить, объяснить.

В педагогическом процессе рефлексия играет большую роль. Она несет диагностическую, коррекционную, смыслотворческую, мотивационную функцию.

Учитывая функции рефлексии при обучении иностранному языку, вслед за Свиридовой мы выделяем:

-рефлексию настроения и эмоционального состояния

-рефлексию содержания учебного материала

-рефлексию деятельности [7, c.20]

Ценностно-рефлексивные приемы обучения английскому языку – одни из наиболее важных приемов, помогающих добиться результата, прийти к определенной цели. Существует большое количество таких приемов, требующих особого исследования. Рассмотрим приемы реализации каждого типа рефлексии.

Одним из самых известных приемов рефлексии настроения и эмоционально состояния является демонстрация карточек с изображением лица (веселого, грустного) (смайликов). Данный прием выявляет настроение учащихся, их эмоциональное составляющее в результате проделанной работы, показывает по выражению детей, что им особенно понравилось, запомнилось и было интересным.

Прием «Поезд» также является интересным приемом рефлексии настроения и эмоционального состояния. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным [3,c.76].

Прием «Букет настроения».

К началу урока учитель раскладывает на парте у учеников цветы: фиолетовые и розовые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: « If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the purple one – if you didn’t like the lesson, the pink one – if you liked the lesson».

В старшем звене у учеников могут на партах находиться опорные карточки, с помощью которых они смогут проанализировать урок, рассказать о полученном впечатлении об уроке, все ли было понятно или над чем-то предстоит еще поработать

What emotions do you feel ? Why?

I feel…. because ……. positive emotions negative emotions happiness

joy admiration proud surprise dissatisfaction boredom

sadness anxiety success fear satisfaction irritation

because I…………….

answered properly was not bored worked hard

was active was emotional

fulfilled the task received a good mark didn’t relax

Рефлексия настроения и эмоционального состояния чаще всего проводится в начале урока с целью установления комфортной рабочей атмосферы. Но нередко учитель решает провести ее в конце урока, чтобы у детей остались положительные эмоции.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления степени осознания пройденного на уроке материала. Она предусматривает ряд приемов, направленных на систематизацию и анализ пройденного материала [3,c.76].

Так, прием «Я сделал!», проводящийся на определенном этапе урока дает возможность учащимся проанализировать свою работу и обменяться с одноклассниками своими знаниями, умениями, навыками, которые они усвоили в ходе выполнения определенных упражнений. Например, учитель после окончания выполнения упражнения может задать вопрос: « What have you done very well?» или

«What exercise was particularly difficult for you?». Вопросы такого рода заставляют ученика задуматься, осознать, что у него получилось, а над чем предстоит еще работать.

Особенно с развитием информационных технологий все чаще учителя используют интерактивные доски на уроке иностранного языка. Использование интерактивных досок, экранов особенно привлекает внимание учащихся, делает этап рефлексии наиболее эффективным. Данный прием получил название

«Рефлексивный экран». Как правило, данный ценностно-рефлексивный прием проводится в конце урока, когда подводятся итоги, обсуждаются наиболее важные проблемы. Каждый ученик приэтом отвечает для себя на вопрос, смог ли он достичь цели, поставленные в начале урока, насколько он эффективно работал, а самое главное все ли он осознал или в результате остались нерешенные вопросы, на которые еще предстоит ответить. На данном «рефлексивном экране» учитель записывает начало фразы, которую учащиеся должны продолжить:

  • сегодня я узнал… (Today I have known…)
  • я понял, что… (I have understood that…)
  • теперь я могу… (I can now…)
  • это мне было интересно (it was interesting to me)
  • меня удивило… ( it surprised me)
  • мне захотелось… (I would like to…)
  • я попробую… (I will try to…)
  • было трудно… (…was difficult for me)
  • я научился… (I have learnt to…)
  • я выполнил задание… (I did exercises…)

Также не менее интересным рефлексивным приемом, имеющим ценностную основу, является прием ответа на вопрос фразеологическим оборотом. Этот прием заложен в основе принципа диалога культур. Многие похожие фразеологические обороты есть как в русском, так и в английском языке, используя которые ученик может показать насколько хорошо он освоил новый материал, какие знания в результате у него остались. Данный прием эффективен не только тем, что учащийся делает вывод о проделанной работе, но и показывает свой кругозор. Свои ощущения школьник может оценивать такими фразеологическими оборотами:

  • светлая голова (I have bright spirit)
  • каша в голове (I am a muddlehead)
  • ни в зуб ногой (I haven’t a clue)
  • хлопать ушами (I fell on deaf ears)
  • краем уха (I listened with half an ear)
  • шевелить мозгами (I use my brains)

Следующий очень интересный прием называется «Инсерт». Данный прием используется для выявления у учащихся умения систематизировать информацию, выделять важное. Ученики в конце пройденного материала отмечают для себя определенными символами те моменты, которые были для них понятны, а какие требуют еще дополнительного рассмотрения. Для этого очень часто используются символы «V» - уже знал, «+» - новое, «-« - думал иначе, «?» - не понял [7,c.20].

Другим часто используемым ценностно-рефлексивным приемом является синквейн, который можно проводить на любом уроке, в том числе на уроке английского языка. Синквейн можно применять как заключительное задание по пройденному материалу.

Первая строка – название темы (1 существительное)

Вторая строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных) Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами

Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме (целое предложение)

Пятая строка – синоним, повторяющий суть темы

В этом выводе ученики обобщают свои впечатления, отражают свои знания, полученные в течение урока.

Рефлексия деятельности позволяет узнать, что ученик понял, осознал, над чем предстоит еще работать. Данный вид рефлексии, как правило, проводят на этапе проверки домашнего задания, презентации проектов по какой-либо теме.

Таким образом, за всю историю преподавания иностранных языков собралось множество эффективных приемов, которые позволяют превратить процесс обучения в интересное занятие. Эти приемы помогают быстрее и качественнее усвоить учебный материал. Одними из таких важных, незаменимых приемов являются ценностно-рефлексивные приемы. Они учат школьников анализировать пройденный материал, делать выводы о проделанной работе, находить и корректировать собственные ошибки. Также рефлексивные приемы дают возможность ученикам высказать свое мнение, что немало важно для формирования грамотной речи, для построения логического высказывания. К таким приемам, применяемым на уроках иностранного языка, относятся: рефлексивные приемы настроения и эмоционального состояния («Поезд», «Букет настроения»), рефлексивные приемы содержания учебного материала («Я сделал!»,

«Рефлексивный экран»), «Инсерт», синквейн.

16.06.2023 22:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!