© 2017 3419
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
А. С. Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безграмотно, он относился к ним с глубоким уважением. «Человек безграмотный, – писал поэт, – не есть урод и не находится вне вечных законов природы». Его беспокоила безграмотность народа.
А. С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, её духовного обогащения. Образование будит мысль, – подчёркивал поэт.
Он радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвящённой критическому анализу альманаха «Денница», он обратил внимание читателей на то, что в 1828 г. в России выпущены около 100 тыс. экземпляров русской азбуки и 60 тыс. славянской азбуки, такое же количество «катехизиса» и 15 тыс. экземпляров французских букварей. При этом поэт с удовлетворением отметил, что в 1829 г. учебных книг разошлось почти на 1/3 больше, чем в 1828 году.
«Учёные и писатели, какого б рода они ни были, – подчеркнул поэт в статье «Отрывки из писем, мысли и замечания», – всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности… Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».
В ноябре 1826 г. по распоряжению царя Николая I А. С. Пушкин написал записку «О народном воспитании». Поводом для разработки этой записки явились революционные события 14 декабря 1825 г. Кстати, подобные записки по императорскому повелению представили также начальник южных военных поселений И. О. Витт («Исследование коренных причин происшедшим заговорам и бунтам против престола и царства»), журналист и издатель Ф. В. Булгарин («Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного») и др.
Предложения А. С. Пушкина, его рассуждения о роли воспитания в обществе были отвергнуты Николаем I. 23 декабря 1826 года Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства, «есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание».
Что же писал А. С. Пушкин в указанной записке и что, мягко говоря, не понравилось царю? Прежде всего, поэт выразил сочувствие декабристам. Вероятно, писал он, родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.
Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, тогда как надо увлечь все юношество в общественные учебные заведения, «должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм». «…Отсутствие воспитания, – утверждает А. С. Пушкин, – есть корень всякого зла».
Поэт отрицательно относится к увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребёнок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух-трёх иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мысли Александра Сергеевича Пушкина, – это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые ланкастерские школы как составной элемент военного образования, рекомендует коренным образом улучшить работу кадетских корпусов. Ратует далее за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением сроков обучения. Наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.
В записке «О народном воспитании» А. С. Пушкин выдвинул ряд дидактических и методических соображений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школах, в том числе об «уничтожении экзаменов», о ликвидации телесных наказаний, некотором сокращении учебного времени на изучение иностранных языков и особенно древних, об устранении серьёзных недостатков в преподавании истории. Русскую историю он предлагал преподавать по Карамзину, а политическую экономию – по новейшей системе Сея и Сисмонди.
А. С. Пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодых людей в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. Поэт не побоялся поставить в пример бывшего статс-секретаря Государственного совета, декабриста Н. Тургенева, получившего образование в Геттингенском университете. Н. Тургенев – один из учредителей «Союза благоденствия» и «Северного общества» декабристов. В 1818 г. он издал книгу «Опыт теории налогов», в которой проводил идею освобождения русских крестьян от крепостной зависимости. В 1825 г. Н. Тургенев выехал в заграничный отпуск и в Россию уже не вернулся. Его перу принадлежит книга «Россия и русские».
*
В произведениях, статьях А. С. Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Отметим, что он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.
А. С. Пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодёжи. «Безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство». Вместе с тем поэт говорил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство. Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце.
Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объявляет себя патриотами на том основании, что любит ботвинью, а его дети бегают в красных рубашках. Он призывал изучать историю своего Отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. А. С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» Неуважение к предкам он считал первым признаком безнравственности.
А. С. Пушкин исключительно высоко ценил фундаментальную книгу Н. М. Карамзина «История Государства Российского», которая для русских людей той поры явилась настоящим открытием. «Древняя Россия, как оказалось, – писал поэт, – найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». И далее: «История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Одновременно А. С. Пушкин негодовал, что почти никто не сказал «спасибо» писателю, посвятившему 12 лет напряжённой работе над книгой.
А. С. Пушкин – создатель и неутомимый пропагандист русского литературного языка и русской классической литературы. Он звал «глаголом жечь сердца людей». Его девизом было следующее изречение: «Чтение – вот лучшее учение». При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим, случайным.
Будучи прекрасным языковедом, А. С. Пушкин утверждал, что славяно-русский язык, как материал словесности, имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими языками. Он завещал учиться языку у народа, у простых людей, у «московской просвирни». Поэт внёс неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. «Грамматика, – писал он, – не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи». Поэт многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок.
А. С. Пушкин выступил против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку и их увлечения французским языком. Он ратовал за хорошие переводы зарубежных изданий на русский язык, называя переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Поэт с сарказмом говорил о тех «образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные грамматические ошибки. Даже писателям он рекомендовал почаще обращаться к словарю, изданному Российской академией.
А. С. Пушкину принадлежит ряд высказываний об истории просвещения и о педагогической мысли в России. Он писал об огромной роли России в предотвращении разрушительных действий в области просвещения и культуры, чинимых татаро-монгольскими завоевателями. Татары, указывал поэт, не мавры, они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Растерзанная Россия спасла просвещение стран Западной Европы, а последние по отношению к ней были неблагодарны. Анализируя состояние просвещения в России в период татарского ига, Александр Сергеевич Пушкин положительно оценил деятельность русской церкви: «Духовенство, пощажённое удивительной сметливостью татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности».
А. С. Пушкин поддерживал и советовал продолжить реформы в сфере просвещения, начатые Петром I. О царе-реформаторе поэт писал: «Он умер в поре мужества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, одобрил Копиевича, невзлюбил Татищева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын холмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконоспасского училища. Новая словесность, плод новообразованного общества, скоро должна была родиться».
А. С. Пушкин считал, что успех народного образования в России в значительной степени является следствием Полтавской битвы, победы России в Северной войне. Европейское просвещение стало «причаливать» к берегам завоёванной Невы.
А. С. Пушкин проанализировал просветительную деятельность В. И. Татищева, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова и А. Н. Радищева, посвятив им специальные публикации.
В статье «О Татищеве» он воздаёт ему должное за написание «Истории Российского государства с самых древних времён до 1463 года», за разбор В. И. Татищевым древних законов, учреждение на Урале горных училищ. Поэт особо отметил дар историка, состоящий более чем из тысячи книг и переданный библиотекам учебных заведений.
В статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» А. С. Пушкин восхищается умом и деятельностью М. В. Ломоносова. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает правила отечественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка… Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным подвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
В статье «Денница» Александр Сергевич Пушкин полностью согласился с И. В. Киреевским, сказавшим, что Н. И. Новиков «продвинул на полвека образованность нашего народа», что он не только распространял знания, но и «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению».
В статьях «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Александр Радищев» А. С. Пушкин выразил горячее сочувствие этому революционеру-просветителю, хотя и не разделял его революционных взглядов. Отметим также, что публикация статьи «Александр Радищев», предназначенная для журнала «Современник», была запрещена министром народного просвещения С. С. Уваровым, не желавшим возобновлять память о человеке и его книгах, «достойных забвения».
А. С. Пушкин с похвалой отзывался об очагах просвещения в Москве, называл её центром образования всей России. Выступая против писателей типа Ф. В. Булгарина, поэт писал: «Москва доныне центр нашего просвещения, в Москве родились и воспитывались, по большей части, писатели коренные, русские, не выходцы, не переметчики, для коих: «ubi bene ibi patria» («где хорошо, там и родина»), для коих всё равно: бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить всё русское – были бы только сыты».
*
А каковы педагогические взгляды А. С. Пушкина, высказанные им в художественных произведениях?
Царь Борис (драма «Борис Годунов») говорит сыну Фёдору:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады, реки.
Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
А. С. Пушкин показал чрезвычайно ограниченный круг знаний, которые получали молодые аристократы типа Онегина. Евгений по-французски изъяснялся, «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно. Свет решил, что он умён и очень мил».
Поэт писал:
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Из произведений А. С. Пушкина мы получаем представление о том, где учились и воспитывались дворянские дети.
В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин нарисовал картину воспитания дворянских детей в XVIII в. Вот что говорил об этом Пётр Андреевич Гринёв: «В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С раннего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом прованского масла…
Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».
Владимир Дубровский, главный герой одноимённого романа, с малолетства был отправлен в Петербург для обучения в кадетском корпусе. Герой повести «История села Горюхина» своё образование получил у дьячка. В доме, кроме азбуки, письмовника и календаря, никаких книг не было. В незаконченном романе «Рославлев» А. С. Пушкин высмеял «цвет» светской молодёжи, ничтожных франтов, назвав их «обезьянами просвещения». Кстати, поэт заметил, что светские «русские женщины лучше образованы, более мыслят, нежели мужчины, занятые бог знает чем».
Художественные образы невоспитанных детей А. С. Пушкин представил в сатирическом рассказе-фельетоне «Детская книжка».
Произведения А. С. Пушкина рассматриваются в педагогических сочинениях Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Пирогова, Ушинского, Водовозова, Стоюнина, Острогорского, Корфа, Каптерева, Вахтерова, Тихомирова и многих других педагогов и деятелей просвещения.
В. Г. Белинский первый по-настоящему раскрыл воспитательное значение произведений Александра Сергеевича Пушкина.
В статье «О детских книгах» он рекомендовал педагогам максимально использовать произведения А. С. Пушкина – романы, повести, стихотворения, поэмы, сказки. Он советовал читать детям некоторые из народных сказок Пушкина, например, о рыбаке и рыбке, которая при высокой поэзии отличается, по причине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Он считал полезным читать детям и отрывки из некоторых поэм Пушкина: например, в «Кавказском пленнике» интересно в этом плане изображение черкесских нравов; в «Руслане и Людмиле» – эпизоды битв, описание поля, покрытого мёртвыми костями, богатырской головы; в «Полтаве» – битвы, появления Петра Великого. В. Г. Белинский отмечал доступность детям некоторых стихотворений Пушкина. Таковы, например, «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы». Детям более старшего возраста будет полезно, по мнению Виссариона Григорьевича Белинского, ознакомиться со стихотворениями «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина». При этом он подчёркивал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, чтобы они как можно менее понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время, свой черёд».
Н. Г. Чернышевский подчёркивал: «Надобно детям узнать, кто был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, – и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение и литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле…»
К. Д. Ушинский использовал произведения А. С. Пушкина в своих учебных книгах, книгах для детского чтения, хрестоматиях. В статье «О первоначальном преподавании русского языка» он писал о том, что при изучении произведений художественной литературы, в частности произведений А. С. Пушкина, «мы должны прежде сами усвоить хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и определить, что в нём есть народного и почему оно заслуживает изучения. Кроме того, на каждое такое произведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни».
Дети, читая произведения А. С. Пушкина, лучше овладевают русским словом, высокими нравственными идеями, обогащают свою душу чувством прекрасного.
А. С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.
Источник: Паначин Ф. Педагогические взгляды А. С. Пушкина // Воспитание школьников. 1990. – № 3. – С. 44–47.
*
См.:
Карта сайта
Пушкин А. С.
Пушкин А. С. (1)
* А. С. Пушкин. «В альбом Павлу Вяземскому»
© 2017 3419