СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогические взгляды А. С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

А. С. Пушкин – неутомимый просветитель народов России. Сознавая, что большинство русских людей безгра­мотно, он относился к ним с глубоким уважением. «Человек безграмотный, – писал поэт, – не есть урод и не находится вне вечных законов природы». Его беспокоила безграмотность народа.

А. С. Пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, её духовного обогащения. Образование будит мысль, – подчёркивал поэт.

Он радовался появлению в России новых букварей и школьных учебников. В статье, посвящённой крити­ческому анализу альманаха «Денница», он обратил вни­мание читателей на то, что в 1828 г. в России выпущены около 100 тыс. экземпляров русской азбуки и 60 тыс. славянской азбуки, такое же количество «катехизиса» и 15 тыс. экземпляров французских букварей. При этом поэт с удовлетворением отметил, что в 1829 г. учебных книг разошлось почти на 1/3 больше, чем в 1828 году.

«Учёные и писатели, какого б рода они ни были, – под­черкнул поэт в статье «Отрывки из писем, мысли и заме­чания», – всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности… Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности».

В ноябре 1826 г. по распоряжению царя Николая I А. С. Пушкин написал записку «О народном воспита­нии». Поводом для разработки этой записки явились рево­люционные события 14 декабря 1825 г. Кстати, подобные записки по императорскому повелению представили так­же начальник южных военных поселений И. О. Витт («Исследование коренных причин происшедшим загово­рам и бунтам против престола и царства»), журналист и издатель Ф. В. Булгарин («Нечто о Царско­сельском лицее и о духе оного») и др.

Предложения А. С. Пушкина, его рассуждения о роли воспитания в обществе были отвергнуты Николаем I. 23 декабря 1826 года Бенкендорф известил поэта о том, что царь, ознакомившись с его мыслями, изволил заметить, что принятое им правило, будто бы просвещение и гений служат основанием совершенства, «есть правило опасное для общего спокойствия, завлек­шее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилеж­ное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное вос­питание».

Что же писал А. С. Пушкин в указанной записке и что, мягко говоря, не понравилось царю? Прежде все­го, поэт выразил сочувствие декабристам. Вероятно, писал он, родственники и друзья погибших со временем успокоятся, поймут их.

Далее поэт говорит о том, что не образование, а чины сделались страстью, тогда как надо увлечь все юношество в общественные учебные заведения, «должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться позна­ниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной празд­ности казарм». «…Отсутствие воспитания, – утверждает А. С. Пушкин, – есть корень всякого зла».

Поэт отрицательно относится к увлечению дво­рянства домашним образованием и воспитанием детей, считая их безнравственными. В барской усадьбе ребёнок видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабст­вует, не получает никаких понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образо­вание ограничивается знанием начальных основ наук, двух-трёх иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мысли Александра Сергеевича Пушкина, – это развитие сети обществен­ных и государственных учебных заведений. Он поддер­живает так называемые ланкастерские школы как состав­ной элемент военного образования, рекомендует корен­ным образом улучшить работу кадетских корпусов. Ра­тует далее за расширение сети гимназий, лицеев, пан­сионов при университетах с продлением сроков обучения. Наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий.

В записке «О народном воспитании» А. С. Пушкин выдвинул ряд дидактических и методических соображе­ний по совершенствованию учебно-воспитательного про­цесса в школах, в том числе об «уничтожении экзаменов», о ликвидации телесных наказаний, некотором сокращении учебного времени на изучение иностранных языков и осо­бенно древних, об устранении серьёзных недостатков в преподавании истории. Русскую историю он предла­гал преподавать по Карамзину, а политическую эконо­мию – по новейшей системе Сея и Сисмонди.

А. С. Пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодых людей в зарубежных учеб­ных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях. Поэт не побоялся поставить в пример бывшего статс-секретаря Государственного совета, декабриста Н. Тургенева, получившего образование в Геттингенском университете. Н. Тургенев – один из учредителей «Союза благоденствия» и «Северного общества» декабристов. В 1818 г. он издал книгу «Опыт теории налогов», в кото­рой проводил идею освобождения русских крестьян от крепостной зависимости. В 1825 г. Н. Тургенев выехал в заграничный отпуск и в Россию уже не вернулся. Его перу принадлежит книга «Россия и русские».

*

В произведениях, статьях А. С. Пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастаю­щих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Отметим, что он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

А. С. Пушкин боролся за нравственную чистоту в лите­ратуре, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодёжи. «Безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потря­сение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство». Вместе с тем поэт гово­рил, что описывать человеческие слабости, заблуждения и страсти не есть безнравственность, как анатомическое вскрытие не есть убийство. Непременным качеством нравственности он считал совесть – когтистого зверя, скребущего сердце.

Поэт в своих произведениях высмеивал тех, кто объяв­ляет себя патриотами на том основании, что любит бот­винью, а его дети бегают в красных рубашках. Он призы­вал изучать историю своего Отечества, ибо, по его мнению, только невежественные люди не уважают прошлого. А. С. Пушкин писал: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…» Неува­жение к предкам он считал первым признаком безнравственности.

А. С. Пушкин исключительно высоко ценил фунда­ментальную книгу Н. М. Карамзина «История Государства Российского», которая для русских людей той поры яви­лась настоящим открытием. «Древняя Россия, как оказа­лось, – писал поэт, – найдена Карамзиным, как Америка Колумбом». И далее: «История Государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». Одновременно А. С. Пушкин негодо­вал, что почти никто не сказал «спасибо» писателю, посвятившему 12 лет напряжённой работе над книгой.

А. С. Пушкин – создатель и неутомимый пропаган­дист русского литературного языка и русской класси­ческой литературы. Он звал «глаголом жечь сердца людей». Его девизом было следующее изречение: «Чтение – вот лучшее учение». При этом поэт считал, что чтение должно быть выборочным, продуманным, последовательным, а не беспорядочным, эпизодическим, случайным.

Будучи прекрасным языковедом, А. С. Пушкин утверж­дал, что славяно-русский язык, как материал словесности, имеет неоспоримое превосходство перед всеми европей­скими языками. Он завещал учиться языку у народа, у про­стых людей, у «московской просвирни». Поэт внёс неоценимый вклад в совершенствование грамматического строя русского языка. «Грамматика, – писал он, – не предписы­вает законов языку, но изъясняет и утверждает его обы­чаи». Поэт многое сделал для изучения и распространения старинных песен, сказок, былин, пословиц и поговорок.

А. С. Пушкин выступил против пренебрежительного отношения дворян к русскому языку и их увлечения французским языком. Он ратовал за хорошие переводы зарубежных изданий на русский язык, называя переводчи­ков «почтовыми лошадьми просвещения». Поэт с сарказ­мом говорил о тех «образованных» людях, которые в письменной речи допускали элементарные граммати­ческие ошибки. Даже писателям он рекомендовал по­чаще обращаться к словарю, изданному Российской академией.

А. С. Пушкину принадлежит ряд высказываний об истории просвещения и о педагогической мысли в России. Он писал об огромной роли России в предотвращении разрушительных действий в области просвещения и куль­туры, чинимых татаро-монгольскими завоевателями. Та­тары, указывал поэт, не мавры, они, завоевав Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля. Растер­занная Россия спасла просвещение стран Западной Европы, а последние по отношению к ней были неблагодарны. Анализируя состояние просвещения в России в период татарского ига, Александр Сергеевич Пушкин положительно оценил дея­тельность русской церкви: «Духовенство, пощажённое удивительной сметливостью татар, одно – в течение двух мрачных столетий – питало бледные искры византийской образованности».

А. С. Пушкин поддерживал и советовал продолжить реформы в сфере просвещения, начатые Петром I. О царе-реформаторе поэт писал: «Он умер в поре му­жества, во всей силе творческой деятельности. Он бросил на словесность взор рассеянный, но проницательный. Он возвысил Феофана, одобрил Копиевича, невзлюбил Тати­щева за легкомыслие и вольнодумство, угадал в бедном школьнике вечного труженика Тредиаковского. Семена были посеяны. Сын молдавского господаря воспитывался в его походах, а сын холмогорского рыбака, убежав от берегов Белого моря, стучался в ворота Заиконоспасского училища. Новая словесность, плод новообра­зованного общества, скоро должна была родиться».

А. С. Пушкин считал, что успех народного образования в России в значительной степени является следствием Полтавской битвы, победы России в Северной войне. Европейское просвещение стало «причаливать» к берегам завоёванной Невы.

А. С. Пушкин проанализировал просветительную дея­тельность В. И. Татищева, М. В. Ломоносова, Н. И. Нови­кова и А. Н. Радищева, посвятив им специальные пуб­ликации.

В статье «О Татищеве» он воздаёт ему должное за написание «Истории Российского государства с самых древ­них времён до 1463 года», за разбор В. И. Татищевым древних законов, учреждение на Урале горных училищ. Поэт особо отметил дар историка, состоящий более чем из тысячи книг и переданный библиотекам учебных заве­дений.

В статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» А. С. Пушкин восхищается умом и деятельностью М. В. Ломоносова. «Соединяя необыкно­венную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, ху­дожник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю Отечества, утверждает пра­вила отечественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом пред­угадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими про­изведениями и наконец открывает нам истинные источ­ники нашего поэтического языка… Между Петром I и Ека­териной II он один является самобытным подвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

В статье «Денница» Александр Сергевич Пушкин полностью согласился с И. В. Киреевским, сказавшим, что Н. И. Новиков «про­двинул на полвека образованность нашего народа», что он не только распространял знания, но и «создал у нас любовь к наукам и охоту к чтению».

В статьях «Путешествие из Москвы в Петербург» и «Александр Радищев» А. С. Пушкин выразил горячее со­чувствие этому революционеру-просветителю, хотя и не разделял его революционных взглядов. Отметим также, что публикация статьи «Александр Радищев», предназначенная для журнала «Современник», была запре­щена министром народного просвещения С. С. Уваровым, не желавшим возобновлять память о человеке и его кни­гах, «достойных забвения».

А. С. Пушкин с похвалой отзывался об очагах про­свещения в Москве, называл её центром образования всей России. Выступая против писателей типа Ф. В. Булгарина, поэт писал: «Москва доныне центр нашего просвещения, в Москве родились и воспитыва­лись, по большей части, писатели коренные, русские, не выходцы, не переметчики, для коих: «ubi bene ibi patria» («где хорошо, там и родина»), для коих всё равно: бегать ли им под орлом французским или русским языком позорить всё русское – были бы толь­ко сыты».

*

А каковы педагогические взгляды А. С. Пушкина, выска­занные им в художественных произведениях?

Царь Борис (драма «Борис Годунов») говорит сыну Фёдору:

Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады, реки.

Учись, мой сын: наука сокращает

Нам опыты быстротекущей жизни…

А. С. Пушкин показал чрезвычайно ограниченный круг знаний, которые получали молодые аристократы типа Онегина. Евгений по-французски изъяснялся, «легко ма­зурку танцевал и кланялся непринужденно. Свет решил, что он умён и очень мил».

Поэт писал:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

Из произведений А. С. Пушкина мы получаем представ­ление о том, где учились и воспитывались дворян­ские дети.

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин нарисовал картину воспитания дворянских детей в XVIII в. Вот что говорил об этом Пётр Андреевич Гринёв: «В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С раннего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзо­ром на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом прованского масла…

Бопре в отечестве своём был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel (чтобы стать учителем), не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности».

Владимир Дубровский, главный герой одноимённого романа, с малолетства был отправлен в Петербург для обучения в кадетском корпусе. Герой повести «История села Горюхина» своё образование получил у дьячка. В доме, кроме азбуки, письмовника и календаря, ника­ких книг не было. В незаконченном романе «Рославлев» А. С. Пушкин высмеял «цвет» светской молодёжи, ничтожных франтов, назвав их «обезьянами просвещения». Кстати, поэт заметил, что светские «русские женщины луч­ше образованы, более мыслят, нежели мужчины, заня­тые бог знает чем».

Художественные образы невоспитанных детей А. С. Пуш­кин представил в сатирическом рассказе-фельетоне «Детская книжка».

Произведения А. С. Пушкина рассматриваются в педа­гогических сочинениях Белинского, Герцена, Чернышев­ского, Добролюбова, Писарева, Пирогова, Ушинского, Водовозова, Стоюнина, Острогорского, Корфа, Каптерева, Вахтерова, Тихомирова и многих других педагогов и дея­телей просвещения.

В. Г. Белинский первый по-настоящему раскрыл воспи­тательное значение произведений Александра Сергеевича Пушкина.

В статье «О детских книгах» он рекомендовал педагогам максимально использовать произведения А. С. Пушкина – романы, повести, стихотворения, поэмы, сказки. Он сове­товал читать детям некоторые из народных сказок Пуш­кина, например, о рыбаке и рыбке, которая при высокой поэзии отличается, по причине своей бесконечной народ­ности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Он считал полез­ным читать детям и отрывки из некоторых поэм Пуш­кина: например, в «Кавказском пленнике» интересно в этом плане изображение черкесских нравов; в «Руслане и Людмиле» – эпизоды битв, описание поля, покрытого мёртвыми костями, богатырской головы; в «Полтаве» – битвы, появления Петра Великого. В. Г. Белинский отме­чал доступность детям некоторых стихотворений Пушкина. Таковы, например, «Песнь о вещем Олеге», «Жених», «Пир Петра Великого», «Зимний вечер», «Утопленник», «Бесы». Детям более старшего возраста будет полезно, по мнению Виссариона Григорьевича Белинского, ознакомиться со стихотворе­ниями «Клеветникам России» и «Бородинская годовщи­на». При этом он подчёркивал: «Не заботьтесь о том, что дети мало тут поймут, но именно старайтесь, что­бы они как можно менее понимали, но больше чувст­вовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце переполняется чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка, прямо через сердце, мимо головы, для которой ещё настанет своё время, свой черёд».

Н. Г. Чернышевский подчёркивал: «Надобно детям уз­нать, кто был Пушкин и что он писал. Да почему же надобно знать это? Потому, что он был великий поэт, – и книжка объясняет своим читателям, что такое просвещение и литература, поэзия, поэт, великий человек, и объясняет эти понятия в их настоящем смысле…»

К. Д. Ушинский использовал произведения А. С. Пуш­кина в своих учебных книгах, книгах для детского чте­ния, хрестоматиях. В статье «О первоначальном преподава­нии русского языка» он писал о том, что при изучении произведений художественной литературы, в частности произведений А. С. Пушкина, «мы должны прежде сами усвоить хорошо это произведение, должны сделать ему строгую логическую и эстетическую оценку и опреде­лить, что в нём есть народного и почему оно заслу­живает изучения. Кроме того, на каждое такое произ­ведение мы должны смотреть как на окно, через которое можем показать детям ту или другую сторону народной жизни».

Дети, читая произведения А. С. Пушкина, лучше овла­девают русским словом, высокими нравственными идея­ми, обогащают свою душу чувством прекрасного.

А. С. Пушкин – поэт, просветитель – вечен. Он всегда с народом. Наша кровная связь с великим писателем никогда не оборвётся.

Источник: Паначин Ф. Педагогические взгляды А. С. Пушкина // Воспитание школьников. 1990. – № 3. – С. 44–47.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Пушкин А. С.

https://multiurok.ru/blog/pushkin-a-s-1.html

Пушкин А. С. (1)

https://multiurok.ru/blog/pushkin-a-s-1-1.html

* А. С. Пушкин. «В альбом Павлу Вяземскому»

https://multiurok.ru/blog/a-s-pushkin-v-albom-pavlu-viazemskomu.html

Категория: Литература
01.07.2017 22:58


© 2017 3419

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!