СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отзвуки: поэты начала XX века о Первой мировой войне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Первой мировой войны, сыгравшая значительную роль в развитии мировой литературы, не могла не отразиться и в русской литературе. Но по ряду причин осталась почти незамеченной. «Русская литература как будто обошла это событие стороной,» - так оценил проблему Н. Александров на междисциплинарном круглом столе «Первая мировая война в литературных и художественных источниках», состоявшемся в Институте мировой литературы имени А.М.Горького в июне 2013 г. В русской литературе не возникло корпуса текстов, равного по масштабу западной литературе тех времён. Но данная тематика тем не менее присутствует, и прежде всего в поэзии начала века.

В действующих школьных программах по литературе также не найдём раздела «Литература периода Первой мировой войны», хотя по времени (1914 – 1918г.г.) она длилась столько же, сколько и Великая Отечественная война (1941 – 1945г.г.). Называемая Великой, Второй Отечественной (до 1939 года), она определила меняющийся облик мира, открыв «невиданные глубины гуманитарного взлёта и падения» человечества, но оказалась вычеркнутой из духовной памяти русского народа.

В связи с необходимостью разработки концепции литературного образования можно подумать, как осветить тему Первой мировой войны в курсе 11 класса. Фундаментальное ядро содержания общего образования предоставляет для этого следующее положение: «Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн» [1, С. 16]. Принцип историзма, лежащий в основе историко-литературного курса, предполагает наличие неких «узлов» (термин Ю.М.Лотмана), объединяющих писателей, несмотря на различие эстетических платформ. Таким «узлом» может стать тема Первой мировой войны в творчестве поэтов-модернистов. Художественные произведения, созданные в русле символизма, акмеизма, футуризма, новокрестьянской поэзии, позволяют составить так называемую спектрограмму войны (воплощение «текстов» войны различными художественными течениями). Данный приём поможет, на наш взгляд, посредством технологии медленного чтения (наблюдения, комментирования, поиска аллюзий, особенностей поэтики и стилистики) получить первое представление и первое впечатление о модернистской поэзии на конкретном, значимом для автора и читателя материале. Выбор произведения учителем в данном случае может быть несколько субъективен и определяется датой написания произведения и/или его названием.

Предлагаю для работы следующие тексты: «Петроградское небо мутилось дождем…» (1914 г.) Александра Блока, «Война» (1914 г.) Николая Гумилёва, «Июль 1914-го» (1914 г.) и «Молитва» (1915 г.) Анны Ахматовой, «Война объявлена» (1914 г.) Владимира Маяковского, «Заглушала засуха зесевки…» (1914 г.) Сергея Есенина и «Россия» (1915 г.) Максимилиана Волошина. Несмотря на принципиальную разницу воплощения темы войны каждым из поэтов, первичное восприятие выявляется по следующим вопросам: настроение, которое создаётся стихотворением, ?? средства и приёмы, позволяющие понять настроение, ?? художественная мысль – идея текста. Данный алгоритм, привитый своим студентам профессорам Л.А.Розановой, считаю наиболее приемлемым для обучающего анализа поэтических текстов.

Перед прослушиванием текстов использую приём технологии продуктивного чтения – антиципацию (предвосхищение). Имея представление о модернистских течениях, учащиеся предполагают, что в символистском стихотворении откроется философская двойственность войны (война как конкретное событие истории и война как событие вселенского масштаба); в акмеистском читателя поразят точные детали и образы; стихотворение футуриста оглушит эмоциями, грубоватыми, антиэстетичными; пример же новокрестьянской поэзии передаст через фольклорные образы и народную поэтику народное же отношение к войне.

Обязательно привлекаю краткие биографические комментарии. Николай Гумилёв 24 августа 1914 года зачислен в лейб – гвардии уланский полк, за участие в военных действиях дважды награждён Георгиевским крестом. Александр Блок 7 июля 1916 года призывается в действующую армию и семь месяцев служит в инженерно – строительной дружине. Владимир Маяковский в 1914 году пытался отправиться добровольцем на фронт, но не был призван из – за неблагонадёжности. Сергей Есенин в 1916 году получил назначение санитаром в Царскосельский военно – санитарный поезд. Наиболее необычно война отозвалась в судьбе Максимилиана Волошина. Он встретил 1914 год за границей. Как ратный ополченец подлежал призыву в армию. Не желая именоваться дезертиром, поэт весной 1916 года возвращается в Россию, где осенью его призывают в армию. Волошин официально обращается к военному министру, отказываясь «быть солдатом как европеец, как художник, как поэт» и выражает готовность понести за это любое наказание. С этого момента он уже никогда не покидает родину.

«Война объявлена» : автора узнают сразу по эмоциональному, даже грубо – экспрессивному накалу, натуралистическим деталям, страшным метафорам. Кольцевая композиция подчеркивает гибельность войны для всего человечества.

По первому сравнению «жужжат шрапнели, словно пчёлы, собирая ярко – красный мёд» узнаётся акмеист Гумилёв. Настроение стихотворения торжественное, даже величавое. Про Гумилёва А.Н.Куприн сказал, что тот умеет «поэтизировать войну»: труженики, сеющие подвиг и жнущие славу, ?? не со страниц ли они «Слова о полку Игореве», где прославляется храбрость и отвага безотносительно к справедливости/несправедливости битвы. Воюющие, гнущиеся над сохою, молящие и скорбящие – все выполняют свой долг перед Господом. И главная доблесть на войне – пожалеть поверженного. Первая мировая, открывшая бездны расчеловечивания в стихотворении Гумилёва – проявление высочайшего человеческого духа.

В стихотворении Анны Ахматовой «Июль 1914 - го» обращает на себя образ засухи: это и достоверная деталь, и обещание «глада, и труса, и мора», и исполнившееся пророчество. Тихая, оттого глубокая, неизбывная печаль звучит в словах молящего, обращенных к низкому пустому небу. В 1915 году Ахматова напишет стихотворение «Молитва», лейтмотивом которого станет самопожертвование во имя спасения России. Лирическая героиня готова жертвовать и ребёнком, и другом, и таинственным песенным даром, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей». Так выражается народность лирики Ахматовой.

«Петроградское небо мутилось дождём…» : уже в первой строфе слышится голос символиста Александра Блока. Обращает на себя внимание отсутствие героев. Вместо людей - метонимические образы уходящего эшелона, наполняющегося «штык за штыком». Эта неодушевлённость резко контрастирует с обилием чувств, названных также метонимически: «…тысячью жизней цвели//боль разлуки, тревоги, любви//Сила, юность, надежда.». Вновь блоковские образы заката и дымных туч в крови, символизирующие трагедию. Воины, провожаемые плачущим рожком, останутся в памяти лишь бессмертным «ура»; им не нужна ни жалость, ни печаль, ни грусть – уже уничтожены эти тысячи жизней «отравленным паром с галицийских кровавых полей…». В этой простоте по – настоящему катастрофическое ощущение конца.

Есенинский анапест стихотворения «Заглушила засуха засевки…» напомнил некрасовскую лирику, тема которой – страдание народа. Сама ситуация крестьянского молебна о дожде и слова «дьячишки лядащего» (они являются началом молитвы за Оточество) помогают почувствовать атмосферу приближающегося несчастья. Пейзаж в стихотворении тревожен: «пенящиеся зори», «холстины облаков», туман над обмелевшей рекой… Природа не обещает крестьянину радости, идти дождю кровавому.

Все прочитанные и прокомментированные стихотворения свидетельствуют о том, что война воспринимается как великое несчастье. Ни один из авторов не размышляет над целями войны, над её характером, справедливым или несправедливым. Каждый чувствует и воплощает народное горе: и будущий первый советский поэт Маяковский, и расстрелянный в 1921 году романтик – конквистадор Гумилёв, и перенесшая лишения со своей страной Анна Ахматова, и народный «забулдыга – подмастерье» Сергей Есенин, и «трагический тенор эпохи» Александр Блок.

Не уходит из истории Первая мировая война, война как противостояние государств, идеологий, интересов, добра и зла. И каждый выбирает свою сторону. Об этом стихотворение «близкого всем и всем чужого» Максимилиана Волошина, одно из немногих патриотических стихотворений, «которое читаешь с волнением» (В. Брюсов).

Категория: Литература
09.03.2015 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!