СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От успешности ученика - к успешной личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это? Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие "успешный ученик": - способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же; - способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); - высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности; - способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны; - положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика; - положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса - ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным; - социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей; - позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика; - позитивные отношения с одноклассниками; - хорошее физическое и психическое здоровье; - адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным; - чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником. Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности? - Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным. - Низкий "паспортный" или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками. - Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные. - "Правополушарный" тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе "левополушарном третировании", т.е. опоре на логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части. - Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует "бесполая" педагогика, хотя мальчики и девочки – это две разные нейрогенетические группы. - Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем. - Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических функций. - Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста. - Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и психологических закономерностях развития ребенка. - Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт. - Проблемная семья. - Высокая "цена" успешной познавательной деятельности. Мы говорим: "Вот ведь можешь же!", - когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии "повышенной боевой готовности", мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не предназначены для выполнения данной деятельности. - Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка - подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ. - Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность. Так какой же он, успешный ученик? Мы опросили пятиклассников. Им был задан вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?" У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…). Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества. А что думают о понятии "идеальный ученик" учителя? На первое место они ставят желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 1-2 каких-то общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом соотносятся понятия "идеальный ученик" и "идеальный взрослый", т.е. тот, кто закончил школу? Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: "Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие школу?" Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение, надежность, мужественность. Девушек-выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения. А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы пятиклассников на вопрос: "Какой я?" Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти каждый четвертый переживает, что он "не самый умный" или даже "полутупой". Девочки часто считают себя добрыми, вежливы ми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже из-за того, что "не очень умные". А еще дети страдают из-за того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными. Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по-взрослому, не так, как ребенок – это нормально. И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: "приговоренные к необучаемости". И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: "Каким должен быть идеальный ученик?", - написал: "Идеальный ученик должен быть счастливым". И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово "счастливый" он написал через букву "щ". http://www.zankov.ru/about/theory/article=436/ Как Вы считаете, от каких факторов зависит успешность ученика? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Категория: Всем учителям
23.05.2015 13:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!