СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренная личность - успешная личность

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОДАРЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ – УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ

Каждый день мы приходим на работу в школу, где общаемся, учим, воспитываем учащихся, которые все разные одни общительные и коммуникабельные, другие угрюмые и замкнутые. Одни преуспевают по математике, другие – по истории. Одни успешные, другие - менее успешные. А почему? Казалось бы одна школа, один класс, одинаковый возраст. А это все потому, что дети имеют определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывают на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающие свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуального объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самосознанию, которое позволяет свободно подчинять свое «Я» нравственному закону.

Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедеятельности, то есть многое приобретается определенным социальным опытом. Как писал философ В.И. Лавриненко : «Личность – это понятие весьма богатое по содержанию, включающая не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека». Так одним из таких свойств является одаренность.

Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной среде общения ( лидерство).

И прежде всего одаренный ребенок - это успешная личность, которая выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности; проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы; предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы; свободно высказывает своё мнение, настойчиво, энергично отстаивает его; склонен к рискованным действиям; обладает богатой фантазией, воображением; часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов; обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными; чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей; не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других; конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения; стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.

Большую роль в успешности ребенка играет творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность, которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству.

Стремление к новому характеризуется следующими показателями: способностью к фантазии; творческим воображением; способностью создавать новые образы (в том числе неправдоподобные, фантастические, нестандартные); способностью обнаруживать новые связи между элементами творческого задания по сходству, смежности и контрасту.

Критичность мышления раскрывается следующими показателями: независимость суждений; способность пользоваться объективными критериями; умение находить причины своих ошибок и неудач; самооценка творческой деятельности; способность формулировать свои оценочные суждения.

Способность к преобразованиям характеризуется умением анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное; описывать и давать определения, объяснять, доказывать, обосновывать; систематизировать и классифицировать; способностью генерировать идеи, выдвигать гипотезы, видеть противоречия; способностью осуществлять перенос знаний и умений.

Стремление к творчеству включает следующие основные показатели: интерес к определенному творчеству; стремление к лидерству и получению высокой оценки со стороны учителей, друзей и родителей.

С такими качествами одаренному ребенку намного проще достичь успеха, чем ученику среднего уровня.

Но с одаренными детьми необходимо беспрерывно работать, развивать их способности, качества, умения и навыки, развивать сильные стороны и работать над слабыми.

Многие психологи, такие как Х.Маккей, В.А.Штроу считают, что, хотя мы все обладаем индивидуальными способностями, благодаря которым каждый из нас является уникальным, можно выделить общие характерные особенности, которые помогают добиться успеха. На основе этих особенностей психологами была построена формула успеха, которая включила сумму следующих компонентов: упорство, определение цели, сосредоточение усилий. Если прибавить к этой формуле уверенность в себе, успех непременно придет. Практически все из перечисленных особенностей можно развивать. Большинство детей способны сделать многое для развития своих способностей, характера, творческой активности, целеустремленности, но для этого необходимо много трудиться и прикладывать все свои усилия и помощь в этом должен оказать прежде всего учитель. Я считаю, что стоит прислушаться к словам К. Роджерса: «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека». И нашей задачей является создавать такую атмосферу, с помощью учебной и внеклассной деятельностей. Также я сделала вывод: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться.

И только тогда одаренная личность станет действительно успешной.

Категория: Всем учителям
10.03.2015 01:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!