СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одаренный ребенок в структуре общеобразовательного учреждения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренный ребенок в структуре общеобразовательного учреждения

Е.А.Веселовская, учитель информатики

средней школы №2 г. Рудни Смоленской области

Все ярче звучат слова академика В. И. Вернадского: «Таланты редки, их надо беречь и сохранять, в них настоящая живая сила нации».

Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу в условиях демографического кризиса компенсировать потребности в воспроизводстве интеллектуального, творческого ресурсов.

В реализации программы «Одаренные дети» школа рассматривается нами, прежде всего, как социальная организация, где каждый член организации – ее важная составляющая со своим набором качеств и навыков, стремлений и способностей.

Управление современной школой по своему назначению опирается исключительно на творческую личность. В связи с этим успешность управления во многом зависит от того, как строится работа с одаренными школьниками, какую позицию занимают они в структуре управления, играют социальную роль в организации.

Рассматривая такие типы одаренности как:

  1. Интеллектуальный
  2. Художественный
  3. Социальный
  4. Спортивный

педагогический коллектив школы направляет усилия на создание сотрудничества и взаимодействия управленческой, научно-методической социальной структуры школы с творческим потенциалом одаренных детей.

Способные дети успешно заняли свою нишу в структуре школы:

  1. управление школьной организацией «Новое поколение»,
  2. работа школьных министерств:
    • наука и образование,
    • служба культуры и досуга,
    • здравоохранения и спорта,
    • труда, порядка и заботы,
    • служба массовой информации.

Соединяя способности и потенциал одаренных детей с социальной структурой, школа имеет возможность повысить эффективность развития, как организации, так и самого ребенка каждого типа одаренности.

Главное и самое трудное для педагогического коллектива не просмотреть одаренность в ученике, заметить и направить в нужное русло творчество, создать условия для развития.

Интеллектуальный тип одаренности детей в структуре школы

Учитель определенно видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными. Эти школьники обладают значительными, глубокими базовыми и расширенными знаниями.

Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и дополнительный материал, нередко склонны к философскому осмыслению.

Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы.

Познавательная потребность, является непременной характеристикой любого типа одаренности, но у этих учащихся проявляется наиболее отчетливым и очевидным образом. Как правило, при этом типе одаренности уже в среднем звене отмечается устойчивая система познавательных интересов.

В социальной структуре школы учащиеся интеллектуального типа одаренности занимают, прежде всего, образовательный блок. Именно этот тип одаренности находит свое место в научно-исследовательской, деятельности, в организации и проведении предметных олимпиад начиная с начальных классов, традиционных Дней науки, конкурсов. Учащиеся оказывают помощь болеющим детям.

Нужно отметить, что общение с одаренными ребятами является не только весьма плодотворным, но и способствует взаимному обогащению. В процессе работы учителя и ученики порой просто меняются местами, поскольку новейшие компьютерные технологии молодое поколение осваивает намного быстрее, учителя не считают зазорным и поучиться у своих учеников.

Основные формы поддержки и работы с одаренными детьми интеллектуального типа

  • предметные олимпиады со 2 класса,
  • в школе работает 15 кружков,
  • помощь в получении детям премии имени М.А.Егорова,
  • организация эффектной церемонии вручения золотых и серебряных медалей выпускникам школы,
  • поддержка участия детей в международной математической игре-конкурсе «Кенгуру»
  • деловые и ролевые игры,
  • опытно-экспериментальная работа,
  • традиционный День науки,
  • научно-практические конференции,
  • выставки творческих работ;
  • психолого-педагогический мониторинг,
  • психологическое сопровождение работы с одаренными детьми,
  • работа с одаренными детьми в условиях обычных классов (на основе «внутренней» дифференциации, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.)),
  • семинары,
  • психологические тренинги: тренинги личностного роста, интеллектуальные тренинги;
  • консультации для детей, подростков, родителей, нуждающихся в психологической поддержке.
  • поддержка учителей, работающих с одаренными детьми;

Школа высоко оценивает результаты деятельности интеллектуально одаренных учащихся.

Художественный тип одаренности детей в структуре школы

Еще один тип одаренности - художественный. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Многие творческие личности характеризуются сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Главное не пропустить такого ученика. Дать возможность реализовать себя.

Одаренные учащиеся школы художественного типа являются центральным звеном культуры и досуга.

Состав группы неоднороден. Учащиеся с музыкальными способностями имеют возможность заниматься вокалом и хореографией, художественные способности раскрываются и развиваются в занятиях живописью, вышивкой и дизайном.

Сценические способности развиваются в драматическом кружке. Результаты деятельности, прежде всего, направлены на организацию и проведение школьных праздников. Но также большую работу проводят дети в подготовке и проведении районных мероприятий. Учащиеся со сценическими способностями являются участниками народного театра г.Рудни.

Больших успехов ребята добиваются в районных и областных конкурсах.

Спортивный тип одаренности детей в структуре школы

Специальный интерес проявляется в отношении учащихся и с другим видом одаренности. Речь идет о психомоторной или спортивной.

Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться. В помощь спортивным детям разрабатываются индивидуальные программы обучения.

В структуре школы спортивные дети занимают ту, социальную позицию, которая считается в наше время одной из составляющих здорового образа жизни.

Активно занимаясь спортом, эти дети организовывают спортивно-оздоровительную работу. Интересен опыт в проведении школьной гимнастики, традиционного Дня здоровья, школьных спортивных праздников. Большую помощь оказывают спортивные дети в проведении Дня открытых дверей для будущих первоклассников. Ежегодные поступления в выпускников школы в Институт физкультуры и спорта г.Смоленска доказывают о необходимости развития спортивного типа одаренности детей.

Спортивные достижения являются гордостью нашей школы:

В районных спортивных соревнованиях по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, легкоатлетическом 4-х-борье, в 21 спартакиаде – учащиеся школы ежегодно занимают 1 место, по настольному теннису – 2 место, шахматам – 3 место.

Социальный тип одаренности детей в структуре школы

Еще один тип одаренности, который учителю сравнительно легко увидеть, но не всегда легко принять именно как вид одаренности. Это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такие дети характеризуются способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию. Во многих случаях у учащихся с этим типом одаренности наблюдается и яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

К сожалению, у многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей.

Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение. Все это еще больше усиливает проблемы и этих учеников, и в не меньшей степени их учителей.

Поэтому нужна специальная, иногда длительная и сложная работа, чтобы повернуть учеников с этим типом одаренности лицом к школе, тем более и им должна быть отведена соответствующая социальная роль.

Те учащиеся, которые обладают лидерскими способностями и потенциалом, имеют возможность заполнить такую значимую ячейку социальной структуры школы, как самоуправление.

Уже третий избранный и ныне действующий президент возглавляет школьную организацию «Новое поколение».

Самоуправление является важной составляющей социальной структуры школы и влияет на управление развитием.

Наиболее привлекательна роль для детей в преобразовании школьной жизни. Когда дети явно видят продукт своего труда и его значимость для окружающих, то способности проявляются наиболее ярко.

Социально одаренные учащиеся школы реализуют свои способности в создании социальных проектов:

«Начальная школа».

«И стены учить помогают».

«Зимний сад».

Данные проекты является социально-дизайнерскими, направленными на создание комфортных условий для обучения и воспитания школьников, рабочей обстановки учителей.

В создании и реализации данных проектов произошло объединение усилий и способностей одаренных детей художественного и социального типов.

В структуре управления лидерские качества пригодились и в службе «Труд, порядок и забота».

В рамках добровольчества создана и действует программа «Добрострой» - программа помощи ветеранам ВОВ.

Проявляются лидерские качества учащихся в реализации маркетингового направления. В структуре самоуправления создана творческая группа «Маркетинг». Новое направление в работе школы. Первые шаги сделаны в изучении запросов родителей и учащихся микрорайона школы в сфере образования (о предпочитаемой профильной подготовке, условиях учебно-воспитательной деятельности школы), проводился предметный рейтинг.

С большим интересом учащиеся работают по формированию имиджа школы. В структуре службы Средств Массовой Информации ребята учатся проводить рекламу учебного заведения (это и статьи в районной газете о деятельности школы и разработка буклетов школы).

Для обучения лидеров в школе функционирует кружок «Школа лидера».

Таким образом, социальная структура школы как социальной организации пронизана присутствием творческой одаренной личности. В школе созданы и корректируются в ногу со временем условия для развития, как самой школы, так и развития способностей детей.

Закончить свое выступление хочу словами Сократа

«В каждом ребенке солнце. Дайте ему светить».

Категория: Всем учителям
02.11.2019 19:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!