СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МОДЕЛЬ ПИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной школе изменились приоритетные ценности образования – школа переориентировалась на развитие интересов и способностей, на выявление и сопровождение одаренных детей, на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах жизни. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Поэтому перед педагогом возникает необходимость развития познавательной активности, самостоятельности и координации образовательной деятельности одаренных детей. Опыт показывает, что путь разрешения противоречия между целями и средствами современного образования лежит в разработке моделей педагогического сопровождения одаренных детей, которая будет выполнять следующие функции:

  • Диагностика области одаренности учащегося;
  • Организация изучения индивидуальных и личностных особенностей одаренного;
  • Консультативная работа по выявлению творческого и интеллектуального потенциала ребенка;
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории;
  • Создание условий успешного развития и социальной адаптации одаренного ребенка.

Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Сопровождение предполагает соединение действий сопровождаемого с сопутствующими действиями сопровождающего с целью достижения наиболее оптимального результата. По Газману О.С., проблемы воспитания – проблемы педагога, который приобщает учащегося к должному, а проблемы педагогической поддержки – это проблемы ребенка, справляющегося со своими трудностями при помощи педагога. Предметом педагогической поддержки является культивирование самоценности, интересов, собственных целей, осознание личных достоинств и индивидуальности, поиск путей преодоления препятствий в осуществлении образовательно-профессионального плана.

Психологическое сопровождение профессионального определения компенсирует недостаточность и несогласованность внешних и внутренних ресурсов личности при последовательном принятии решений, связанных с послешкольным образовательно-профессиональным маршрутом. Необходимым условием для поддержки одаренного школьника является отход от предопределенности, свойственной обучению и воспитанию. В её процессе происходит не линейное развитие определенных качеств личности, а объемное изменение индивидуального поведения, эмоционального состояния, продуктивной деятельности. Технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика.

Традиционно в предпрофильной подготовке выделяют следующие этапы :

  • Пропедевтический – выявление образовательного запроса.
  • Основной - моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе.
  • Завершающий – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения.

Результатом эффективной работы предпрофильной подготовки я считаю успешное и осознанное продвижение по выбранному образовательно-профессиональному маршруту.

В педагогической практике хорошо зарекомендовала себя разработанная модель сопровождения одаренных учащихся, которая предполагает выполнение принципов непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, гибкости, открытости, активности, оптимизма и постепенности работы. Эти принципы изложены ведущими специалистами в области образовательно-профессионального самоопределения С.Н.Чистяковой и Н.Ф.Родичевым.

Цель модели: создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одаренных и способных детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие и самореализацию, самоопределение и социализацию.

Задачи:

Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.

Развитие умений выделять главное, существенное в материале (например, составлять схему, план, формулировать выводы и контрольные вопросы).

Формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

Развитие самостоятельного мышления.

Развитие речи:

- обогащение и усложнение словарного состава и смысловых функций речи в ходе решения образовательных задач;

- усиление коммуникативной функции речи в ходе решения образовательных задач.

Развитие воображения, памяти, внимания одаренных учащихся.

Формирование у них умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.

Развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям.

Развитие индивидуальных творческих способностей гимназистов в условиях комфортной познавательной ситуации.

Модель педагогического сопровождения одаренных учащихся можно изложить в виде совокупности деятельности школьного психолога, классного руководителя, социального педагога. Эти действия направлены на формирование и развитие у учащихся навыков самостоятельного, осознанного принятия решения о выборе маршрута дальнейшего обучения (включая выбор профильных курсов). Деятельность психолога заключается в исследовании интересов, склонностей и способностей, деятельность классного руководителя – знакомство с возможными вариантами образовательного маршрута и консультирование учащегося и его родителей. Работа социального педагога – организация и проведение просветительских мероприятий: встреч со специалистами центра занятости, посещение дней открытых дверей учреждений профессионального образования, бесед с успешными представителями разных профессий и т. д. Качественным показателем предпрофильной подготовки служит дневник профессиональной карьеры школьника. Объём подобной работы велик и в условиях общеобразовательной школы решается вопрос о выделении специалиста-организатора, курирующего вопросы профильного обучения и предпрофильной подготовки. Тьютор (в переводе с английского) – педагог-наставник, который тестирует детей на начальном этапе и с учетом пожеланий родителей и ребенка, составляет индивидуальный план обучения и развития подопечного, разрабатывает график занятий, отслеживает успешность продвижения и рост ребенка на каждом этапе, корректирует это развитие, осуществляет переход из одного образовательного потока в другой, если выбор был ошибочным. В некоторых школах уже работают подобные специалисты, что является подтверждением потребности в педагогическом сопровождении учащихся на этапе предпрофильной подготовки.

Современные психологи отмечают увеличивающееся количество одаренных детей или,как их иногда называют, «индиго». Некоторые ученые склонны считать, что с увеличением таких детей, а затем и взрослых, наше общество необратимо изменится, и нормой будут считаться именно одаренные дети.

Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной

изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими, и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. В некоторых публикациях можно заметить призыв к обучению одаренных детей в специализированных учебных заведениях. На мой взгляд эта позиция может привести к убежденности детей к принадлежности к элитному классу, и, как следствие, к изоляции от «обычных» людей, к социальной дезадаптации.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Педагогическое сопровождение учащихся 8-9 классов на этапе предпрофильной подготовки призвано психологически грамотно ввести их в смыслы, назначение, ценности, содержание профессиональной деятельности, особенности её освоения и реализации, обеспечить превращение одаренного учащегося из объекта педагогических воздействий в субъекта профессионального образования, а значит обеспечить условия профессионального развития личности на всех этапах жизненного пути.

Категория: Психологу
08.11.2015 14:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!