СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с задержкой психического развития отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа речевого развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка (помощь) в задании), нарушения различных сторон речи.

Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации.

В большинстве случаев нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР охватывают три и более фонетические группы звуков. На первом месте среди звуковых расстройств у дошкольников с ЗПР находятся дефекты произношения сонорных звуков Л, Р, далее следуют дефекты произношения свистящих и шипящих звуков.

Преобладающими среди нарушений звукопроизношения у детей данной категории являются смешения звуков. У дошкольников с ЗПР, имеющих дизартрию, в первую очередь отмечаются расстройства наиболее сложных дифференцированных движений, что обуславливает нарушение сложных по артикуляции звуков (Р, Л, Ш, Ж, Ц, Ч). Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха характерна для детей с ЗПР и может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.

Недостаточная сформированность грамматического строя речи является одним из наиболее ярких проявлений общего недоразвития речи, характеризующих устную речь детей с ЗПР. Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов.

Ограниченность лексических средств у детей с ЗПР проявляется при составлении предложений по опорным словам и с заданными словами.

Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с ЗПР составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка — нарушение порядка слов.

Одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, а простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск). Несформированность устной речи у детей с задержкой психического развития обуславливает в дальнейшем нарушение письма.

Говоря о словаре детей с задержкой психического можно отметить:

- значительное расхождение между пассивным и активным словарем;

- неточное употребление слов;

- мало слов, обозначающих общие понятия и конкретизирующих эти понятия;

- затруднена активизация словарного запаса;

Для дошкольников с задержкой психического развития характерна несформированность процессов интонационной выразительности речи, их затрудняет эмоциональное рассказывание стихов, сказок.

Период детского словотворчества у детей с ЗПР наступает позже и продолжается дольше, чем у детей с нормальным развитием.

Таким образом, дети с ЗПР отличаются недоразвитием всех функций – задержка речи или различные нарушения являются практически постоянным «спутником» детей. Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка. Только обладая хорошо развитой речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, полно и аргументировано излагать свои мысли.

Речевые расстройства отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, тем более на малыша с ЗПР, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, социальной адаптации ребенка.

Советы логопеда для родителей с детьми с задержкой психического развития:

1. Поощряйте своего ребенка за познавательную, речевую активность, включайтесь в эту деятельность. Отмечайте малейшие успехи, учите ребенка преодолевать трудности.

2. Поддерживайте адекватно высокую самооценку ваших детей (хвалите за успехи, не акцентируйте внимание на неудачах).

3. Создайте вокруг ребенка «здоровую» речевую среду – ограничьте фоновые шумы (телевизор, видео из телефона, музыка), больше говорите со своим ребенком, следите за чистотой своей речи (избегайте тех выражений, которые не хотите услышать от своего ребенка)

4. Играя с ребенком, проводя время вместе, оречевляйте (проговаривайте) все, что видите, что происходит, что меняется (как можно более развернуто, эмоционально). Стимулируйте речевые высказывания от вашего ребенка

5. Развивайте мелкую моторику (игры с мелкими предметами, пазлы, завязывание шнурков, застегивание молнии, …), выполняйте задания от логопеда, в том числе, регулярно делайте артикуляционную гимнастику, специально подобранную для вашего ребенка.

6. У ребенка с ЗПР ослаблена память, не сформировано произвольное внимание, отстают в развитии мыслительные процессы, намного сложнее и продолжительнее проходит процесс введения звука в речь, поэтому необходимо закреплять изученный материал и дома.

7. Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание. Помощь должна носить своевременный и разумный характер.

8. Необходимо придерживаться единых требований, которые предъявляются ребенку.

9. Будьте терпеливы с ребенком, доброжелательны, но достаточно требовательны.

10. Обязательно посещайте консультации логопеда, когда у вас возникают вопросы по речевому развитию вашего ребенка, выполнению домашних заданий или другие.

11. Своевременно консультируйтесь и проводите лечение детей у врачей.

Успехов Вам!

Категория: Логопедия
11.01.2023 18:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!