СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моя педагогика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока № 25 Предмет: история Казахстана Класс: 9 Дата: Тема урока: Советские «исправительно- трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана Урок № 19 из 22 уроков по этой теме. Цель обучения: Раскрыть общественно-политические процессы в 20-30 годы в Казахстане. Задачи: 1. Показать масштабы карательной политики Советской власти. 2. Развивать умение пересказа информации. 3. Воспитывать чувство нетерпимости к любому проявлению насилия. Этап Цели этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Приёмы Дидактическая оснащённость 1.Организационный Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. Приветствие, представление, организация внимания школьников. Слушают учителя 2.Этап подготовки к сознательному усвоению материала Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности Организует тематический зачёт в группах. Приём актуализации знаний Приём визуализации Постановка цели Круг Учебники Тетради 3.Усвоения новых знаний и умений Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока Создаёт новую образовательную среду Учащиеся включаются в деятельность Учебник 3.1.Что такое репрессии развитие психических процессов: -логического мышления -развитие речи через включение в процесс обсуждения Задание:дать определение «репрессивная политика» Анализируются ответы детей. Обобщение учителя Работа в группах Мозговой штурм 3.2.Что представляли собой исправительно-трудовые лагеря? Объяснение учителя. Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равнялась территории Франции. Слушают учителя Задают вопросы, анализируют 4.Закрепление Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала Объясняет необходимость усвоения основных понятий для выхода на минимальный уровень оценки. 4.1.Работа с новыми понятиями • Закрепление знаний основных понятий темы урока • Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами Предлагает работу с учебником : выписать выделенные жирным шрифтом в параграфе понятия • Карлаг • Степлаг • АЛЖИР Учащиеся ведут словарь урока Проверяют друг друга в парах или индивидуально Использование учебника Учебник пар.19-20 4.2 Контроль Выявления уровня усвоения знаний Предлагает проверить насколько усвоен материал Задание: ответить на вопросы к пар. Отвечают на вопросы к пар. Самопроверка Учебник, 5.Инструктаж по выполнению домашнего задания Сообщить учащимся о домашнем задании; Определить требования к результатам выполнения домашнего задания Прочитать пар.19-20. Выучить словарь урока. Записывают домашнее задание: Пар.19-20, ответить на вопросы в конце параграфа. Выучить понятия, выделенные в параграфе. Подготовить сообщения о Степлаге и АЛЖИРе 6. Рефлексия Эстафета «Сегодня на уроке я узнал, что…» План урока № 25 Предмет: история Казахстана Класс: 9 Дата: Тема урока: Советские «исправительно- трудовые» концентрационные лагеря на территории Казахстана Урок № 19 из 22 уроков по этой теме. Цель обучения: Раскрыть общественно-политические процессы в 20-30 годы в Казахстане. Задачи: 1. Показать масштабы карательной политики Советской власти. 2. Развивать умение пересказа информации. 3. Воспитывать чувство нетерпимости к любому проявлению насилия. Этап Цели этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Приёмы Дидактическая оснащённость 1.Организационный Обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии. Психологически подготовить учащихся к общению на учебном занятии. Приветствие, представление, организация внимания школьников. Слушают учителя 2.Этап подготовки к сознательному усвоению материала Обеспечить мотивацию деятельности, принятие учащимися учебно-познавательной деятельности Организует тематический зачёт в группах. Приём актуализации знаний Приём визуализации Постановка цели Круг Учебники Тетради 3.Усвоения новых знаний и умений Создание условий для включённости всех учащихся в деятельность по достижению познавательной, развивающей и воспитательной цели урока Создаёт новую образовательную среду Учащиеся включаются в деятельность Учебник 3.1.Что такое репрессии развитие психических процессов: -логического мышления -развитие речи через включение в процесс обсуждения Задание:дать определение «репрессивная политика» Анализируются ответы детей. Обобщение учителя Работа в группах Мозговой штурм 3.2.Что представляли собой исправительно-трудовые лагеря? Объяснение учителя. Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) — один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей в 1930- 1959 годах, подчинявшийся ГУЛАГу НКВД СССР. За годы своего существования Карлаг принял около миллиона человек. К началу 1950-х Карлаг насчитывал более двухсот лагерных отделений и пунктов. Площадь ИТЛ к этому времени равнялась территории Франции. Слушают учителя Задают вопросы, анализируют 4.Закрепление Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала Объясняет необходимость усвоения основных понятий для выхода на минимальный уровень оценки. 4.1.Работа с новыми понятиями • Закрепление знаний основных понятий темы урока • Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами Предлагает работу с учебником : выписать выделенные жирным шрифтом в параграфе понятия • Карлаг • Степлаг • АЛЖИР Учащиеся ведут словарь урока Проверяют друг друга в парах или индивидуально Использование учебника Учебник пар.19-20 4.2 Контроль Выявления уровня усвоения знаний Предлагает проверить насколько усвоен материал Задание: ответить на вопросы к пар. Отвечают на вопросы к пар. Самопроверка Учебник, 5.Инструктаж по выполнению домашнего задания Сообщить учащимся о домашнем задании; Определить требования к результатам выполнения домашнего задания Прочитать пар.19-20. Выучить словарь урока. Записывают домашнее задание: Пар.19-20, ответить на вопросы в конце параграфа. Выучить понятия, выделенные в параграфе. Подготовить сообщения о Степлаге и АЛЖИРе 6. Рефлексия Эстафета «Сегодня на уроке я узнал, что…» Отчет А Рефлективный отчет об использовании модуля Программы в планировании серии последовательных уроков Размышления учителя Комментарии оценщика О критическом мышлении сегодня не говорит разве что ленивый. И я не исключение. Этой проблемой я заинтересовалась ещё до того, как оказалась на курсах. У меня появилось желание работать по-новому, более эффективно. Но, как это возможно в рамках существующей системы, как можно обеспечить индивидуальный образовательный маршрут ученика при строгом регламентировании учебного и воспитательного процесса, как работать так, чтобы образование было, действительно, для «новой эры»? Для этого необходимо было пересмотреть собственную концепцию образования, чётко сформулировать её для себя. Сделала вывод о том, что неправильно выполняю свою роль на уроке. Учитель необходим для того, чтобы дети не отчаивались и не потеряли интерес к учёбе. После долгих размышлений моим педагогическим предпочтением стала личностная ценность образования. Но это невозможно в «школе воспроизведения», это возможно в «школе понимания». Я определила для себя основные стратегические направления: дифференциация, индивидуализация, демократизация, интеграция и гуманизация. Чтобы идти в ногу со временем, нужно владеть свободно современными технологиями. Я понимала, что идеальных технологий нет. В каждой из них есть свои недостатки. Нельзя отдавать предпочтение только одной из них. Но гораздо чаще, лично я, применяла пассивные технологии. Реализовать свои педагогические приоритеты я смогла в модуле Программы «Обучение критическому мышлению», так как этот модуль предполагает сотрудничество учителя и ученика, самореализацию учащегося, благоприятный психологический климат на уроке. Данная технология позволяет ученику реализовать свои потребности, научиться самостоятельно решать проблемы и научиться самому себе давать оценку. Используя модуль «Обучение критическому мышлению» на уроках истории, учитель развивает, в первую очередь, личность ученика. В результате применения технологии «Критическое мышление» происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования обучающихся. «Критическое мышление» - это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов. Деятельностный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспечивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология, формирующая умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументировано вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время. Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии. Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Но самое главное модуль «Критическое мышление», взаимосвязан со всеми модулями, что создает на уроке целостно понять и усвоить тему. Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока. Все серии последовательных уроков я разработала с использованием критического мышления приемы и методы, которые присутствуют на каждых его этапах. Проведение уроков с использованием этих методических приемов позволило разнообразить их, а самое главное, добиться целей, которые я поставила перед собой. На первом уроке по теме: «Школа и научные знания в Древней Греции» я запланировала задания, в которых группа учеников будет работать с различными формами доказательств, но в начале урока я попросила учащихся заполнить таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (З-Х-У)». З – знаю, Х – хочу узнать, У – узнал (Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали). Первоначально я хотела, чтобы в начале урока 2-3 ученика по желанию на интерактивной доске заполнили первые две графы «Знаю. Хочу узнать». Но уже перед началом урока решила заменить заполнение таблицы «Знаю, хочу узнать, узнал» не по желанию, а всеми учащимися. Наверное, потому что изменила подход к проведению вызова в последний момент, я не смогла довести эту работу до логического конца. В конце урока просто забыла о том, что нужно закончить заполнение таблицы. И дети не подсказали, не напомнили. Может быть потому что они не чувствуют себя соучастниками единого учебного процесса, что мы вместе делаем одно дело? Они свою работу выполняют, а я какую-то свою. Пришлось закончить заполнение таблицы на следующем уроке. Учащиеся поняли особенности системы образования в Древней Греции. В этом я ещё раз убедилась, когда в ходе обобщающего урока в тестовое задание включила вопросы о школах Древней Греции. Провожу инструктаж по заполнению таблицы «Знаю - Хочу знать –Узнал». Для проведения исследования мною была выбрана группа из четырёх учащихся, в которой трое учащихся были с низким уровнем успеваемости и одна ученица со средним уровнем: Разумеев М., Коваленко Н., Белоногов Я. успевают в основном на «удовлетворительно», а Дудченко А. на «хорошо». В данной группе не оказалось ни одного ученика с высоким уровнем успеваемости. Затем я предложила учащимся прочитать в учебнике стр. 149-150, внимательно рассмотреть иллюстрации и выполнить ряд заданий. Все учащиеся были внимательны и сосредоточены на выполнении задания. Максим и Коля ограничивались подборкой фактического материала. Алина выделила главное в содержании учебного материала. Ярослав всех выслушал и промолчал. Уровни усвоения учебного материала у учащихся были различными. Каждый, по мере своих возможностей, принял участие в работе группы. Коля, Максим, Ярослав выполнили это задание по таксономии Блума на уровне «Знание», а Алина показала уровень повыше – «Понимание». Таким образом, они подтвердили свой изначальный уровень. Чтобы выявить умение анализировать полученную информацию у отдельных учеников, я задала им следующий вопрос: Как может выглядеть расписание занятий в древнегреческой школе? При этом, я не стала конкретизировать, в какой именно школе – палестре или гимнасии. Я рассчитывала, что дети зададутся этим вопросом, если поняли, что представляет собой древнегреческое образование. Ярослав обратил внимание на то, что в Древней Греции были разные школы. И задал вопрос: «Для какой именно школы нужно составить расписание уроков?». Алина предложила сделать расписание и для палестры и для гимнасии. Проанализировали отличие обучения в этих школах и стали составлять расписание. Максим и Коля называли учебные дисциплины. Таким образом, Ярослав и Алина продемонстрировали более высокий уровень усвоения учебного материала – «Анализ». С применением на практике приемов критического мышления начинают участвовать в опросе или беседе даже те дети, которые обычно отмалчиваются, прячутся за ответы других. Работа учащихся над выполнением этого задания ещё раз убедила меня в том, что все модули эффективно используются только во взаимодействии. В данном случае, модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно работа в группе, диалоговое обучение, помогли выполнить задание, направленное на развитие мыслительной деятельности по модулю «Обучение критическому мышлению». На этом же уроке я предоставила учащимся возможность оценить доказательства. В качестве доказательств были представлены два текста: 1. Текст, к которому ученики должны были отнестись критически и обнаружить в нём ошибки и несоответствия. 2. Логический ряд, в котором нужно было убрать лишнее. Текст был размещён на интерактивной доске. Учащиеся с большим интересом относятся к заданиям, если они представлены на интерактивной доске. А интерес помогает активизировать мыслительные процессы. В этом проявилась связь между модулями «Обучение критическому мышлению» и «Использование ИКТ в преподавании и обучении». В группе началось обсуждение несоответствий. Ярослав ссылался на текст учебника. Алина слушала и поправляла ответы в группе. Коля и Максим высказывали своё согласие или несогласие. Когда группы предоставляли свои версии ответов, Ярослав, молча сидевший в начале урока, эмоционально выражал свое мнение. В качестве вывода учащиеся должны были сравнить обучение в современной школе и древнегреческой. Для этого они должны были обобщить полученные знания и сделать выводы, выходящие за рамки предложенных доказательств и ответить на вопрос: 1. Каковы цели современного образования и древнегреческого? Др.Кристианна Алгер утверждает, что правильно заданные вопросы могут построить критическое мышление класса. Я убедилась в этом при проведении серии последовательных уроков. Планируя урок, я старалась использовать различные виды вопросов. Так, например, начиная урок по теме «Древняя Македония», я задала вопрос: «О каких событиях в истории Древней Греции мы уже знаем?». От детей требовалось перечислить основные факты из истории. В первую очередь, они должны были вспомнить греко-персидские войны и самые крупные сражения. На этот вопрос учащиеся отвечали, называя даты и места сражений. Отдельные учащиеся начинали называть факты достижений в области культуры, т.е. давать неожидаемый мною ответ. Мне пришлось уточнить, что необходимо назвать именно события. Достижения Древней Греции в области культуры тоже важно знать и если есть желание поделиться своими знаниями, то можно подготовить сообщение или написать эссе. Это был «тонкий» вопрос, требующий ответа на уровне знания. Учащиеся сами сделали вывод о том, что Греция одержала победу над Персидской державой. Тогда логично возник вопрос о том, почему маленькая Греция сумела одержать победу над могущественной державой. Этот вопрос заставил детей задуматься. Это был уже «толстый» вопрос на уровне понимания. Учащиеся должны были найти объяснение, обосновать своё мнение. Магомед меня порадовал. Если на первом уроке он откровенно заявлял, что является сторонником традиционного урока, то на этом уроке он был настоящим генератором идей в своей группе и сумел вовлечь остальных в конструктивный диалог. Я отметила его хорошую работу. Следующий вопрос потребовал от учащихся умения анализировать и прогнозировать. Я предложила детям высказать предположения о том, почему Греция через 100 лет не сумела победить маленькую страну на севере Балканского полуострова – Македонию. Дети, работая в группах, сформулировали свои предположения: Греция стала другой, слабой из-за внутренних проблем; Македония имела боеспособную армию, была сильным государством, имела сильного правителя. Чтобы решить насколько версии были правильны, предложила посмотреть слайды из истории Македонии и Греции в 4 веке до н.э. Дети самостоятельно сделали выводы, а просмотр слайдов только уточнил и расширил знания по данному вопросу. Таким способом я поддержала их правильные версии. Чтобы ответить на следующий вопрос о том, как Македония завоевала Персию, учащимся нужно было самостоятельно поработать с учебником, выбрать главное, отобразить на постере. Учащиеся должны были провести небольшую поисковую работу, чтобы ответить на поставленный вопрос. Именно такие вопросы как «Почему?», «Как ты думаешь?», «Если…» и другие позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся. Я считаю, что вопросы на этом уроке были разнообразны и взаимосвязаны, что позволило решить поставленные проблемы. Я убедилась, что вопросы должны быть точными, глубокими и связанными между собой. При проведении урока обобщения знаний я учла, что не любой способ деления на группы подходит. Отказалась от проведения игры «Джунгли» и поделила класс на группы по цвету фишек. Вместе с учащимися в ходе беседы определили цели урока. Объяснила, какое место занимает урок в изучаемой теме «Древняя Греция» и спросила: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?» Дети правильно определили цели. Не забыли и о пробелах в знаниях. Это помогло мобилизовать класс на работу. В начале урока учащиеся получили тесты. К индивидуальным заданиям дети относятся серьёзнее. Как дамоклов меч – оценка за выполненную работу. Без оценок не обойтись. Сразу наступила тишина. Теперь она была уже непривычна. Активно применяла интерактивную доску. По предметам, изображённым на слайдах, учащиеся должны были определить героя мифа и сам миф. Очень скудно этот материал представлен в программе. Значит нужно давать индивидуальные задания. Хорошо, что летом, перед началом нового учебного года, я обратилась с просьбой к детям, чтобы они прочитали древнегреческие мифы. Но мифы Древней Греции изучаются на уроках словесности. Полученные знания пригодились. Проанализировав выполненные задания, пришла к выводу, что подавляющее количество вопросов были на уровне знания. Если бы не курсы, то я бы посчитала, что для урока обобщения это нормально. Но теперь я понимаю, что нужно было включить задания и вопросы высокого порядка, индивидуальные проекты. Парная беседа в целях развития критического мышления использовалась мною на уроке по теме «Римская республика». Класс был поделён на группы, в которых и было предложено образовать пары для выполнения задания. Работая в парах, учащиеся должны были обсудить два вопроса: 1. Что такое республика? 2. Какие эпохи в истории Рима вы знаете? В течение 5 минут пары обсуждали вопросы и записали свои ответы на листах. Затем они обменялись ими с другими парами в группе и внесли в них свои дополнения. Я уже убедилась в том, что при делении класса на группы по случайному признаку, не всегда удаётся создать комфортную обстановку коллаборативной среды. Ученики часто выражали недовольство, хотели поменяться. Пары на этом уроке создавались по желанию. И это не могло не повлиять на условия работы. Ответы учащихся при парном обсуждении были более обоснованными и полными, потому что прослушивая ответы других, ученики принимали или не принимали мнение других пар. «Рефлексивный коврик» дал возможность получить обратную связь, где можно было увидеть, что усвоено, над чем надо работать, правильным ли курсом ты идешь. Делая вывод, можно с уверенностью сказать, что данная стратегия помогает не только развивать мыслительные процессы, но и во взаимосвязи с другими модулями поднимает на более высокий уровень и другие показатели. Вывод для себя – чаще чередовать стандартные и нестандартные формы работы с учащимися. Это серьезно повышает их интерес к предмету, снижает порог усталости при перегрузках, вызванных современной школьной программой. Не всё ещё получается. Но не ошибается тот, кто ничего не делает. Используемая литература: 1. Руководство для учителя. Раздел «Обучение критическому мышлению». 2. Искусство преподавания. Э. Рубиноф. 3. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Отчёты по курсам 3 уровня
Категория: История
08.01.2015 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!