СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы, технологи и приемы работы, способствующие созданию творческой ситуации на уроке английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наши дни проблема формирования творческих способностей у школьников в процессе обучения иностранному языку приобретает особую актуальность. В современных условиях педагогического процесса общеобразовательных школ она является значимой научной проблемой, имеющей историческое, этническое, культурологическое и социально-педагогическое значение.«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» –эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма.

Что значит творить, изучая ИЯ.

Цель уроков творчества состоит в развитии инициативности и самостоятельности учащихся в процессе общения на иностранном языке, воображения и творчества, расширении кругозора в ходе решения разнообразных познавательных заданий. Творческие способности на уроке ИЯ и раскрываются в том, насколько нетрадиционно ученик подходит к решению вопросов, в его инициативности и самостоятельности.

На данном этапе встает следующий вопрос, как создать такую творческую ситуацию на уроке ИЯ. Ответ прост. С помощью методов, технологий и приемов работы, которые способствуют созданию творческой ситуации. В зависимости от возрастных особенностей обучающихся можно им предлагать творческие проекты, ролевые игры, дискуссии, съемку собственных видеофильмов, создание собственных портфолио, драматизация литературных произведений.

МИНИ-ПРОЕКТЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ СПОСОБСТВУЮЩЕГО ТВОРЧЕСТВУ УЧАЩИХСЯ.

Основные преимущества данной технологии состоят в том, что она основана на коммуникативном подходе, дает возможность развития одновременно различных компетенций речевой, лингвистической, социо-культурной, что очень важно учебно-познавательной, дискурсивной падчерица современного обучения ИЯ. Второй положительный момент, это возможность повышения мотивации к обучению, идущей не извне, а от учащегося. При вовлечении учащихся в данный вид работы они сами заинтересованы в ее наилучшем выполнении и сами решают вопрос о стратегии и тактике производства продукта, применяя свои творческие способности. Роль учителя направлять, помогать и консультировать, а не диктовать свои условия.

Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актульному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Творческие и приключенческие, игровые не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.); Участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, Степень творчества здесь очень высокая. Такие типы проектов хороши для текущего контроля, урока-обобщения по теме, итогового контроля на младшей ступени обучения и в 5-7 классах средней ступени.

ПРИМЕРЫ

3 класс “Family Tree”

Учащиеся рисуют семейное дерево, подписывают членов семью, используя лексические единицы по данной теме.

4 класс “Funny Animals”

Учащиеся придумывают забавных фантастических животных, рисуют их и описывают на иностранном языке.

4-5 классы в рамках повторения изученного ранее

VISITING CARDS

Учащиеся создают свои визитные карточки, представляя свои личные характеристики по заранее оговоренным темам или произвольно.

5 класс “My Dream House”:

Учащиеся придумывают дом своей мечты и воплощают свои идеи в рисунках, макетах, планах, сопровождая их рассказами.

7 класс New image for a celebrity

Учащиеся предлагают известным людям новый стиль в одежде,макияже, объясняя свой выбор особенностями человека. С помощью данного проекта совершенствуются лексические навыки речи по темам «Одежда», «Внешность» и грамматическая категория «Условные предложения»

8 класс Plan a Vacation “Let’s make our country prosper” or “Design your tourist project”

Учащиеся создают туристические маршруты: прокладывают их по карте, отмечают наиболее интересные достопримечательности одновременно исследуют и изучают страны, культуру, историю. Конечные итог работы-книги-буклеты.

Проекты-экскурсии

В качестве проектов обучающиеся готовят экскурсии по своему городу и другим туристическим объектам на иностранном языке.

ИГРА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ.

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от свободного обнаружения своих способностей,

какое художник испытывает во время творчества.

Ф. Шиллер

Для того чтобы знания грамматики не остались в памяти лишь в виде правил и таблиц, чтобы речь учащихся была грамматически правильной, нужно обеспечить условия многократного употребления речевых образцов. Не бойтесь, это совсем не скучно. Побольше играйте. В играх многократное проговаривание не вызывает усталости. При помощи игр можно закрепить новый материал, а можно и весело повторить пройденное.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка и его творческого потенциала.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

Ребенок,играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём : их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

- создание психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Но всегда соблюдайте одно важное правило!

Прежде чем предложить игру, спросите сами себя: зачем нужна эта игра, что она даёт. Игра ради игры – это потерянное время.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Игры подразделяются на следующие категории:

1. лексические игры;

2. грамматические игры;

3. фонетические игры;

4. орфографические игры;

5. творческие игры;

Игры в обучении аудированию.

Цели: - научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;

- научить учащихся выделять главное в потоке информации;

- развивать слуховую память учащихся.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста (желательно, с большим количеством персонажей) необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности.

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.

Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1. It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2. It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3. It is very big and grey. (an elephant)

4. This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.

Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела:

Draw a head, please.

Draw a body, please.

Draw a tail, please.

Если рисунок получился, команда получает пять баллов.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

Цели:

- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся.

В МАГАЗИНЕ

На прилавке магазина разложены различные предметы одежды или еды, которые можно купить. Учащиеся заходят в магазин, покупают то, что нужно.

P1 : Good morning!

P2 : Good morning!

P1 : Have you a red blouse?

P2 : Yes, I have. Here it is.

P1 : Thank you very much.

P2 : Not at all.

P1 : Наve you a warm scarf?

P2 : Sorry, but I haven`t.

P1 : Good bye.

P2 : Good bye.

“Парочки”.

Играть можно на каждом уроке, задачи она может решать разные. Предположим, наша задача сегодня – отработка конструкции There is / There are. На большой карточке пишем предложение, которое мы должны отработать. Например: There is … on the table. Подбираем знакомые слова и записываем каждое слово на две отдельные маленькие карточки. Если мы решили использовать 7 слов, то получится 14 карточек. Карточки перемешиваем и выкладываем на парту в беспорядке, изображением вниз.

В игре могут участвовать 2–4 человека. Цель игры – собрать как можно больше парных карточек. Первый игрок открывает любую карточку, читает слово (a toy) и употребляет его в отрабатываемой модели: There is a toy on the table. Он кладет эту карточку изображением вверх, переворачивает любую другую карточку (a book) и строит новое предложение по той же модели: There is a book on the table. Так как ему не удалось вытащить то же слово (a toy), ход переходит к следующему игроку. Желательно непарные карточки возвращать на то же место, тогда легче будет запомнить, где какая лежит. это одно из обычных подстановочных упражнений, Каждый набор карточек удобно хранить в отдельном конверте. Когда ребята возвращают вам карточки, отмечайте прямо на конверте, кто выполнял это задание. Когда в следующий раз вы будете раздавать конверты с заданиями, вам не нужно будет припоминать, кто что делал.

В каждом классе есть ребята, которые очень быстро справляются с заданиями. Чтобы они не сидели без дела в ожидании, пока освободятся другие карточки, всегда на уроке имейте запас конвертов с заданиями. Таким образом, кто-то выполнит одно задание, а кто-то за это же время успеет справиться с пятью-шестью.

Поскольку театральное искусство является одним из способов самовыражения, в своей педагогической деятельности, в работе с младшими школьниками, я стала применять сценические постановки.

В своей практике театральную деятельность я организую исходя из методических и дидактических подходов. Различают два методических подхода:

- метод индукции (основой для создания сценария является изучаемый программный материал);

- метод дедукции (первоначальной является идея создания спектакля, исходя из которой происходит наполнение программы обучения конкретным языковым, страноведческим, культурологическим, музыкальным материалом);

Примерами метода индукции служат ролевые игры, которые представлены в учебнике Millie для начальной школы. Для того чтобы организовать общение в рамках ролевой игры, необходимо сформировать эти навыки в реальных условиях учебного процесса. Для этого я использую тренировочные речевые ситуации, которые привожу ниже.

Уже во втором классе можно предложить простую ситуацию:

«Вы встретились с туристом из Великобритании. Давайте познакомимся с ним поближе», диалог «Знакомство».

В третьем классе, изучая тему «Happy birthday», можно воспользоваться следующей ситуацией:

«Ваш друг пригласил вас на день рождения. Поинтересуйтесь, когда у него день рождение, какой подарок он хотел бы получить и чем он обычно занимается на вечеринке».

При изучении темы «My handy robot» учащиеся изготавливают поделки – роботов.

Работая в парах, учащиеся пытаются путем наводящих вопросов, которые касаются внешности робота и его рода деятельности, угадать, какой из множества роботов принадлежит его собеседнику.

Изучая тему «The Safari park», можно предложить следующую ситуацию:

«Вы пришли в зоопарк, в котором проживают дикие животные разных стран. Вам очень хотелось бы подробнее узнать о некоторых из них у сотрудника зоопарка. Расспросите его о том, откуда они, чем питаются животные, и что они могут делать».

Прием интеллект-карт

Этапы создания интеллектуальной карты:

  • Используют доску, лист бумаги, графический редактор планшета или компьютера, цветные карандаши, ручки, фломастеры, наклейки, стоп- сигналы.
  • В центральный круг помещают изучаемое понятие (вписывают тему, слово, личность, объект, систему, явление).
  • От него рисуют расходящиеся лучи (или ветки) разного цвета, длиннее, короче, толще, тоньше. На них вписывают слова — ассоциации, вызванные родительским понятием.
  • Рисуют ветви второго порядка, на которых помещают ассоциации, принадлежащие ветвям первого уровня.
  • Можно и нужно рисовать картинки, использовать наклейки.
  • Смысловые блоки (ветви, образующие деревья) рекомендуется обводить в круги, рамочки разного цвета.

Интеллект-карта должна отвечать принципам наглядности (разноцветные линии, картинки, сигналы) и полноты (мысль должна раскрываться со всех сторон). В итоге должен получиться макет нейрона человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. После того, как ассоциативная карта готова, учителю и учащимся следует выполнить действия:

  • выбрать ключевые моменты темы (основные изучаемые на уроке понятия);
  • расставить приоритеты между ветвями (выделить главное и второстепенное);
  • определить основные задачи и действия (слушать, обсуждать, аргументировать, воспроизводить).

Постоянный поток информации, получаемый человеком, нужно обрабатывать и хранить в голове. Ученики учатся находить, структурировать, запоминать информацию. Учителя, практикующие майндмэп на уроках, способны более доступно и просто объяснить новый материал, используя ассоциации, понятные каждому ребенку. Ученики начинают более свободно выражать свои мысли, мыслить неординарно, легко выявляют взаимосвязи между явлениями и объектами, подходят к проблеме творчески.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОРТФОЛИО УЧАЩИХСЯ

В настоящее время привычным для нас стало такое явление как портфолио учащихся. Конечно, на старшей ступени обучения такие портфолио носят информативный характер, содержат информацию о достижениях в различных областях знаний. Такие портфолио являются необходимыми при поступлении в ВУЗ, но обычно составляются по некоему шаблону, являясь документами несколько официального плана.

Конечно, трудно заинтересовать ученика 3 или 4 класса собирать какие-то документы, копии грамот и т.д. Но он с удовольствием будет собирать свои творческие работы, которыми может гордиться и даже в какой то мере хвастаться перед одноклассниками и родителями. Здесь и возникает идея творческого портфолио. В начальной школе это может быть общее портфолио попредмету.

Такие портфолио обычно хранятся в учебном кабинете и доступны для всех учащихся. Это создает атмосферу некоего соревнования, стремления наиболее ярко выразить себя и способствует творчеству учащихся, поиску наиболее ярких и неординарных способов решения поставленных целей.

Какие же задания можно предложить для развития творческого мышления?

1. Необычное использование

Предложите ученикам придумать как можно больше способов использовать любой обычный предмет и рассказать об этом на английском языке. Например, стул, чашку или карандаш. Да что угодно!

2. Вторая половинка фото

Покажите детям половину фотографии. Пусть они попробуют догадаться, что изображено на второй части. Интересно, если изображение необычное или неожиданное.

3. Заголовок

Рассмотрите с учениками фотографию и попросите их придумать странный/смешной/злобный/страшный заголовок к нему на английском языке.

  1. Мозговой штурм

Задача ребят в этом упражнении – записать как можно больше слов и выражений относящихся к заданной теме. Лучше выбрать что-то нетривиальное: космические путешествия, дождь, грибы и т.д.

  1. Инсценировки

Классическое задание по разыгрыванию сценок-диалогов. Ученики играют роли и говорят от лица своего персонажа. Чем необычнее герои, тем увлекательнее игра. Почему бы ни побывать на месте работника зоопарка, полицейского, мамы 10 детей, директора музыкальной школы и т.д.

  1. Споры

Отлично прокачивают креатив обсуждения противоречивых ситуаций, когда студентам нужно принять прямо противоположные точки зрения: за и против поедания мороженого, например.

  1. Фантазёр

Для такого задания снова понадобятся фотографии. Пусть учащиеся представят диалоги и мысли изображенных людей, их прошлое и будущее, их день на английском языке. К примеру,

What are they looking at?

What do they see?

What is the Queen pointing at?

How has she prepared for the event?

и подобные вопросы. 8. Любопытство

Для выполнения этого задания разделите класс на команды. Предложите одной группе учеников задать как минимум 15 вопросов к простой картинке. Вторая команда пусть придумывает ответы. Творческий подход обеспечен! 9. Невпопад

Смогут ли ученики поговорить, обсуждая каждый свою тему? Например, ученик А говорит о скорпионах, а ученик Б о спортивных машинах. При этом их задача – поддерживать разговор как можно дольше. Без креативного мышления тут не обойтись!

  1. Оправдашки

Ребятам предлагаются достаточно абсурдные ситуации. Их задача оправдаться.

Например:

  • You were seen gluing apples to the tree in the garden. Why did you do that?
  • You were seen in the zoo at midnight. What were you doing there?
  1. Синквейн

Достаточно сложное задание, требующее нестандартного мышления. Это литературная форма, позволяющая кратко уместить свои мысли, эмоции, ассоциации. Правила написания синквейна: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным), вторая строчка – это описание темы двумя прилагательными, третья строчка – это описание действия тремя глаголами, четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, чувства, последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. The history of Moscow Is glorious and fine We work, defend, admire it That’s why we can survive Homeland…

English

Helpful, interesting, difficult

Understand, learn, use.

A lot of people speak

Knowledge.

Творческий подход к делу позволяет выполнять его более качественно, на высоком уровне. Творческое, нестандартное мышление – путь к совершенствованию и прогрессу, дает возможность лучше понять логику иностранного языка, легче запомнить новую лексику и скорее начать использовать в речи новые конструкции.

23.12.2020 16:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!