СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: знакомство с правами детей, закрепленными в Конвенции о правах ребенка.
Задачи:
1. познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
2. развивать умение применять свои права в жизни и анализировать поступки других;
3. воспитывать уважение к другим людям.
Ход мероприятия:
Соц. педагог: Добрый день, дорогие ребята. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.
II. Знакомство детей с их правами и обязанностями
Соц. педагог: Тема нашего мероприятия: «Имею право на права» (Слайд 1). Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Соц. педагог: А что является моделью планеты Земля?
Дети: Глобус (Слайд 2).
Соц. педагог: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?
Дети: Россия.
Соц. педагог: Как называют людей, живущих в нашей стране?
Дети: Россияне.
Соц. педагог: (Слайд 3) Наше государство очень богатое и большое, посмотрите на карту России, назовите столицу нашей родины. Какую огромную территорию занимает наше государство. А богато наше государство, прежде всего своими людьми.
(Слайд 4) Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.
Соц. педагог: Какие правила вы знаете?
Ответы детей.
Соц. педагог: Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учиться оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. Я прочитаю вам небольшую легенду:
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно было всё разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось.
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.
1 ученик: (Слайд 5)
Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека».
Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
2 ученик: (Слайд 6)
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:
Ученики зачитывают права детей: (Слайды 7 - 13)
1 ученик:
Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.
2 ученик:
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Дети садятся за парты.
III. Игра «Разрешается – запрещается»
Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)
Соц. педагог: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас мои помощники будут рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак, располагать его в нужную колонку и отвечать: разрешается или запрещается.
1. Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка (разрешается). |
4. Рисовать и петь учиться, Если заболел – лечиться, Это – (разрешается). |
2. Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго (запрещается) |
5. Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа (запрещается). |
3. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это (разрешается). |
6. Вместе дружно в мире жить, с разными детьми дружить – Это (разрешается). |
4. Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это (запрещается). |
7. Этот слабый горбит спину, Перед сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго (запрещается). |
Соц. педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.
Соц. педагог: (Слайд 14) На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть стастья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека.
Соц. педагог: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди» (Слайд 15). А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.
Соц. педагог: Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».
Ответы детей.
Соц. педагог: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?
Ответы детей.
Соц. педагог: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.
IV. Обязанности
Соц. педагог: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?
Ответы детей.
Учитель: (Слайд 16) Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, вы сейчас запишите на бумаге.
Работа в парах.
Соц. педагог: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ (Слайд 17)
Обязанности: соблюдать законы, охранять природу, защищать отечество, заботиться о родителях, получить образование.
V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (Презентация в форме игры)
Соц. педагог: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.
VI. Обобщение (Слайд 18)
Соц. педагог: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
Дети: Право на образование.
Соц. педагог: Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Соц. педагог: В заключение нашего мероприятия послушайте стихотворение.
1 ученик
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.
2 ученик
Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.
3 ученик
Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!
© 2019, Курулёнок Оксана Викторовна 594