СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Преодоление трудностей, возникающих в процессе формирования письменной речи.
Задачи:
Оборудование:
Цветные бумажные «ладошки», памятки двух видов, схемы для определения места звука в слове, схемы звонкого и глухого согласного звука, бархатная бумага и нитки, цветная бумага, песок и камешки.
Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания.
К.Д.Ушинский
Участники семинара, выбрав бумажные ладошки разных цветов, делятся на подгруппы.
Участникам предлагается написать левой рукой фразу «Я учусь писать» (для правшей), затем поделиться своими ощущениями: что они испытывали при письме в необычных для себя условиях.
Такие же трудности испытывают и наши дети при обучении письму.
Что такое письмо? (Педагогам выдаются памятки)
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности, который требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.
Человек обладает тремя видами слуха: физическим (для различения шума ветра, журчания ручья, жужжания пчелы и т.д.), музыкальным (погружающим в мир мелодий) и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого, определения разницы между словами ДОЧКА – ТОЧКА, УГОЛЬ – УГОЛ и т.д.
Способность человека к распознаванию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.
Если у первоклассника недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие, это будет препятствовать успешному обучению письму.
У детей с нарушением фонематических процессов встречаются ошибки:
- на замену звонких и глухих согласных;
- на замену твёрдых и мягких согласных;
- на пропуск букв;
- на пропуск слогов;
- на перестановку букв, слогов;
- на недописывание слова;
- на несоблюдение границ предложений.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей:
При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожание линии;
- колебание наклона и высоты букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Развитие мелкой моторики.
Практическая работа.
Участники работают по подгруппам:
1 группа на листе бархатной бумаги выкладывает с помощью нитки прописную букву Л, потом превращает её в букву А.
2 группа из листа цветной бумаги методом «обрывания» делает письменную строчную букву О.
3 группа выкладывает на песке с помощью камешков букву И.
Далее участникам предлагается по цепочке назвать упражнения на развитие мелкой моторики рук детей.
Если у ребёнка имеются нарушения звукопроизношения, это может отражаться на письме. Поэтому необходимо как можно раньше исправлять дефекты звукопроизношения.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора:
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
- Смешение букв по оптическому сходству (б-д, п-т, о-а, и-у).
- Зеркальность (с, э, к, е, я).
- Трудность удержания строки, наклона.
Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза:
Развитие зрительной памяти:
Только совместными усилиями мы сможем помочь ребёнку преодолеть трудности, возникающие при обучении письму. Для этого необходимо терпение и систематические занятия.
Хвалите ребёнка даже за самый незначительный успех, не торопите его, не делайте необдуманных замечаний, старайтесь больше играть с ним. Тогда он поверит в свои силы и будет радовать Вас своими достижениями.
© 2022, Палаксова Дарья Юрьевна 108