СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическая помощь детям, имеющим речевые нарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ема доклада: «Логопедическая помощь детям, имеющим речевые нарушения».

Доклад подготовила: учитель-логопед Четвёркина В.А.

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить неблагополучное речевое развитие и преодолеть как можно раньше.

Понятие «логопедическая реабилитация» появилось сравнительно недавно. Основываясь на понимании реабилитации в целом и психолого-педагогической в частности. Под логопедической реабилитацией мы понимаем создание системы оптимальных условий, обеспечивающих максимально возможную коррекцию их речи, с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого ребенка.

Логопедическая реабилитация состоит из 4х блоков:

1. Диагностический блок включает в себя обследование состояния звукопроизношения, словаря, фразовой речи, готовности к обучению грамоте, дисграфическим проявлениям, нарушениям чтения и письма. Результаты данного обследования заносятся в речевую карту и

2. Планово-прогностический блок предполагает составление индивидуального плана коррекции для каждого ребенка с нарушением речи

3. Коррекционно-развивающий блок включает организацию логопедических занятий в соответствии с индивидуальным планом. Содержание традиционных логопедических занятий обогащается применением нетрадиционных приемов. Таких как – работа с сыпучими материалами, применение элементов логопедической ритмики, релаксации. Применяемые виды занятий:

· Индивидуальные. Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.

· Подгрупповые. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умение слушать и слышать логопеда, расширение лексического запаса в процессе закрепления звуков.

· Фронтальные. Основная цель – усвоение произношения звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.

Условия проведения занятий:

· Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный не очень быстрый темп работы

· Логопедическая коррекция должна проводится в тесной взаимосвязи всех специалистов занимающихся с ребенком, а также с привлечением родителей.

· Занятия по коррекции речи должны носить индивидуальный характер с учетом психических и речевых возможностей

4. Информационно-консультативный блок включает в себя:

· консультации для родителей

· тематические консультации для специалистов и педагогов

· разработка памяток и информационных листков по логопедической тематике.

Предлагаю Вашему вниманию некоторые формы логопедической работы, проводимые в дошкольном отделении нашей школы.

Групповые и фронтальные занятия

Фронтальные занятия проводятся со всеми детьми группы. Они одновременно выполняют одну работу, одинаковую для всех.

Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.

Развитие фонематического слуха.

Один из видов работы по развитию фонематического слуха - игра «Хитрый звук» - дети должны определить место изучаемого звука в слове. В начале, середине или в конце.

Координация речи с движением

Основной целью использования игр на координацию речи с движением у детей с нарушениями слуха является - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и движением, а также, формирование понятной, наиболее приближенной к естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика нужна для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок), развитие длительности воздушной струи.

В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которых требуется более продолжительная воздушная струя. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия.

Пальчиковые гимнастики

Цель пальчиковой гимнастики состоит в том, что она помогает бороться с умственной усталостью, снимает напряжение артикуляционного аппарата, повышается тонус организма и дает оздоравливающий и развивающий эффект.

Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

Гимнастика для пальцев рук делиться на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка.

Звуковой анализ слова

Звуковой анализ слова – важная часть подготовки детей к обучению грамоте. Цель и задачи данной методической разработки — ознакомление детей со звуковой стороной слова. Характеристика звука в слове – гласный/согласный, твёрдый /мягкий, звонкий/глухой.

Работа с интерактивными логопедическими играми

цель – повысить эффективность процесса коррекционно-логопедического воздействия через разработку коррекционно-логопедических мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками с использованием информационных компьютерных технологий.

База интерактивных игр позволяет решить задачи развития связной речи детей наиболее эффективным для ребенка способом – в игре.

ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует внимание педагогов на необходимости больше уделять внимания процессу игры.

Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры:

- являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;

- требуют участия взрослого, совместной деятельности;

- несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;

- формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;

- создают ситуацию успеха и достижения цели;

- стимулируют познавательное и речевое развитие детей.

Формирование навыков чтения

Успешное овладение навыком чтения – это один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Развитие связной речи

Развитие связной речи – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учиться мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Массаж и самомассаж пальчиков

Главная ценность массажа и самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять усталость. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Массирование рук улучшает кровообращения всего тела, способствует расслаблению, поднимает настроение и возвращает уравновешенность. Помогает восстановлению многих функций организма. Массаж кистей рук является подготовительным этапом к массажу мимической и жевательной мускулатуры шеи и лица, так как знакомит ребенка с приемами массажа, с используемым оборудованием и, что очень важно, создает положительный эмоциональный настрой.

Работа по постановке звука

Цель - добиться правильного звучания изолированного звука. Затем автоматизировать его в речи.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е.Хватцева, Р.Е.Левиной, О.В.Правдиной, Л.С.Волковой.

Различают три основных способа постановки звука:

  • По подражанию. При этом способе постановки внимание фиксируют на движениях, положениях органов речи (зрительный контроль) и звучании данного звука (слуховой контроль). Это создает базу для осознанного воспроизведения нужного звука. Дополнительно можно использовать тактильно-вибрационные ощущения.
  • Постановка звука с механической помощью. В случае, когда недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля, т.е. первый способ постановки оказался не эффективен, необходимо помочь органам артикуляционного аппарата принять соответствующее положение или выполнить нужное движение. Для этого используются различные зонды, плоская ручка чайной ложки, палец ребенка.
  • Смешанный способ. Используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
Категория: Логопедия
30.04.2016 16:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!