СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 7 классе. Тема урока: “Частица как часть речи”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект

урока русского языка в 7 классе.

Тема урока: Частица как часть речи”.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с новой частью речи – частицей, с ее лексическими и грамматическими особенностями; 2. Развивать умение употреблять частицы в предложении и тексте, определять оттенки значения, вносимые каждой частицей в речь;

Ход урока.

I. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, чтобы у вас на столах лежало все, что необходимо для урока: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.

II. Актуализация опорных знаний.

Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)

III. Сообщение цели и темы урока

Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. С места не выкрикиваем.

1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола.

2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей?

3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного.

4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему?

6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

п

р

и

Ч

а

с

т

и

е

п

р

и

л

а

г

А

т

е

л

ь

н

о

е

С

о

ю

з

ч

и

с

л

и

Т

е

л

ь

н

о

е

н

а

р

е

ч

И

е

Ц

г

л

А

г

о

л

Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.)

Итак, тема нашего урока «Частица как часть речи». Запишем ее в тетради. Мы должны будем выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи.

Как прекрасно запечатлел художник на полотне предчувствие весны! (повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

– Можно ли назвать это слово как самостоятельной частью речи?

Почему?

( Kак частица, служебная часть речи, т.к. не называет ни предмета, ни признака, ни действия, ни количества, не имеет конкретного лексического значения. Они, не изменяются. Нельзя поставить вопрос – не является членом предложения.)

1ый вывод. Частица – служебная часть речи.

– А для чего же служит?

– Прочитаем предложение без частицы и сравним.

– Изменился ли основной смысл предложения?

– Какое значение вносит частица в предложение?

(Частица как вносит дополнительный оттенокусиливает значение слово – сочетания прекрасно запечатлел.)(слайд 2,3)

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определенную информацию, а выразить свое отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально. Эту роль хорошо исполняют частицы.

2) Значения частиц

Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Слайд № 4

Задание. Включите в предложение Я был чемпионом. частицы, принадлежащие к различным разрядам. (Чемпион (франц.) – учащиеся приводят толкование слова.)

Варианты, предложенные учащимися:

Я не чемпион.

Именно я чемпион.

Неужели я чемпион?!

Даже я чемпион.

Я все-таки чемпион.

Какие значения придают частицы словам и предложению?

На доску спроецирован текст, на котором есть пропуски-карманчики.

Слайд № 5

Задание. Прочитайте выразительно текст Н.И. Сладкова. (Текст показан без частиц, которые заранее написаны или на доске, или на полосках бумаги для заполнения карманчиков учащимися у доски, остальные учащиеся работают самостоятельно.)

. у птиц забавные встречаются имена. поверишь, что водится птица-поганка. Поганка. рога и птичка-завирушка есть. Или. юла.

. Совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и. чечевица. А. плохое название чиж или чечетка.. непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик?. Названия-прозвища лучше всего!

Задание. Дополните текст необходимыми частицами (именно, все-таки, ведь, разве, а вот, даже, неужели, да еще и, едва ли, просто).

Сделайте вывод о роли частиц в тексте.

Слайд 6,7,8

Роль частиц в художественном произведении чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность.

В книге С.Н. Приходько «Хоровод цветов» повествуется об истории цветка гладиолуса, благородного чужестранца, имя которого с латинского переводится как меч, а его русское название – шпажник (показать рисунок, обратить внимание на форму цветка).

Учитель читает легенду («тихий фон» – музыку):

Жестокий римский полководец, взяв в плен воинов-фракийцев, сделал их гладиаторами (показать рисунок). Двум же из них – Севту и Тересу – красавцам юношам, друзьям – он приказал биться друг с другом насмерть, обещая победителю свободу и руку своей дочери. Но кровавая битва все-таки не состоялась. Разве могли юноши предать дружбу? И они воткнули свои мечи в землю. Тогда разъяренные римляне убили их. И вот на месте воткнутых гладиаторами в землю мечей расцвели прекрасные гладиолусы. Именно с тех пор этот цветок считается символом дружбы, верности и памяти.

Задание. При повторном прослушивании учащиеся записывают в тетрадь только частицы, объясняют их роль в тексте.

Делаем вывод

Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы. Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например (запись в тетради): «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало.»?

Вывод: частицы выделяют, усиливают те слова, которые необходимы автору для более точного выражения идейно-художественного содержания.

Домашнее задание.

§ 62, упр.359

Категория: Русский язык
20.01.2021 23:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!