СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка. 3 класс. УМК ПНШ. Тема урока: Состав слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка ПНШ 3 класс

Тема: СОСТАВ СЛОВА

Цели деятельности учителя: уточнить правописание слов-названий действий с основой на -чь, стоящих в начальной форме; учить выполнять разбор слова по составу.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно образовывать с помощью приставок и суффиксов новые формы слов; разбирать слово по составу и графически обозначать части слова; применять правила орфографии в письменной речи.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):

регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;

личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Ход урока

Организационный момент

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь ты в силах друзьям подарить.

Улыбнёмся друг другу, тем самым пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы.

Актуализация знаний. Сообщение темы урока.

- В каком разделе мы с вами работаем? (Состав слова)

- Какую цель мы можем поставить сразу перед собой, не назвав тему урока? (Повторить из каких частей состоит слово, повторить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слово по составу и графически обозначать части слова;)

- Давайте уточним, с какой группой слов мы будем работать сегодня.

Минутка чистописания

Что делать? Что сделать? (орфографическое и орфоэпическое чтение)

- Какие слова отвечают на этот вопрос? (Слова-названия действий.)

Словарно-орфографическая работа

- Но это чуть позже. А пока Маша и Миша приготовили для вас новое слово из словаря. Вы сможете познакомиться с ним, поработав с предложенным шифром.

- Какое слово получилось? (Желать)

- Подберите синоним к слову желать (Хотеть)

- Прокомментируйте написание данного слова.

(В слове желать во втором слоге гласная «а» в сильной позиции, в первом слоге гласная «е» в слабой позиции, написание которой надо запомнить; «ь знак», обозначающий мягкость предыдущего согласного.)

- А с какой орфограммой можно перепутать написание этого слова? (жи-ши) Запишите.

- Прочитайте написанные на доске пословицы.

  • Кто много желает, тот мало имеет.

  • Лишнего пожелать — последнее потерять.

  • Заставили козла огород стеречь.

  • Много желать — добра не видать.

    - Разделите эти пословицы на две группы в зависимости от заложенного в них смысла.

    1 группа: в них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.

  • Кто много желает, тот мало имеет.

  • Лишнего пожелать — последнее потерять.

  • Много желать — добра не видать.

    2 группа: смысл, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.

  • Заставили козла огород стеречь.

    - Назовите имеющиеся в пословицах слова названия действия, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

    Пожелать, потерять, желать, не видать

    - Что общего в этой группе слов?

    (это слова названия действия начальной формы. В них нельзя определить время действия и лицо, которое выполняет данное действие. Суффикс формообразующий - ТЬ)

    - Найдите ещё слово отв. на вопрос что делать? (стеречь)

    - Сформулируйте тему и цель урока.

    Объявление темы урока.

    Работа над темой.

    - Откройте учебник с.79-80 спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке, № 85(ч. З, с. 79).

— Откройте Обратный словарь на Ь. Найдите слова на -чь.

- Найдите слова на -ЧЬ. Среди этих слов выпишите слова, называющие действия. На какой вопрос они отвечают? (Что делать?) (Лечь, печь, течь, стричь, помочь.)

- Итог. Суффиксы н.ф.:ТЬ. ЧЬ

Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Почему некоторые слова написаны дважды? Не догадываетесь, с чем это связано?

Подсказка.

В углу, как и положено, была большая русская печь. Бабушка, наконец, начала печь пирожки. Печь и печь — два разных слова: одно обозначает сооружение для отопления, а другое - приготовление; особым способом.

В лодке была течь. Вода в лодку перестала течь. Течь и течь — разных слова. Одно означает проникновение воды через пробоину, другое — бежать струей, сочиться.

  • Как будут записаны эти слова в Большом толковом словаре — один раз или два раза?

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Я называю слова с частицей НЕ. А вы выполняете действия наоборот:

Не качайтесь, не кружитесь,

Не тянитесь, не шагайте,

Не приседайте, не моргайте,

Не шепчите и не спите.

А теперь все просыпайтесь

И за дело принимайтесь.

Сели

Руки? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

- Прочитайте словосочетания (№ 86 (ч. З, с. 79)).

- Какие разные правила нужно знать, чтобы записать слова с основой на шипящий правильно?

Мягкий знак после шипящего на конце слов-предметов

Мягкий знак на конце слов-действий в начальной форме с основой на -ЧЬ.

Ткач, громкий плач, знакомый силач

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Т с.41 упр.55

- Откройте Обратный словарь на букву (упражнение 87).

- Найдите слова на -ЗКА. Выпишите последние шесть слов столбиком.

- Являются ли они однокоренными? (Да.)

Нагрузка, перезагрузка, разгрузка, погрузка, отгрузка, выгрузка)

- Почему вы так думаете? (Одинаковый корень, общее значение.) Выделите корни и окончания.

- Какие части слова (№ 88(ч. З, с. 79)), кроме корня и окончания, являются в словах из упражнения 87 одинаковыми? (Суффикс -к-.)

- Какая часть слова делает эти слова разными по смыслу? (Приставка.) Выделите приставки.

- Проверьте написание буквы парного по звонкости-глухости согласного в середине слова. (Нагрузка - нагрузить.)

Итог урока. Рефлексия.

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Список используемой литературы:

  1. Чуракова. Программы по учебным предметам 1-4 класс - Часть 1. Примерный учебный план Академкнига/Учебник 2014/2015
  2. Каленчук. Русский язык. 3 класс. Учебник.Часть 1. (1-ое полугодие).Академкнига/Учебник 2014/2015
  3. Каленчук. Русский язык. 3 класс. Учебник. Часть 2. (1-е, 2-е полугодия) Академкнига/Учебник 2014/2015
  4. Каленчук. Русский язык. 3 класс. Учебник. Часть 3. (2-ое полугодие) Академкнига/Учебник 2014/2015
  5. Байкова. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 1 Академкнига/Учебник 2014/2015
  6. Байкова. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы № 2 Академкнига/Учебник 2014/2015
  7. Лаврова. Русский язык. 3 класс. Тетрадь для проверочных работ Академкнига/Учебник 2014/2015
  8. Лаврова. Русский язык. Оценка достижения планируемых результатов. Методическое пособие 3 класс + CD Академкнига/Учебник 2014/2015
  9. Абрамова. Русский язык. 3 класс. Методическое пособие Академкнига/Учебник 2014/2015
19.08.2015 12:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!