СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок русского языка ПНШ 3 класс
Тема: СОСТАВ СЛОВА
Цели деятельности учителя: уточнить правописание слов-названий действий с основой на -чь, стоящих в начальной форме; учить выполнять разбор слова по составу.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно образовывать с помощью приставок и суффиксов новые формы слов; разбирать слово по составу и графически обозначать части слова; применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных):
регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Ход урока
Организационный момент
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь ты в силах друзьям подарить.
Улыбнёмся друг другу, тем самым пожелаем друг другу хорошего настроения и плодотворной работы.
Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
- В каком разделе мы с вами работаем? (Состав слова)
- Какую цель мы можем поставить сразу перед собой, не назвав тему урока? (Повторить из каких частей состоит слово, повторить алгоритм разбора слова по составу, разбирать слово по составу и графически обозначать части слова;)
- Давайте уточним, с какой группой слов мы будем работать сегодня.
Минутка чистописания
Что делать? Что сделать? (орфографическое и орфоэпическое чтение)
- Какие слова отвечают на этот вопрос? (Слова-названия действий.)
Словарно-орфографическая работа
- Но это чуть позже. А пока Маша и Миша приготовили для вас новое слово из словаря. Вы сможете познакомиться с ним, поработав с предложенным шифром.
- Какое слово получилось? (Желать)
- Подберите синоним к слову желать (Хотеть)
- Прокомментируйте написание данного слова.
(В слове желать во втором слоге гласная «а» в сильной позиции, в первом слоге гласная «е» в слабой позиции, написание которой надо запомнить; «ь знак», обозначающий мягкость предыдущего согласного.)
- А с какой орфограммой можно перепутать написание этого слова? (жи-ши) Запишите.
- Прочитайте написанные на доске пословицы.
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать — последнее потерять.
Заставили козла огород стеречь.
Много желать — добра не видать.
- Разделите эти пословицы на две группы в зависимости от заложенного в них смысла.
1 группа: в них говорится о человеческой жадности и о том, как она влияет на жизнь человека.
Кто много желает, тот мало имеет.
Лишнего пожелать — последнее потерять.
Много желать — добра не видать.
2 группа: смысл, что нельзя доверять какие-либо ценности тому, кто хочет их присвоить, взять себе.
Заставили козла огород стеречь.
- Назовите имеющиеся в пословицах слова названия действия, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
Пожелать, потерять, желать, не видать
- Что общего в этой группе слов?
(это слова названия действия начальной формы. В них нельзя определить время действия и лицо, которое выполняет данное действие. Суффикс формообразующий - ТЬ)
- Найдите ещё слово отв. на вопрос что делать? (стеречь)
- Сформулируйте тему и цель урока.
Объявление темы урока.
Работа над темой.
- Откройте учебник с.79-80 спрогнозируйте, чем мы будем заниматься на уроке, № 85(ч. З, с. 79).
— Откройте Обратный словарь на Ь. Найдите слова на -чь.
- Найдите слова на -ЧЬ. Среди этих слов выпишите слова, называющие действия. На какой вопрос они отвечают? (Что делать?) (Лечь, печь, течь, стричь, помочь.)
- Итог. Суффиксы н.ф.:ТЬ. ЧЬ
Прочитайте правило Летучей Мыши.
- Почему некоторые слова написаны дважды? Не догадываетесь, с чем это связано?
Подсказка.
В углу, как и положено, была большая русская печь. Бабушка, наконец, начала печь пирожки. Печь и печь — два разных слова: одно обозначает сооружение для отопления, а другое - приготовление; особым способом.
В лодке была течь. Вода в лодку перестала течь. Течь и течь — разных слова. Одно означает проникновение воды через пробоину, другое — бежать струей, сочиться.
Как будут записаны эти слова в Большом толковом словаре — один раз или два раза?
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Я называю слова с частицей НЕ. А вы выполняете действия наоборот:
Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте,
Не приседайте, не моргайте,
Не шепчите и не спите.
А теперь все просыпайтесь
И за дело принимайтесь.
Сели
Руки? На месте!
Локти? У края!
Спина? Прямая!
- Прочитайте словосочетания (№ 86 (ч. З, с. 79)).
- Какие разные правила нужно знать, чтобы записать слова с основой на шипящий правильно?
Мягкий знак после шипящего на конце слов-предметов
Мягкий знак на конце слов-действий в начальной форме с основой на -ЧЬ.
Ткач, громкий плач, знакомый силач
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Т с.41 упр.55
- Откройте Обратный словарь на букву -А (упражнение 87).
- Найдите слова на -ЗКА. Выпишите последние шесть слов столбиком.
- Являются ли они однокоренными? (Да.)
Нагрузка, перезагрузка, разгрузка, погрузка, отгрузка, выгрузка)
- Почему вы так думаете? (Одинаковый корень, общее значение.) Выделите корни и окончания.
- Какие части слова (№ 88(ч. З, с. 79)), кроме корня и окончания, являются в словах из упражнения 87 одинаковыми? (Суффикс -к-.)
- Какая часть слова делает эти слова разными по смыслу? (Приставка.) Выделите приставки.
- Проверьте написание буквы парного по звонкости-глухости согласного в середине слова. (Нагрузка - нагрузить.)
Итог урока. Рефлексия.
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Список используемой литературы:
© 2015, Гараева Лариса Витальевна 2811