СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
С презентацией к уроку можно ознакомиться
Тема урока: «Культура и религия».
Цель: познакомить учащихся с понятиями: культура и религия, помочь уяснить, что религия является частью духовной культуры.
Задачи:
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных
традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и
«религия»
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных
традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и
«религия»
Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Сформировать отношение к различиям культур, как к норме человеческой жизни.
Познавательные УУД: актуализировать и расширить имеющиеся знания и представления о культуре и религии, о духовном мире человека;
содействовать формированию представлений о разнообразии культурных традиций;
установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия», содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать критическое мышление;
Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;
развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
содействовать формированию духовно-нравственных качеств;
развивать способность к самоорганизации с целью расширения учебных задач;
обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития;
содействовать формированию отношений к различиям культур как норме человеческой жизни.
Основные термины и понятия: культура, православие, религия.
Информационно-образовательная среда:
- мультимедийный комплекс,
-презентация «Культура и религия»,
-учебное пособие О.Ю.Васильева, А.С.Кульберг, « Основы православной культуры» 4 класс. – М.: Просвещение, 2023
Ход урока
I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Учитель вначале урока предлагает пожелать друг другу удачи.
-Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь и подарите частичку своей любви, доброты, тепла и радости своим одноклассникам.
-Скажите, что нам пригодится для успешной работы?
(Умение слушать и понимать учителя и одноклассников, думать и соображать, чтобы ответить правильно, хорошо читать, понимать прочитанное, объяснять, помогать друг другу, дополнять одноклассников).
-Как вы думаете, можно проявлять свои эмоции на уроке?
Эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех»
Учитель. От работы каждого из нас зависит этот урок. Какой он будет? Интересный или скучный, познавательный или развлекательный?
II. Актуализация знаний.
Учитель. Давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом уроке.
-Какое имя носит наша страна? (Россия)
-Как ещё уважительно мы называем нашу страну?
(Отчизна, Отечество, Родина.)
-Что такое духовный мир человека?
(Это все знания, содержащие в священных книгах, произведениях искусства. Это отношения между людьми. Это заботливое отношение человека к окружающему миру).
-О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на прошлом уроке?
(О культурных традициях).
- Культурные традиции в России одинаковые или разные?
(- Культурные традиции разные, потому что наша страна многонациональная).
-Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?
(Празднуем Рождество, Пасху, устраиваем семейные праздники, навещаем бабушку и дедушку, дарим им подарки, ходим в храм …)
-А зачем народу традиции?
(Традиции помогают сохранить связь с прошлым Родины, каждому указывают правильный путь).
Прочитайте о традициях (учебник стр.13).
Мотивирующий приём «Яркие цветы» -С каким цветком можно сравнить культуру? (На слайде ромашка, василёк, роза)
(С розой)
-Почему всё-таки с розой, а не с ромашкой и васильком?
(За розой надо ухаживать, поливать её, пропалывать, обрезать сухие ветки. Без заботы человека она не сможет расти. А ромашка и василёк выживают сами).
- А какие ассоциации возникают у вас при слове «религия»?
(Люди идут в храм или церковь, в храмах висят иконы, горят свечи, моление, библия, Рождество, Богоматерь, Крещение и т.д.)
Постановка проблемного вопроса
-О чём же вы узнаете на уроке?
- ( Сегодня мы будем говорить о религии).
III. Изучение нового материала.
Работа в командах (выложить из букв слова: А) культура, Б) религия.
- А сейчас откроем учебник на стр. 12. Прочитайте тему урока.
- Да, мы будем говорить о культуре и религии. Мы узнаем, что такое культура и как человек её создаёт. Поговорим о традициях, и узнаем, о чем говорит нам религия.
IV. Построение проекта и выхода из затруднения.
Так что же такое культура?
- Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.
- Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?
- То же самое и с культурой.
- А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.
Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.
V. Реализация построенного проекта.
Прочитайте определение культуры в нашем учебнике стр. 13 – 16.(Работа с текстом учебника).
- К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)
-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.
Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?
«Религия»- в переводе с латыни это вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание или основные духовные убежденья».
В понятие культуры должны входить религия, наука, образование,
нравственные нормы поведения людей.
Культура- это святыни народа, святыни нации
VI. Включение в систему знаний и повторений.
Работа с пословицами.
Слово подготовленного ученика.
Пословица воспитывает, учит добру, высмеивает человеческие пороки. Пословицы тесно переплетаются с действительностью. Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.
Выберите пословицу и объясните её смысл.
Тест - опрос о значении культуры
(Учащиеся записывают ответы в тетрадь: 1 – А; 2 - …) Проверка. Самооценка. Взаимопроверка.
А) Чтобы знать свои традиции, приобщаться к наследию своей Родины, ценить и умножать культурное достояние своего народа
Б) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры
В) Чтобы быть лучше всех
2. Что даёт религия человеку?
А) Материальное благополучие
Б) Нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым
В) Превосходство над нерелигиозными людьми
3. Как культура и религия взаимодействуют друг с другом?
А) Религия основана на культуре
Б) Культура существует только благодаря религии
В) Культура и религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражение в культуре, а культура углубляет религиозные представления.
4.Когда человек считается культурным?
А) Когда он занимается физкультурой
Б) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием
В) Когда он читал книги о культуре
VII.Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового узнали на уроке?
-Теперь я знаю, что…
- Я доволен своей работой на уроке и поставил бы себе отметку…
-Мне было трудно….
- Я буду стараться…
Итог урока.
-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Что на уроке у вас хорошо получилось?
-Над чем ещё надо поработать?
-Какой момент урока вам больше понравился?
Заключительное слово учителя: Спешите делать добро! Совершенствуйтесь!
Литература
1.Учебное пособие Ю. А. Васильевой, А. С. Кульберг «Основы православной культуры»
2. Ресурсы – интернета.
© 2023, Логвинова Елена Евгеньевна 131