СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку на тему «Культура и религия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».

С презентацией к уроку можно ознакомиться ЗДЕСЬ.

Тема урока: «Культура и религия».

Цель: познакомить учащихся с понятиями: культура и религия, помочь уяснить, что религия является частью духовной культуры.

Задачи:

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных

традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и

«религия»

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных

традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и

«религия»

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Сформировать отношение к различиям культур, как к норме человеческой жизни.

Познавательные УУД: актуализировать и расширить имеющиеся знания и представления о культуре и религии, о духовном мире человека;

содействовать формированию представлений о разнообразии культурных традиций;

установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия», содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.

Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать критическое мышление;

Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;

воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости;

развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;

содействовать формированию духовно-нравственных качеств;

развивать способность к самоорганизации с целью расширения учебных задач;

обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития;

содействовать формированию отношений к различиям культур как норме человеческой жизни.

Основные термины и понятия: культура, православие, религия.

Информационно-образовательная среда:

- мультимедийный комплекс,

-презентация «Культура и религия»,

-учебное пособие О.Ю.Васильева, А.С.Кульберг, « Основы православной культуры» 4 класс. – М.: Просвещение, 2023

Ход урока

I.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Учитель вначале урока предлагает пожелать друг другу удачи.

-Прикоснитесь ладошками друг к другу, улыбнитесь и подарите частичку своей любви, доброты, тепла и радости своим одноклассникам.

-Скажите, что нам пригодится для успешной работы?

(Умение слушать и понимать учителя и одноклассников, думать и соображать, чтобы ответить правильно, хорошо читать, понимать прочитанное, объяснять, помогать друг другу, дополнять одноклассников).

-Как вы думаете, можно проявлять свои эмоции на уроке?

Эпиграф: «С малой удачи начинается большой успех»

Учитель. От работы каждого из нас зависит этот урок. Какой он будет? Интересный или скучный, познавательный или развлекательный?

II. Актуализация знаний.

Учитель. Давайте вспомним, о чём мы узнали на прошлом уроке.

-Какое имя носит наша страна? (Россия)

-Как ещё уважительно мы называем нашу страну?

(Отчизна, Отечество, Родина.)

-Что такое духовный мир человека?

(Это все знания, содержащие в священных книгах, произведениях искусства. Это отношения между людьми. Это заботливое отношение человека к окружающему миру).

-О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на прошлом уроке?

(О культурных традициях).

- Культурные традиции в России одинаковые или разные?

(- Культурные традиции разные, потому что наша страна многонациональная).

-Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

(Празднуем Рождество, Пасху, устраиваем семейные праздники, навещаем бабушку и дедушку, дарим им подарки, ходим в храм …)

-А зачем народу традиции?

(Традиции помогают сохранить связь с прошлым Родины, каждому указывают правильный путь).

Прочитайте о традициях (учебник стр.13).

Мотивирующий приём «Яркие цветы» -С каким цветком можно сравнить культуру? (На слайде ромашка, василёк, роза)

(С розой)

-Почему всё-таки с розой, а не с ромашкой и васильком?

(За розой надо ухаживать, поливать её, пропалывать, обрезать сухие ветки. Без заботы человека она не сможет расти. А ромашка и василёк выживают сами).

- А какие ассоциации возникают у вас при слове «религия»?

(Люди идут в храм или церковь, в храмах висят иконы, горят свечи, моление, библия, Рождество, Богоматерь, Крещение и т.д.)

Постановка проблемного вопроса

-О чём же вы узнаете на уроке?

- ( Сегодня мы будем говорить о религии).

III. Изучение нового материала.

Работа в командах (выложить из букв слова: А) культура, Б) религия.

- А сейчас откроем учебник на стр. 12. Прочитайте тему урока.

- Да, мы будем говорить о культуре и религии. Мы узнаем, что такое культура и как человек её создаёт. Поговорим о традициях, и узнаем, о чем говорит нам религия.

IV. Построение проекта и выхода из затруднения.

Так что же такое культура?

- Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.

- Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?

- То же самое и с культурой.

- А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.

Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.

V. Реализация построенного проекта.

Прочитайте определение культуры в нашем учебнике стр. 13 – 16.(Работа с текстом учебника).

- К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)

-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.

Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

«Религия»- в переводе с латыни это вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание или основные духовные убежденья».

В понятие культуры должны входить религия, наука, образование,

нравственные нормы поведения людей.

Культура- это святыни народа, святыни нации

VI. Включение в систему знаний и повторений.

Работа с пословицами.

Слово подготовленного ученика.

Пословица воспитывает, учит добру, высмеивает человеческие пороки. Пословицы тесно переплетаются с действительностью. Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.

  1. Жить – Богу служить.
  2. 2) Богу молись, а сам трудись.
  3. За Богом пойдёшь, добрый путь найдёшь.

Выберите пословицу и объясните её смысл.

Тест - опрос о значении культуры

  1. Для чего человеку нужна культура?

(Учащиеся записывают ответы в тетрадь: 1 – А; 2 - …) Проверка. Самооценка. Взаимопроверка.

А) Чтобы знать свои традиции, приобщаться к наследию своей Родины, ценить и умножать культурное достояние своего народа

Б) Чтобы гордиться перед другими народами достояниями своей культуры

В) Чтобы быть лучше всех

2. Что даёт религия человеку?

А) Материальное благополучие

Б) Нормы морали и нравственности, ориентиры на жизненном пути, возможность быть счастливым

В) Превосходство над нерелигиозными людьми

3. Как культура и религия взаимодействуют друг с другом?

А) Религия основана на культуре

Б) Культура существует только благодаря религии

В) Культура и религия взаимно дополняют друг друга. Религиозные переживания людей находят отражение в культуре, а культура углубляет религиозные представления.

4.Когда человек считается культурным?

А) Когда он занимается физкультурой

Б) Когда он знает особенности культуры своей Родины и поступает в соответствии со своим знанием

В) Когда он читал книги о культуре

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Что нового узнали на уроке?

-Теперь я знаю, что…

- Я доволен своей работой на уроке и поставил бы себе отметку…

-Мне было трудно….

- Я буду стараться…

Итог урока.

-Какую задачу ставили на уроке?

-Удалось решить поставленную задачу?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем ещё надо поработать?

-Какой момент урока вам больше понравился?

Заключительное слово учителя: Спешите делать добро! Совершенствуйтесь!

Литература

1.Учебное пособие Ю. А. Васильевой, А. С. Кульберг «Основы православной культуры»

2. Ресурсы – интернета.

Категория: ОРКиСЭ
07.11.2023 21:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!