СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОДНКНР в 5 классе «Буддизм – древнейшая мировая религия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Буддизм – древнейшая мировая религия»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: знакомство с мировой религией буддизм, с жизнью её основателя.

Задачи урока:

Предметные: добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировой религии буддизм и её основателя. Изучить понятия Будда, буддизм, четыре благородных истины.

Метапредметные: способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал, создавать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.

Личностные: организовать совместную деятельность обучающихся с целью формирования уважительного отношения к религиям и их представителям.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой на урок.

Из глубокого колодца

Солнце медленно встаёт.

Свет его на нас прольётся,

Луч его нам улыбнётся,

Новый день оно начнёт.

С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как улыбки. Улыбнитесь друг другу.

  1. Работа по теме урока.

1) Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы говорили о духовных традициях, которые присущи каждому народу. Все они основаны на вечных ценностях: это добро, честь, справедливость, милосердие. Важнейшей частью духовных традиций является религия. Как вы понимаете это слово? Дайте ему определение.

( - Религия – это вера в Бога или богов, в духов и ангелов.

- Религия – это поведение людей, связанное с их верой в Бога.

- Религия – это вера в Бога и обряды, ритуалы, связанные с этой верой)

На какие виды делятся религии?

(На мировые и национальные)

Дайте определение понятию мировая религия.

(Это религия, верующие которой живут в разных странах и принадлежат к разным народам)

Что означает национальная религия?

(Верующие этой религии принадлежат к одному народу и живут в одной стране)

Приведите пример.

(Иудаизм – это религия одного народа – евреев)

С какими мировыми религиями мы познакомились на уроках ОРКСЭ?

( Христианство, ислам)

Поиграем в игру «Кто ни разу не ошибётся?»

Распределите слова на группы по религиям.

Иудаизм

Христианство

Ислам

Тора, Рождество, пророк Мухаммед, библия, синагога, коран, Иисус Христос, мечеть, Ураза – байрам, церковь, Шавуот.

Мы распределили данные понятия по изученным религиям, но эти слова можно распределить и по другому принципу.

Иисус Христос Тора Рождество мечеть

Пророк Мухаммед Библия Ураза – байрам синагога

Коран Шавуот церковь

Прочти слова первой группы, что их объединяет?

(Иисус Христос, Мухаммед – основатели религий)

Расскажи кто такой Иисус Христос, чему он учил людей?

Какую религию основал пророк Мухаммед, что вы о нём узнали?

Мы вспомнили о возникновении мировых религий и их основателях, об их жизни и учении. А теперь прочтите слова следующей группы, что их объединяет?

(Тора, Коран, Библия – это священные книги религий мира)

Для чего нужны священные книги, нужно ли их читать?

(Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести.

Священные книги помогают определить верный путь в жизни, учат отличать добро от зла.

Священные книги помогают нам стать лучше, добрее)

Что объединяет слова этой группы?

(Рождество, Ураза-байрам, Шавуот – это названия религиозных праздников)

Считаете ли вы, что эти праздники важны для тех народов, которые исповедуют ту или иную религию?

Религиозные праздники всегда занимают большое место в жизни народов, внося в неё радость, краски, раскрепощение.

Прочтите слова следующей группы. Что их объединяет?

(Синагога, церковь, мечеть – это священные сооружения)

Мы познакомились со священными сооружениями разных религий. Все они по-своему красивы, многие из них теперь уже являются не только памятниками религии, но и памятниками культуры.

Скажите, можем ли мы в одном городе, увидеть памятники различных мировых религий?

Почему так бывает?

(Потому что в нашей стране живёт много разных народов и у каждого из них своя религия, свои обычаи)

Вы правы, ребята. В стране, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Но все мы должны уважительно относимся к религиозным традициям друг друга, потому что мы одна дружная семья народов России.

21 век можно назвать веком встречи разных народов и культур. Встречаясь, разные культуры, обогащают друг друга. Другая культура может быть похожа на нашу культуру или сильно отличаться от неё. Но эти отличия интересны и ценны: благодаря им мы узнаём что-то новое о других народах, других духовных традициях. Многообразие культур делает мир ярким и интересным.

2) Работа над новым материалом

а) Рассказ об Индии

- Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с одной из древнейших религий мира, и для этого мы совершим путешествие в удивительную страну с чарующим названием – Индия. Ребята, а вы слышали что-нибудь об Индии? (подготовленный ученик)

Индия – это страна, которая расположена в Южной Азии и соседствует с такими странами как Пакистан, Китай, Непал.

Индия – огромная страна. На северо-востоке Индии расположены величайшие в мире горы – Гималаи, вершины которых сплошь покрыты льдами и снегами. Эти горы защищают Индию от холодных ветров, поэтому здесь всегда тепло, даже зимой. Древние индийцы верили, что на вершинах этих гор живут боги. Растительный мир Индии поражает разнообразием и тропической пышностью. В вечнозелёных лесах круглый год распускаются яркие душистые цветы. С восхода до заката слышится гомон птиц. Удивительный народ живёт в этой стране. Индийцы первыми научились выращивать рис, хлопчатник и сахарный тростник, подарили миру шахматы и цифры.

2) Сообщение темы и цели урока.

Здесь 25 веков назад родилась самая древняя религия на земле – буддизм. Ребята, что сегодня вам хотелось узнать на уроке? (на уроке, нам хотелось познакомиться с этой религией, её основателем и его учением.) Запишите дату и тему нашего урока «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Рассмотрите карту. Назовите страны, в которых распространена эта религия. (Китай, Тибет, Корея, Япония)

- Откройте учебник на стр. 120. (чтение)

- На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии.

Эта религия основана на учении Будды, как воплощение наивысшего духовного развития.

Я предлагаю вам посмотреть фильм о жизни этого удивительного человека.

3) Видеоролик о жизни Будды Гаутамы.

4) Физминутка «Блиц-опрос » (ученики по очереди выходят к доске отвечают на вопросы и берут необходимую карточку)

- сколько встреч было у принца, после которых полностью изменилась его жизнь? (3)

- сколько лет прожил Будда? (80)

- во сколько лет принц покинул дворец? (29)

- сколько истин сформулировал Будда? (4)

- сколько лет проповедовал Будда? (45)

5) Проверка первичного восприятия. Беседа. Работа с учебником.

Какое предсказание сделали мудрецы?

Расскажите о жизни Сиддхартхи во дворце. От чего пытался предостеречь Сиддхартху отец?

Сколько было встреч у Сиддхартхи ? О чём задумался принц после этих встреч?

На какой поступок решился царевич и почему?

Какой путь выбрал Сиддхартха?

Что он означает?

Расскажите, как Сиддхартха стал Буддой?

Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

Будда сформулировал четыре благородные истины.

Первая истина - в жизни существуют страдания.

Вторая истина – причина страданий заключается в желаниях.

Третья истина – страдания можно избежать путём отказа от желаний и страстей.

Четвёртая истина – существует путь, который ведёт к избавлению от страданий.

Ребята, давайте определим значение слова страдание.

Подберите слова синонимы, которые имеют такое значение.

(Мучение, испытание, терзание, боль, пытка, переживание)

Заглянем в книгу мудрости толковый словарь С.И.Ожегова и посмотрим определение этого слова.

Страдание – физическая, нравственная боль.

Ребята, а знакомо ли вам чувство страдания? В каких случаях вы его испытывали?

(Когда получишь два по предмету, то очень страдаешь из-за того, что стыдно перед классом и родителями.

Если поссоришься с близким другом, то очень страдаешь из –за этого. Хочется поскорее помириться, чтобы не быть одиноким.

Когда умирают близкие люди: бабушка, дедушка, тоже испытываешь сильные страдания.

Страдания можно испытывать, когда умирает любимый питомец: кошечка, собачка. Очень жалко становится их терять, потому что сильно привязываешься к ним)

Как вы думаете, ваши поступки могут стать причиной страдания других?

(Я думаю, что жестокое отношение к животным, к людям может стать причиной их страдания. Очень страшно, что люди часто равнодушно смотрят на эти страдания)

Способны ли вы испытывать сострадание к другу? А к человеку, который тебе неприятен или который тебя обидел?

Послушайте, как Будда учил поступать в таких случаях.

6) Инсценировка притчи.

Один из учеников спросил Будду:

-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

-Если на тебя с дерева упадёт сухая ветка и ударит тебя, что ты должен делать?

Ученик сказал:

-Ничего. Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.

Будда сказал:

-Так делай тоже самое. Кто-то был безумен, был в гневе и ударил тебя. Это всё равно, что на тебя с дерева упала ветка. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путём, будто ничего не случилось.

Готовы ли вы последовать его совету?

Нужно постоянно работать над собой, внутренне совершенствоваться и только тогда человек может стать лучше.

Произнесите слова сказанные Буддой ученикам перед смертью.

7) Обобщение

Чему учит нас религия Буддизма?

(Быть добрее, милосердию, заботиться о тех, кто нуждается, взаимопомощи, не нарушать заповеди, любить всё живое)

«Ненависть никогда не прекратит ненависти в этом мире. Только любовь положит ей конец» говорил Будда своим ученикам.

В конце я хотела бы показать одну восточную притчу:

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу ко я у мудреца: Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком сказал…

Ребята, как вы думаете, что сказал мудрец?

(высказывания детей)

…Всё в твоих руках.

Прав был мудрец – всё в наших руках. Человек может всегда сделать выбор. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. А для этого вы должны идти только дорогою добра, любви и милосердия.

(Исполняется песня «Дорогою добра»)

8. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание.

Я всех благодарю за тёплый доверительный разговор, за добрые, умные мысли и предлагаю подвести итог нашей беседе закончив предложения…

Я запомнил, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

На память о нашем уроке я хотела бы подарить вам вот такие закладки с изображением лотоса, цветком, который считается символом Будды, на обратной стороне советы Будды. Следуйте им и вы увидите как мир вокруг вас изменится в лучшую сторону.

Источники:

  1. Учебное пособие «Основы мировых религиозных культур»
  2. Электронное приложение к учебному пособию.
  3. Энциклопедия для детей. Религии мира. Т. 6. Ч. 2/под ред. М. Аксёнова, Д. Володихиной. Т. Каширина и др. М., 2008.
  4. http//www.buddhism.ru
Категория: ОРКиСЭ
07.11.2017 23:12


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!