СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучаем природу кончиком кисточки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как научить ребенка законам природы, пониманию взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и даже осознанию результата своего собственного поведения для сохранения окружающей среды? Конечно, ему надо об этом рассказать и показать. Но лучше всего процесс запоминания происходит тогда, когда обучающийся сам своими руками создает то, что он изучает.

На занятиях Станции юных натуралистов р.п. Солнечный в объединении «Stem-shool» дети, занимающиеся по программам «Природа и моя фантазия» и «Эколайф», не только расширяют кругозор, но и создают объекты, увиденные в природе.

Одним из методов изучения природы является наблюдение. Для наблюдения необходимо сначала выбрать объект, поставить задачи. Объекты могут быть самыми разными, а задача занятия - как можно точнее отобразить объект наблюдения. Наблюдения могут проводиться с применением технических средств или без них. Например, энтомолог – ученый, который занимается изучением насекомых, может наблюдать за поведением муравьев с помощью увеличительного стекла.

Когда ребенок самостоятельно работает над предметом, он устанавливает связи между различными его аспектами и пытается их проиллюстрировать.

Но чтоб более точно отобразить объект, нужно искусно владеть и инструментами для рисования: карандашами, кистью и другими предметами.

Мягкость кисти больше соответствует изображению пластичных форм: птиц, животных, декоративных элементов. Рисование кистью не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки ребенка, которое создается в работе с карандашом. При рисовании кистью рука устает значительно меньше. Работа кистью и краской позволяет получить цветное пятно, сочную широкую линию и быстро покрыть большие поверхности рисунка, без затраты особых усилий. Если ребенок неправильно держит кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества.

Круглую кисть держат тремя пальцами так, чтобы она была перпендикулярна листу. Это очень похоже на то, как вы держите ручку для письма. Важное замечание: во время работы рука художника обязательно должна иметь точку опоры! Когда рука имеет опору, движения получаются уверенными, а мазки красивые и правильные. Или второй вариант: безымянный и указательный пальцы класть сверху, а большим пальцем прижимать кисть с противоположной стороны от этих двух пальцев.

Для создания рисунка кисть нужно хорошо насыщать краской. Линии следует проводить один раз. Вести кисть можно только в направлении по ворсу – иначе она лохматится и портится. При закрашивании рисунков мазки накладываются в одном направлении; обратного движения, как при закрашивании карандашами, нет. Широкие линии удобнее рисовать, держа кисть по отношению к бумаге наклонно, а тонкие линии, рисуемые концом кисти, получаются лучше, если держать кисть вертикально, палочкой вверх. Щетинную кисть можно использовать для изображения листвы деревьев и кустов, травы, веток ели, сосны, мех животных, оперения птиц, так как, расщепляясь при рисовании, она (если не набирать на нее много краски) дает пучок расходящихся линий. А при рисовании «тычком» (кисть вертикально опускается на бумагу) можно получить пятно с просветом – россыпи цветов.

Чтобы рисунки получились выразительными, необходимо научить детей владеть различными способами работы кистью: концом кисти, всем ворсом, постепенным переходом от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом (если нужно передать постепенное расширение линии, например, при рисовании ствола дерева).

Упражнения для усовершенствования умения работы с кисточкой.

1. «Волны». Упражнение выполняется крупной кистью, она удерживает больше краски и позволяет сделать мазок длиннее. Рисуем волнообразную линию поперек листа, стараемся выдержать ширину мазка по всей длине. При повторном наборе краски продолжаем рисовать линию с момента, где остановились. Пока мазок сырой, меняем цвет краски и приступаем к следующей волне. Стараемся выдерживать промежуток между линиями и ширину мазка, повторяя изгиб предыдущей волны. Рисунок 1.

2. «Тонкий и толстый». Это упражнение сочетает два вида нажима на кисть. Кончик кисточки создает более тонкую линию. Если надавить сильнее, то линия утолщается. Начинаем с края бумаги тянуть изящную тонкую линию, увеличиваем давление, чтобы линия стала толще, затем снова уменьшаем давление и так чередуем до конца листа. Можно как в предыдущем упражнении поменять краски и заполнить весь лист.

3. «Рывок запястьем». Кисточка с краской ставится перпендикулярно листу и резким толчком вверх одним запястьем выполняем мазок, вытягивая кисточку как на рисунке. Используем опору, для этого можно подложить кулак второй руки. Данным способом без труда можно изображать траву, ветки, перья шерсть животных.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Кисть при рисовании тщательно промывайте. Для кистей следует иметь подставки. Нельзя оставлять кисть в банке с водой: мягкий ворс быстро меняет форму и загибается.

Когда ребенок овладеет работой красками, можно учить рисовать акварелью по сырому. Для этого лист бумаги или его часть (в зависимости от изобразительной задачи) покрывается широкой кистью водой или нужным цветом и, пока еще лист не высох, рисуются изображения. Пользуясь таким приемом, можно добиться выразительного изображения пушистых зверьков, только что появляющейся зелени листвы, нежных цветов, расплывчатых, нечетких силуэтов предметов во время дождя и многого другого.

Способности к рисованию появляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

В творческом процессе ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Это развивает наблюдательность и внимательность, воображение и фантазию, пространственное и ассоциативное мышление. Учит ориентироваться в пространстве и развивает глазомер, объясняет, что такое двух- и трехмерные изображения. Работа с задним планом на рисунке такая же важная, как и сам объект изображения. В дальнейшем ребенку станет легче осваивать физику и математику, особенно геометрию. Ребенок начинает сравнивать и обобщать, различать мелкие детали и элементы.

Замечено, что мальчики и девочки рисуют по-разному. Девочки мыслят образно, поэтому они уделяют внимание мелочам, тщательно прорисовывают детали, декор, лица людей и так далее. Для мальчиков же характерно схематическое рисование и буквальное восприятие символов, логичность и стремление к анализированию. На рисунках у мальчиков вы найдете больше технических деталей и архитектуры. Это можно рассмотреть на примере изображения сов на работах детей нашего объединения. У девочек птицы даже нежно-розового оттенка у мальчиков монохромные.

Девочки

мальчики

Руки - инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, тонко координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка. Очень полезны для этого рисование и не только красками, а то и просто пальчиками. В общем-то, практически все действия, требующие работы руки и пальцев, способствуют формированию мелкой моторики руки. С первых дней жизни ребенка и всю последующую жизнь руки должны неустанно работать.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Как писал физиолог И.П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

На руках расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Во время рисования происходит массаж пальцев, но можно и специально проводить оздоровительные массажи. Например: массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя - тремя пальцами; удерживать его в определённом положении в правой и левой руке.

Доказано, что занятия рисованием благотворно влияют на эмоциональное состояние человека, являются профилактикой ряда болезней и существенно увеличивают продолжительность жизни! Кажется не реальным? Вспомним легендарного Леонардо да Винчи (архитектор, скульптор, живописец, мыслитель, изобретатель), человек всю жизнь работал руками. Для того времени 67 лет это почтенный возраст. Николай Александрович Соколов умер в возрасте 96 лет, а продолжительность жизни известного советского художника-графика Бориса Ефимова составила 108 лет!

08.02.2020 09:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!