© 2024, Веисова Земине Энверовна 871
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Грибы – паразиты растений, животных, человека.
Цель урока: создать условия для расширения знаний о многообразии грибов-паразитов, значении их в природе и жизни человека, методах борьбы с ними и профилактике грибковых заболеваний, учить анализировать информацию, извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую.
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.
|
самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.
|
структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;
|
формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
|
формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.
|
Оборудование: учебники, тетради, принадлежности.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
||||||||||||
1. Организационный момент (1мин) |
Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу. - Встаньте ровно и красиво. Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно, И скорей начнём урок. - Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Слайд 1 |
||||||||||||
2. Проверка домашнего задания (4-5 мин.) Проблемная ситуация и актуализация знаний |
Сегодня на уроке мы играем в сериал «Следствие ведут знатоки». Вы ребята следователи – знатоки. Ваша задача, выполнить важные государственные задания. Создаются 3 следственные группы(1, 2, 3 на столах таблички с номерами) Задание первое: к нам поступило заявление с просьбой найти преступников. Из заявления следует, что местонахождение одного из них и его особые приметы известны: Под сосною у дорожки Он стоит среди травы. Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть, нет головы. Состав преступления: Носит шляпку на ноге Что-то прячет он в земле. Что выясняется из заявления: Если что-то прячет, значит краденное. Из отдельных частей тела, вам необходимо составить фоторобот преступника и подписать эти части. Прошу следственные группы приступить к заданию. Собрать как можно больше информации об этом подозреваемом. Итак, начинаем совещание. Прошу доложить. Кодовая кличка преступника? – «Гриб». Каковы особые приметы шляпки гриба (пластинчатые или трубчатые). Чем гриб питается? (Готовыми органическими веществами) В каких отношениях находится с деревьями? (вступает в симбиоз) Что такое симбиоз? (сожительство двух организмов с пользой для обоих организмов) Один преступник найден, первое дело раскрыто, здесь состав преступления отсутствует. Слайд 2 2 задание: а вот с остальными правонарушителями дело обстоит сложнее. Нам известно только, что там работает организованная группа. Чтобы раскрыть дело, необходимо будет определить не только их основные приметы, составить фоторобот и местонахождение, но и выяснить какова роль каждого в группировке. В ходе следствия нужно будет изучить (видеоматериал) и заполнить необходимые документы (таблица). Информация для изучения предоставлена камерами наружного наблюдения. Следственным группам необходимо отметить, к какой группе грибов относятся представители, изображённые на слайде 1 группа собирает информацию о плесневых грибах; (5, 11) 2 группа собирает информацию о шляпочных грибах; (12467810 12) 3 группа собирает информацию о съедобных и ядовитых грибах. (съедобные- 1 2 4 6 6 8 12; ядовитые – 9 10) Проблемный вопрос: На слайде присутствуют грибы, не изучаемые до сегодняшнего дня. Под какими номерами они находятся? (3, 13) К какому типу питания можно отнести данные грибы? (сапротрофы или паразиты). Кто такие сапротрофы? Кто такие паразиты? Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание, значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать) (слайд 2). |
||||||||||||
3. Изучение новой темы (10 – 12 мин) |
А кто такие паразиты? Итак, грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма. Они тоже вступают в симбиоз с другими организмами, но только пользу получают сами, а другому организму приносят вред. Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, вызывая заболевания, большинство из них поселяется на различных растениях. Наше следствие продолжается… Сейчас поработаем в группах. Изучить информацию о грибе. Используя дополнительный материал, который находится у вас на столах, мы должны поближе познакомиться и как можно больше узнать о преступниках. Как они называются, какие органы организма они поражают, и какие меры борьбы с ними существуют. Информацию о них вы будите фиксировать в таблицу, которая есть в ваших листах. (4 мин. на каждого представителя)
|
||||||||||||
4. Физкультминутка |
Супер физкультминутка (видео) |
||||||||||||
5. Продолжение новой темы – 8 -9 мин. 6. Обобщение полученных на уроке сведений (8 мин.) |
А сейчас мы с вами проведём исследование. По инструктивной карточке выполним лабораторную работу: «Грибы – паразиты растений» на примере спорыньи. Учитель предлагает ученикам рассмотреть гриб спорынью и познакомиться с её внешним строением, используя лупу. 1. Какая проблема стояла перед вами в начале урока? -Какие меры необходимо принимать, для предотвращения заражения грибковыми заболеваниями? 2. Пока мы занимались изучением грибов паразитов, к нам в отдел поступили жалобы от населения. Давайте, разберёмся с этими жалобами и выясним, какие это вредители? Показания №1 фермера: все было прекрасно, и воды и солнца вдоволь. Зерно наливалось и поспевало на поле у меня. Да только однажды поехал я по делам и проезжая мимо своего пшеничного поля, увидел, что почернели колоски пшеницы, стоят в поле, как обугленные головешки. Пришла беда, погибла большая часть урожая. Как вы думайте, как назвали этот гриб? Головня – гриб –паразит, который поражает овес, ячмень, просо, кукурузу, пшеницу. Происхождение слова «обугленное, обгорелое полено». Черные, созревшие споры гриба во время уборки урожая попадают на здоровое зерно и сохраняются на нем до посева. Вместе с зерном споры попадают в землю и прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков и растет внутри стебля, питаясь его соком. Ко времени цветения пшеницы грибница головни достигает колоса. Разрастаясь, образуя массу спор разрушая зерновки. Показания № 2 фермера: мало собрал я урожая пшеницы в тот год, но выручила рожь. Но когда в пищу жители моего села стали использовать ржаной хлеб, то у многих людей начались судороги, а иногда и наступала смерть. Данный объект легко обнаруживается в период цветения: на колосьях среди зерновок хорошо заметны черно-фиолетовые рожки, выступающие из колоса. Объяснение: давайте обратимся к учебнику стр.82 учебника, 2 обзац. Какие выводы вы сделали, какое название носит этот гриб-паразит? -Почему заболели жители села? -Что за черные рожки появились на колосках ржи? -Как происходит заражение спорыньей? -Докажите, что спорынья –гриб паразит. Они состоят из плотно переплетенных гифов. Это стадия покоя гриба. В период созревания ржи они опадают на землю и зимуют под снегом. Весной на них образуются шаровидные головки красноватого цвета на длинных ножках. Созревание спор происходит во время цветения ржи. Попадая в муку, гриб способен вызывать сужение кровеносных сосудов и судороги мышц, а иногда и гибель. Учитель: Выяснив причины заболеваний злаков и отравлений у людей, зная о размножении, развитии и условиях произрастания спорыньи и головни сформулируйте ответ на такой вопрос: как можно их уничтожить и не допустить заражения? И наконец, показания 3 свидетеля: лесника. Показания №3 лесника: Спора данного гриба-паразита, попав на ранку в дереве, прорастает в грибницу и разрушает древесину. Через несколько лет образуются многолетние копытообразные плодовые тела. Они выделяют ферменты, разрушающие древесину и превращающие ее в труху. Даже после гибели дерева гриб продолжает жить на мертвом субстрате (как сапротроф), ежегодно производя большое количество спор и заражая здоровые деревья. Поэтому погибшие деревья и плодовые тела таких грибов рекомендуется удалять из леса. Его название? ЗАДАНИЕ 5. «Верю не верю» (если верно «+», если нет «- «) 1. Головня – это гриб поражающий клубни картофеля - 2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка - 3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми + 4. Мукор – это гриб – паразит - 5. Споры пеницилла созревают в кисточках + 6. Дрожжи используют для получения антибиотиков - Тест. 1. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты: А) спорынья; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 2. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки: А) мукор; Б) трутовик; В) головня; Г) фитофтора. 3. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление? А) спорынья; Б) головня; В) трутовик; Г) фитофтора. 4. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта? А) фитофтора; Б) трутовик; В) головня; Г) спорынья. 5.Грибы – паразиты: а) образуют на свету органические вещества, б) поселяются на продуктах питания. 6. Грибы относятся к растениям: а) да; б) нет. 7. В клетках грибов содержатся хлоропласты. а) Да; б) нет. 8. Плодовое тело шляпочных грибов образовано а) плотно упакованными нитями грибницы; б) клетками специальной ткани. 9. Плесневые грибы. а) имеют плодовое тело; б) имеют только грибницу. 10. Споры плесневых грибов образуются. а) в шляпке; б) на кончиках некоторых нитей грибницы. |
||||||||||||
7. Итог урока. Эмоциональная рефлексия. |
Посмотрите на наше дерево, вы ему помогли, освободив от трутовиков. Скоро все деревья распустят молодые листочки. Пусть и наше дерево оживет. На ваших столах лежат листья трех цветов. Если вам понравился урок, приклейте на дерево зеленый листочек, если не очень, то – желтый, если совсем не понравился, то – красный. А что в итоге? Мы узнали на уроке… Мы научились на уроке… Мы можем… Пожелание учащимся. |
||||||||||||
8. Домашнее задание |
|
Тест.
1. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:
А) спорынья;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
2. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:
А) мукор;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
3. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?
А) спорынья;
Б) головня;
В) трутовик;
Г) фитофтора.
4. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?
А) фитофтора;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) спорынья.
5.Грибы – паразиты:
а) образуют на свету органические вещества,
б) поселяются на продуктах питания.
6. Грибы относятся к растениям:
а) да; б) нет.
7. В клетках грибов содержатся хлоропласты.
а) Да; б) нет.
8. Плодовое тело шляпочных грибов образовано
а) плотно упакованными нитями грибницы; б) клетками специальной ткани.
9. Плесневые грибы.
а) имеют плодовое тело; б) имеют только грибницу.
10. Споры плесневых грибов образуются.
а) в шляпке; б) на кончиках некоторых нитей грибницы.
Тест.
1. Гриб-паразит, поражающий картофель и томаты:
А) спорынья;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
2. Гриб-паразит, поражающий хлебные злаки:
А) мукор;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) фитофтора.
3. Споры какого гриба, попав с мукой в пищу, могут вызвать отравление?
А) спорынья;
Б) головня;
В) трутовик;
Г) фитофтора.
4. Плодовое тело какого гриба имеет форму копыта?
А) фитофтора;
Б) трутовик;
В) головня;
Г) спорынья.
5.Грибы – паразиты:
а) образуют на свету органические вещества,
б) поселяются на продуктах питания.
6. Грибы относятся к растениям:
а) да; б) нет.
7. В клетках грибов содержатся хлоропласты.
а) Да; б) нет.
8. Плодовое тело шляпочных грибов образовано
а) плотно упакованными нитями грибницы; б) клетками специальной ткани.
9. Плесневые грибы.
а) имеют плодовое тело; б) имеют только грибницу.
10. Споры плесневых грибов образуются.
а) в шляпке; б) на кончиках некоторых нитей грибницы.
© 2024, Веисова Земине Энверовна 871