СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интерес к изучению предмета физики - с этого всё начинается

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интерес

к изучению предмета -

с этого всё начинается

Учить детей математике и физике, как и любому другому предмету, нелегко. Понимание этого приходит к каждому из нас рано или поздно. А учить математике труднее, чем другим предметам. Ведь недаром этот предмет «царица наук» считается самым сложным из школьных предметов. И такие мысли у детей и их родителей в большинстве семей. Так что к нам дети приходят «запрограммированные» тем, что это сложно, трудно и даже невозможно.

Такое отношение к моим предметам: математике и физике, повышает сложность обучения детей в несколько раз. А задача каждого учителя – дать образование по своему предмету каждому ученику. Но, зная, что это сложный, очень сложный предмет, даже хорошие ученики, то есть имеющие хорошие и отличные знания по другим предметам, не желают лицом к лицу встречаться с трудностями в лице физики и математики. А об учениках со слабыми способностями и нечего говорить, для них урок – это мука, испытание. На урок дети идут без желания. Очень часто слабые дети стремятся привлечь к себе внимание и учителя, и одноклассников баловством; а если не шалят, то могут быть очень рассеянными, так как они ничего не понимают. А без понимания у детей нет желания заставлять себя слушать и что-то понимать. Причина этому – сложность предмета и его непонятность. Вот всё это и обязан преодолеть учитель.

Учитель должен убедить своих учеников в том, что не следует бояться идти на урок, вселить в них уверенность в том, что каждый из них сможет решить любую задачу, если только захочет. И вот, оказывается, что самое главное, чтобы ребёнок захотел изучать математику или физику, надо чтобы у него появился интерес к этой науке. А всё это зависит от учителя. Ученик может иметь оценку «3», может иметь «4» и даже «5» по предмету. Оценку «3» как правило, имеют дети со слабыми способностями к предмету или лентяи. А оценки «4» и «5» могут иметь способные или умеющие учиться дети, то есть трудолюбивые. Но и те, и другие могут не любить предмет.

Мне хочется, чтобы даже «троечник» шёл на урок в ожидании праздника, шёл к учителю и вне урока, чтобы задать вопрос, задачу или ответить на интересный вопрос, принести решение интересной задачи.

Так будет, если сам учитель любит свой предмет, увлечён им, не ленится, чтобы найти возможность удивить учеников, раскрыть перед ними красивые, но невидимые им стороны математики и физики, всю их красоту и поэзию. Моё стремление привить детям интерес к моему любимому предмету, пусть каждый ученик прочувствует, что «математика – это царица наук» и «математика – гимнастика ума», а уж потом сам разбирается, любить её или нет, учить или нет. И здесь я тоже должна помочь детям и не допустить, чтобы в своём решении ребёнок пришёл к решительному «нет».

На сколько учитель интересно, увлекательно и основательно обучает учеников можно судить по количеству учащихся, пожелавших в данном учебном году сдавать устный экзамен по физике. Всем известно, что тот предмет, который преподаётся в атмосфере дружелюбия и увлечённости, ребята любят больше всего. Немаловажным для определения наличия интереса к математике является процент учеников класса, посещающих физико - математический кружок, не являющийся обязательным для всех учеников.

Использование ТСО

В наш век – век компьютеров – невозможно обойтись при изучении предметов школьной программы без технических средств. И именно с их помощью надо привлекать внимание учащихся и развивать интерес к предмету. В Россошанской школе кабинеты достаточно хорошо оснащены техническими средствами. В кабинете физики имеются кодоскоп, микрокалькуляторы, видеодвойка, компьютер, экран, проецирующий аппарат, диски и кассеты и интерактивная доска. Также в кабинете оборудованы рабочие места для работы с электричеством, к розеткам подведено напряжение 42 В и 4 В. Имея такие возможности, все необходимые лабораторные работы обязательно проводятся – это, конечно же, стимулирует ребят стремиться к познанию. А учитель не может упустить такую возможность заинтересовать учеников. Очень много приходится работать с оборудованием, готовить и придумывать новые опыты, каждый год что – то по – новому, по – другому. Большую работу мне приходится вести в подготовке заданий для работы с интерактивной доской. Здесь я готовлю задачи для решения с графиками, задания для устного счёта, устные качественные задачи с чертежами и рисунками. Используя интерактивную доску с подготовленными условиями задач, идёт большая экономия рабочего времени на уроке и большая трата времени учителя. Ученики с удовольствием работают на этой доске, уже практически все умеют пользоваться основными инструментами данной программы. Особенно хорошо помогает доска мне в работе с начинающими учениками – физиками, семиклассниками. Для них на доске я готовлю и образец правильного оформления лабораторной работы, и образец оформления решения текстовой задачи. Применение интерактивной доски, видеофрагментов повышает интерес к изучаемому предмету, но не стоит увлекаться только показом – это расслабляет, всего должно быть в меру.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА В СТАРШИХ КЛАССАХ.

В старших классах перед изложением нового материала надо хорошо подготовить детей к восприятию нового, повторить все необходимые свойства и понятия, законы и формулы.

Во всех классах, начиная с начальных, постоянно использовать необходимо практику решения задач несколькими способами. Это расширяет кругозор, позволяет использовать различные теоремы, законы или свойства для достижения поставленной цели в решении задачи или доказательства теоремы. Искать рациональные пути решения проблемы, причём круг повторяемых свойств и понятий расширяется. По физике необходимо больше решать устных качественных задач. Эти задачи и дают возможность глубже и лучше разобраться в законах и изученном материале, и позволяют совсем слабым учащимся почувствовать себя знающими, так как часто изворотливый ум «троечников» довольно быстро находит правильный ответ. Дети должны знать, что каждый из них может идти своим путём, мыслить по-своему, идти самостоятельно к решению задачи, а не стандартным, единственным способом. Таким образом, ребёнок чувствует себя индивидуальностью, личностью, он знает, что его мнение будет выслушано. И только путём логического рассуждения и доказательства его мнение будет признано или отвергнуто, если оно ошибочно. И это делать должны все ученики, а если не смогут, только тогда сам учитель, то есть должно присутствовать обсуждение проблемы.

Например, надо использовать решения системы уравнений несколькими способами, их может быть – два, а вариаций - шесть.

Это один из наиболее простых примеров подхода к решению задания различными способами. Ведь различие решений только в том, что мы изначально выражаем разные переменные из разных уравнений через вторую переменную.

После того, что дети видят несколько способов решения, они могут оценить какой из них проще и интереснее и в дальнейшем будут находить его, вспоминая и анализируя все известные способы.

Большую роль в развитии интереса детей к физике и математике играет внеклассная работа, проводимая учителем. Здесь разнообразие работы велико - это и олимпиады, и викторины, и КВНы и многое другое. Особого внимания заслуживает работа по составлению и разгадыванию кроссвордов. Учащиеся повторяют правила, теоремы, определения, свойства. Также важны необычные домашние задания. Домашнее задание может быть таким:

  • составить кроссворд,
  • проделать опыт дома самостоятельно, а затем рассказать о нём на уроке или показать его,
  • придумать свою задачу,
  • найти свой способ доказательства теоремы,
  • подготовить доклад о событии или об учёном,
  • сделать презентацию,
  • написать сочинение.

Да, написать сочинение, у меня ученики часто пишут сочинение на тему: «Что было, если бы не было силы трения». И никогда никто ни у кого не списывает. А как интересно каждому зачитывать свой шедевр!

Замечательная особенность математических и физических задач состоит в том, что уже школьник способен создать что-то оригинальное, найдя неожиданное красивое решение, обнаружив новый, неизвестный факт, справившись с трудной для него задачей. Подобные удачи (вовремя поощрённые учителем) создают необходимый эмоциональный настрой, вовлекающий учащегося в физико-математическую деятельность. В основе интереса лежит успех. Цепь неудач может отвратить от предмета и способных детей. Ощущение успеха создаётся и пониманием того, что удалось преодолеть значительные трудности. Важен поэтому внимательный подбор индивидуальных заданий, основанный на адекватной оценке возможностей ученика в данный момент, учёте возрастных и индивидуальных особенностей.

Иногда я намеренно допускаю ошибки в формулировках теорем, определениях или же при выполнении вычислений, записываемых на доске. Об ошибках в формулировках теорем или законов предупреждаю заранее, дети должны найти их и объяснить.

Задача каждого учителя – дать хорошие знания каждому ученику по своему предмету.

И тогда, выявляя способных учащихся, учителю надо уделять им больше внимания. Развитие творческих способностей открывает большие возможности ученика по интересуемому его предмету. Ученик может высказать своё мнение, внести своё предложение, разработать свой план или проект. Может из него вырастет гений? А гению нужно признание.

Категория: Физика
28.01.2016 20:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!