СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание педопыта учителя физики Петренко Елены Борисовны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Петренко Е.Б., учитель физики Формирование и развитие физических понятий Для формирования и развития физических понятий у обучающихся на уроках потребовалась необходимость использовать инновационные методы и приёмы обучения. В кабинете создаются все необходимые условия для решения поставленной задачи. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература. Физика как учебная дисциплина часто не пользуется популярностью у школьников, но именно она несет мощную мировоззренческую, нравственную и даже экологическую нагрузку. Главной движущей силой процесса обучения, развития мышления учащихся является активизация познавательных интересов, проявление которой невозможно без интереса к учению. Нет интереса, нет успеха. А, по выражению В.А.Сухомлинского, ребенок должен знать вкус успеха. 1. Одним из важнейших заданий учителя физики в учебной работе из физики является формирование физических понятий - неотъемлемой составляющей процесса формирования и развития абстрактного и логического мышления учеников. Уровень овладения учениками физическими понятиями является свидетельством их успехов в овладении знаниями и залог их последующего движения в освоении учебного материала. Физическое понятие является отдельным видом более общего родового понятия, которое психологами называется вообще понятием. Разные ученые по-разному дают определение понятиям. Но во всех определениях отображаются общие признаки этой психологической категории: «Продукт умственной деятельности человека - мысль, в которой отображены общие, самые существенные и отличные от других специфические признаки предметов или явлений действительности». Анализируя такое определение, нетрудно установить, что понятие является результатом познания человеком окружающей среды, их образование стимулируется стремлением поиска рационального выражения мыслей в доступной и обобщенной форме. Понятия по содержанию и форме выражения не остаются постоянными, застывшими. Углубление в суть явлений или изучения свойств объектов приводит к уточнению характерных признаков, углубления их смысловой формы. Диалектический характер понятий проявляется в том, что процесс их уточнения часто ведет к отбрасыванию этих понятий, замены их более совершенными, научно более достоверными. Продуктивное в свое время понятие магнитного монополя было отброшено после детального исследования электромагнитного поля. На основе новых понятий в науке появляются новые теории, которые объединяют в себе разные понятия за их общими признаками, подчинением, взаимосвязями. Типичным примером такой особенности понятий является создание квантовой теории на основе понятия кванта. В дидактическом смысле понятие является промежуточной категорией познания мира. Обще природная взаимосвязь явлений и объектов обусловливает также связь между понятиями. Постепенное изучение природы предусматривает и определенную постепенность формирования понятий. Как правило, раньше усвоенные понятия становятся базой для формирования новых понятий. Так, для формирования понятия напряжения необходимо владение понятиями электрического поля, электрического заряда, работы. Не может быть сформировано понятие ускорения без овладения учениками понятием скорости и тому подобное. В усвоении понятий учениками случаются недостатки, причинами которых есть: • первичная генерализация - недостаточно полный анализ явлений, которые изучаются, и выделения признаков, не свойственных явлению или объекту; • внутренне понятийная генерализация - из всего комплекса признаков выделяются лишь отдельные, что приводит к установлению неправильных соотношений между отдельными признаками понятия; • межпонятийная генерализация - неоправданно широкое влияние одного понятия на другие. 2. Процесс формирование физических понятий подчиняется общим закономерностям формирования каких-нибудь других понятий. Однако на этот процесс налагаются особенности физики как науки. Такими особенностями является широкая опора на чувственный аспект познания природы через наблюдение и эксперимент; использование таких категорий как физическая величина для количественного выражения признаков, объединенных одним понятиям; органическое сочетание эмпирического и теоретического методов познания. Источниками формирования физических понятий у обучающихся есть: ? жизненный опыт учеников; он характерный эмоциональностью образов, что способствует активизации учебного материала; часто дает обезображенные представления о явлениях и объектах природы, которые часто утруждают процесс формирования физических понятий; ? учебный материал, который подает учитель на уроках физики; этот источник дает наилучший эффект в плане научной достоверности; результат формирования существенно зависит от мастерства учителя; ? изучение других предметов - это источник относится к категории межпредметных связей и его эффективность может быть обеспечена лишь при выполнении дидактических требований относительно этих связей; ? стихийное формирование; обеспечивает большую стойкость понятий; как правило создает ситуацию неправильного применения понятий, является причиной появления генерализаций. При формировании физических понятий учитель должен выяснить и учесть уровень начальных знаний и понятий учеников и соответственно этому избрать стратегию работы с учениками. Есть два способа формирования понятий: ? традиционный - процесс познания проходит по схеме "от конкретного к абстрактному"; обобщение проводится на основе анализа похожих явлений, объектов, свойств; ? за Давыдовым - сначала дается определение понятия, а затем - его отношение к явлениям и объектам природы. На основе многолетнего опыта работы учителей и широких научных исследований сложилась определенная система работы из формирования физических понятий, которая дает наибольший дидактический эффект. Она имеет такие компоненты: 1) выделение существенных признаков на основе наблюдений, работы с учебником; 2) синтез существенных признаков в определении; 3) уточнение признаков на специальных упражнениях; 4) отделения данного понятия от подобных; 5) установления связей и отношений между данными понятиями и другими; 6) применение понятий при решении физических задач; 7) классификация и систематизация физических понятий. Такая система сама по себе не дает надлежащего дидактического эффекта, если для ее реализации не созданы определенные условия: ? организована активная умственная деятельность учеников; ? целеустремленное решение основных дидактических задач; ? обеспечено полное соответствие основным принципам дидактики; ? предусмотрены условия разнообразия форм и методов учебной работы; ? система должна быть единственной как при учебе в классе, так и при выполнении домашних заданий. 3. Нарушение методики формирования физических понятий приводит к появлению недостатков в знаниях учеников о физических понятиях: ? ученики не могут раскрыть физическую суть понятия, не умеют описать свойства физических явлений и физических объектов, из которых выводится то или другое понятие; ? в процессе воссоздания знаний ученики путают видовые признаки физических понятий, не различают понятие или неправильно их применяют (внутренняя энергия - кинетическая энергия); ? ученики не могут установить связи и соотношения между понятиями; ? отсутствуют навыки классификации понятий. 4. Любой вид учебной работы должен давать определенный дидактический эффект. О результативности работы учителя можно судить по критериям сформированности физических понятий. В современной дидактике физики различают четыре уровня сформированности физических понятий у учеников. Первый уровень характеризуется диффузно-рассеянным представлением о предмете или явлении. Ученик хоть и отличает один предмет от другого, но не может назвать признаки, за которыми он это осуществляет. Второй уровень характерный тем, что ученик, указывая признаки понятий, не отличает существенные от несущественных. На третьем уровне ученик усвоил все существенные признаки, но они не систематизированы, касаются отдельных примеров. Наивысший, четвертый уровень характеризуется тем, что понятие обобщено, усвоены существенные связи данного понятия с другими, ученик свободно оперирует понятиями. Для формирования и развития физических понятий обучающихся на уроках потребовалась необходимость использовать инновационные методы и приёмы обучения. В кабинете создаются все необходимые условия для решения поставленной задачи. Имеются наглядные пособия, дидактический материал, методическая литература. Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя - вызвать интерес к изучению предмета. Как развить познавательный интерес к предмету? Как раскрыть творческий потенциал личности? Ответом на эти вопросы является развитие активности учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно. Поставив перед собой цель: - формировать и развивать физические понятия, я выделила ряд задач: - поддерживать и развивать интерес к предмету; - формировать приёмы продуктивной деятельности; - прививать навыки исследовательской и проектной деятельности; - развивать воображение учащихся; -учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); - показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; - учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, её связь с другими науками. Их решение позволяет сделать процесс обучения захватывающим, интересным для ребенка и учителя. При этом использую различные методы обучения: - словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; - наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; -практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Это следующие показатели интереса: - активное включение в учебную деятельность; - самостоятельность выводов и обобщений; - добровольное выступление с докладами; - желание проникнуть в сущность явлений и законов, объяснить окружающие явления; - самостоятельное проведение экспериментов, работа с приборами в кабинете; - участие во внеклассной работе по физике. Формирование физических понятий и их развитие можно осуществлять на различных этапах урока. На отдельных примерах расскажу о том, как это делаю я на своих уроках. І этап – мотивация деятельности обучающихся. Оптика, 8 класс ( по старой программе – 7 класс). Урок на тему «Свет. Источники и приёмники света». Задаю учащимся вопрос: - Является ли свет веществом? Приходим к общему мнению, что свет веществом не является. Доказательства: • мы не слышали о химической формуле света и никто её не знает; • в природе нет атомов или молекул, составляющих свет. - Что же такое свет? Имеет ли он материальную природу? Да, свет материален, т.к. под его действием происходят различные процессы: • Фотосинтез – протекание химических реакций, • Фотография; • Свет оказывает давление – «солнечный ветер», отклоняющий хвост кометы в сторону, противоположную звезде; • Фотоэффект – образование электрического тока под действием световых лучей (солнечные батареи) и т.д. Свет – особый вид материи, он имеет двоякую структуру – это электромагнитная волна и поток микрочастиц – фотонов. Так начинается формирование понятия света как объекта физического исследования и изучения. На протяжении всего курса физики в школе, при изучении любой темы мы возвращаемся к природе света, его свойствам, проявлениям его материальности – так происходит развитие физического понятия света. ІІ этап - изучение нового материала: создание проблемной ситуации. 7 класс. Введение. Вводим понятия физического тела и физических явлений. - Книга – физическое тело. Каждый ученик по очереди должен назвать физическое явление, связанное с книгой. Это может быть законченная фраза или словосочетание. Например: • «Я открываю книгу»; • Измерить длину книги; • Порвать книгу; • «Мальчик переложил книгу с одного места на другое» и т.д. Так каждый у каждого обучающегося начинается формирование понятий физического тела и явления. Впоследствии при знакомстве с новыми понятиями мы обязательно акцентируем внимание обучающихся на том, с чем мы знакомимся – физическое тело, физическое явление, физическая величина, физический закон, формула, единица измерения физической величины и т.д. ІІІ этап – актуализация опорных знаний обучающихся и вторичная проверка знаний и умений обучающихся. 7 класс. Взаимодействие тел. Вводим понятия инертности и инерции. Инерция – явление сохранение скорости телом при определённых условиях. Инертность - это способность тела оказывать сопротивление изменению его скорости. Масса является мерой инертности тела. На следующем уроке раздаю каждому обучающемуся карточку с описанием определённого случая. По очереди обучающиеся зачитывают то, что написано на их карточке, а класс выясняет – о каком явлении идёт речь. Например: 1) При резкой остановке пассажиры накланяются вперёд –инерция. 2) Споткнувшийся человек падает вперёд, а поскользнувшись – назад – инерция. 3) После отключения двигателя судно ещё некоторое время двигается – инертность. 4) Движущийся транспорт не может моментально остановиться перед светофором или в аварийной ситуации – инертность и т.д. Так формируются понятия инерции и инертности. К этим вопросам мы возвращаемся в 9 классе, изучая механику, но и при изучении других тем мы сталкиваемся с этими понятиями – так происходит развитие понятий инерции и инертности. IV этап - обобщение материала по разным темам, но обобщение не всего материала по теме, а небольшого количества. 8 класс. Электрические явления, электрические цепи и их элементы. Я подготавливаю 3 набора картинок с изображением различных предметов – лампа, утюг, вентилятор, электрочайник, телевизор, пылесос, компьютер, электростанция (различные их виды), батарейки, аккумулятор, бензиновый генератор и т.д. Всех обучающихся класса делю на 3 группы, раздаю наборы картинок и лист бумаги, предлагаю разделить картинки на группы, расклеить их на листе – сделать мини презентацию. Затем каждая группа обучающихся защищает свою работу – объясняет, по какому принципу разделены картинки и даёт короткую характеристику каждого изображения. Так формируются и развиваются понятия источника электрического тока и потребителя электрического тока. Эти знания понадобятся обучающимся при выполнении лабораторных работ: изображении схем электрических цепей и сборке этих цепей. Обучающиеся должны уяснить, что измерительные приборы в цепи должны подсоединяться только к потребителям тока, и не в коем случае к его источникам! Такой приём можно применять при изучении любой темы: • В механике – разделение простых механизмов и сложных; • В оптике - разделение источников и приёмников света; • В тепловых явлениях – тепловые двигатели и механические средства передвижения и т.д. V этап- самостоятельная работа с учебником и справочной литературой. Этот приём можно использовать в любом классе при изучении любой темы и на любом этапе урока. Но начинать нужно в 7 классе. На доске выписываются определённые термины, обучающиеся должны самостоятельно найти пояснения к этим терминам, выписать, заучить. Если таковых нет в учебнике – обращаемся к справочной литературе и эту работу можно продолжить дома. Это только небольшое число способов и приёмов формирования и развития физических понятий. Кроме этих приёмов в своей работе я использую следующие: 1) Аукцион знаний – повторение, закрепление и систематизация знаний. 2) Игра «Физические крестики-нолики» - контроль знаний учеников или актуализация знаний. 3) Урок-семинар –изучение нового материала. 4) Урок-исследование –изучение нового материала. 5) Урок-суд над (трением, инерцией, сопротивлением и т.д.) – итоговый урок по теме. 6) Физический батл по решению задач – закрепление и повторение материала. В своей работе применяю дифференцированные контрольные и самостоятельные работы. Тексты этих работ подобраны таким образом: ? Более простые рассчитаны на слабых обучающихся и максимальная оценка 3 балла. ? Более сложные для сильных учеников – на 5 баллов. Даю возможность обучающимся выбрать уровень на своё усмотрение. Первый раз все желают выполнить работу на 5 баллов. Но потом понимают, что задания этого уровня достаточно сложные, поэтому выбирают вариант попроще. Стараюсь развивать творческие способности обучающихся; с этой целью предлагаю детям выполнять такие творческие работы, как: • Кроссворды; • Ребусы; • Рисунки, плакаты, стенгазеты; • Презентации; • Рассказы, стихи, сказки на физическую тему; • Физические приборы, макеты и т.д. На своих уроках, как и многие другие учителя, использую презентации, видеоролики. Сама тоже занимаюсь творческой работой – несколько лет работаю над подборкой описаний физических явлений в художественной литературе. У меня уже достаточно большая коллекция таких эпизодов. Я использую их для мотивации, создавая проблемные ситуации, иллюстрирую различные физические явления, на их основе формирую задачи и т.д. Например, при изучении дисперсии света зачитываю такое стихотворение: «Как неожиданно и ярко На влажной небе синеве Воздушная воздвиглась арка В своём минутном торжестве! Один конец в леса вонзила, Другим за облако ушла - Она полнеба обхватила И в высоте изнемогла". (Ф.Тютчев) Это – мотивация деятельности: что же мы бедем изучать и для чего. При изучении Архимедовой силы привожу такие выдержки: 1). «В Волгоградской области есть интересное озеро. С давних времён люди считают, что на дне озера живёт колдун, который никому не позволяет входить в его владения. Хотел селянин искупать своего коня в озере, а он, не успев даже войти в озеро, терял равновесие и падал. Предметы, брошенные в озеро, не тонули, а удерживались на поверхности неизвестной силой». (Е. Андреева «Раскрытие чудес») 2). «Егорушка…разбежался и полетел с полуторосаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но до дна не достал – какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его наверх». (А. П. Чехов «Степь») 3). «Наш кок отпросился искупаться, но затока его не приняла. Она высоко выкидывала его ноги, и при всём старании кок не смог нырнуть. Это повеселило команду и немного улучшило её плохое настроение». (К. Паустовский «Кара-Бугаз») Подобные выдержки отличное подспорье для учителя. Моя цель – опубликовать эту коллекцию в интернете на своём сайте, чтобы ею могли воспользоваться и другие учителя. Кроме описанных выше приёмов на своих уроках применяю следующие: 1.Нестандартные уроки: -урок-аукцион; -урок-суд над…(трением, инерцией, сопротивлением); -урок-исследование; -урок-семинар и т.д. 2. Игровые моменты: -игра «крестики-нолики»; - «колобок»; - «карусель» и т.д. 3.Использование на уроках творческих работ обучающихся: презентаций, кроссвордов, ребусов, рисунков, проектов, рассказов, стихов и т.д. Уровни повышения квалификации 1.Занимаюсь самообразованием. 2. Участвую в методической работе школы и являюсь руководителем МО учителей естественно-математического цикла. 3. Прохожу аттестацию. 4. Прохожу курсы повышения квалификации. 5.Являюсь подписчиком интернет-журнала «Физика. Всё для учителя!» издательства «Основа». 6.С 2008г по 2014 г принимала участие в подготовке и проведении «Турнира школ» по физике; была членом жюри на этом конкурсе. 7. На базе школы №106.г. Донецка проводила семинары учителей района; последний из них в 2013 году на тему «Использование мультимедийных технологий на уроках физики». Перспективы - Активно использовать информационные технологии, активные формы обучения, современные педагогические технологии, способствующие самореализации учащихся. -Продолжать повышать личный уровень развития в технологиях, методах и приемах педагогики. Результативность: 1. Участие обучающихся в интерактивном физическом конкурсе «Львёнок»; - хороший результат – 5-6 ежегодно; - отличный результат - 4 в 2012г, 5-в 2013г. 2. Турнир школ по физике; - 1 место в своей 5-ке, 2 место в районе -2012г - 3 место в районе-2013г. 3. Конференции; участие ученицы 11 класса ОШ №106 в конференции «Космос глазами молодёжи«, 2011г.
Категория: Физика
09.04.2016 22:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!