СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол как часть речи и его грамматические признаки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чаcти речи – наиболее крупные лексико-грамматические сиcтемные образования. В кругу частей речи русского языка глагол занимает центральное положение, так как обладает разветвленной системой грамматических форм и значений, которые участвуют в создании предложений разных типов.

Глагол – это «часть речи, выражающая грамматическое значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого» [ЛЭС: 104].

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета в широком смысле слова. И хотя основное грамматическое значение глагола – действие, глаголы могут обозначать и состояния, и отношения, поэтому тематическая классификация должна учитывать не только различные типы действия, но также семантику состояния и взаимоотношений субъекта и объекта.

С помощью лексического значения глагола конкретизируется общее значение действия (процесса), то есть глагол может обозначать действие лиц, явлений, предметов (она пишет; темнеет; рядом пролетела тарелка), их отношение (Выражение лица соответствует ситуации) или их состояние (Я радуюсь гостям).

Глагол – это самая сложная лексико-грамматическая категория русского языка. Глагольные конcтрукции имеют главенcтвующее влияние на именные словосочетания в предложении. Семантическая cтруктура его более емкая и гибкая.

Главная синтаксическая функция глаголов – предикативная. В предложении они часто выступают в роли сказуемого (полярный день пролетел незаметно). Помимо этого, глаголы могут выполнять функции:

  • подлежащего (учиться – наше призвание);
  • определения (у него было одно желание – желание выспаться);
  • обстоятельства цели (они пошли в парк гулять);
  • дополнения (она попросил меня сделать задание).

Особый интерес представляет лексическое значение глаголов, выраженное в своем многообразии. Глаголы могут обозначать конкретные действия (читать, вязать), состояния (мечтать, дремать), отношения (ненавидеть), развитие признака в течение времени (краснеть, стареть, дряхлеть).

В русском языке процессуальный признак глагол проявляет при помощи грамматических средств, которые называются грамматическими категориями. К ним относят категории вида, залога, наклонения, времени, лица, числа и рода.

Категория вида способна охарактеризовать глагол с точки зрения его протекания во времени. Эти различия выражаются формами несовершенного и совершенного вида. Совершенный вид указывает, что действие, развиваясь, достигло определенного предела и стало целостным фактом (Она приготовила суп). Несовершенный вид обозначает действие, не ставшее целостным фактом, так как не достигло этого предела (Она готовит суп).

Категория залога показывает отношения между действием, действующим лицом и объектом, на который направлено действие. Форма действительного залога показывает действие, которое произведено субъектом, то есть подлежащим (Дети собрали конструктор). Форма страдательного залога – действие, которое направлено на субъект извне: Конструктор собирается ребенком. Глаголы средневозвратного залога показывают действия, замыкающиеся в самом субъекте, например: котенок умывается.

Категория наклонения выражает отношение действия говорящего лица к действительности, то есть обозначает, в каком отношении к объективной действительности находится глагольный признак: является ли он реальным фактом или нереальным. Форма изъявительного наклонения указывает на то, что действие может мыслиться как вполне реальный факт (Я поеду домой). Нереальные действия выражаются сослагательным и повелительным наклонениями. Сослагательное наклонение указывает на действия, которые возможны при определенных условиях (Я бы пошла домой). Повелительное наклонение указывает на действия, обращенные к собеседнику для исполнения (принесите стол). Оно выражает побуждение к действию, просьбу или приказ (закрой за мной дверь) [Валгина, Розенталь, Фомина].

Категория времени показывает отношение действия к временному ориентиру, моменту речи. Форма прошедшего времени фиксирует то, что предшествовало ему (Она пела), форма настоящего времени фиксирует совпадение действия с его ориентиром (Она поет), форма будущего – следование за ним (Она будет петь).

Категория лица указывает на производителя действия. Если субъектом действия является сам говорящий, то глагол употребляется в форме 1-го лица единственного или множественного числа (я читаю, пою; мы пойдем в парк). Если субъектом действия является собеседник, к которому обращается говорящий, то глагол употребляется в форме 2-го лица единственного числа или множественного числа (Ты хорошо поработал). Форма 3-го лица глагола (как единственного, так и множественного числа) употребляется для обозначения действий лиц, которые не принимают участия в речи. Субъектом действия в этих случаях является лицо, к которому говорящий не обращается (Она заберет эти документы?).

Безличными называются глаголы, которые выражают действия или состояния, происходящие без участия действующего лица. Они не имеют категории лица, при них невозможно употребление подлежащего. Например: холодит, дует.

Категория рода и числа не характерна для грамматической структуры глагола и зависит от соответствующих категорий имени существительного, являясь показателем связи сказуемого с подлежащим. Категория рода характерна для глаголов сослагательного наклонения и для глаголов прошедшего времени изъявительного наклонения: читал – читала – читало – читал бы – читала бы – читало бы. Во множественном числе родовые различия отсутствуют.

Категория переходности и непереходности. Деление глаголов в данном случае связано с их различиями по значению и по синтаксической роли в предложении. Главным синтаксический фактором, который их распределяет на переходные и непереходные, является винительный падеж [Валгина, Розенталь, Фомина]. Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект, возникающий под этим действием, либо подвергающийся влиянию со стороны этого действия (объект выражается винительным падежом имени). Например: строить шалаш, читать письмо, лечить нервы, любить маму. Непереходные глаголы обозначают физическое или нравственное состояние (болеть, спать, плакать, грустить), движение (лететь, идти, бежать), изменение в состоянии (краснеть, синеть, мокнуть).

Система изменения глаголов называется спряжением. Формы, которые образуются в результате спряжения, носят название спрягаемые формы. Существует два типа спряжения: первое и второе. В современном русском языке глаголы изменяются по наклонениям, в изъявительном наклонении по временам (прошедшее, настоящее, будущее время), лицам (1, 2, 3 лицо), числам (единственное и множественное число) и родам (мужской, женский, средний род).

По объему выражаемых понятий глаголы, как правило, делятся на две большие группы – глаголы физического дейcтвия и глаголы, обозначающие эмоции.

Категория: Русский язык
21.01.2024 01:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!