СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сегодня к выпускнику образовательных учреждений общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов
Я убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как учителя, сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.
Вот почему актуальным стало обновление содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом. Ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда на практике. Но овладеть всеми этими умениями не просто. Начинать обучение азам проектной деятельности в старшей школе поздно: переломить закостенелость мышления трудно, а подчас и вообще невозможно. К тому же у учеников должны быть выработаны определенные навыки. Нужно начинать проектную деятельность с пятого класса, еще лучше — с начальной школы.
Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые, социальные проекты. По количеству исполнителей – индивидуальные и коллективные; по продолжительности проведения – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.
Время работы над проектом делиться на
№ |
Этап |
Содержание |
1. |
Информационный |
Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы. |
2. |
Плановый |
Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности. |
3. |
Поисковый |
Сбор и анализ информации, работа с источниками |
4. |
Обобщающий |
Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов. |
5. |
Этап представления и защиты проекта. |
Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы. |
6. |
Аналитический. |
Рефлексия. |
1.Информационный этап.
Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.
На этом этапе учителю необходимо:
-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;
-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;
-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.
2.Плановый этап.
Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.
На этом этапе учителю необходимо:
-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;
-выделить среди них наиболее удачные;
-помочь учащимся составить план работы над проектом.
3.Поисковый этап.
Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.
На этом этапе учителю необходимо:
-составить список возможных источников информации;
-следить за ходом исследования;
-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;
-корректировать деятельность участников проекта;
-обобщать промежуточные результаты.
4. Обобщающий этап.
Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.
На этом этапе учителю необходимо:
-организовать консультирование по обобщению материалов;
-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;
-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;
-выбрать форму представления проектов.
5.Этап представления и защиты проекта.
Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.
На этом этапе учителю необходимо:
-определить время и форму защиты проектов;
-подготовить сценарий защиты проектов;
-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.
6.Аналитический этап.
Анализируются результаты работы над проектами.
На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований
Учебным результатом всех проектов является опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт. В прошлом учебном году мы с учащимися 8-11 классов реализовывали следующие проекты.
По Обществознанию:
Права и обязанности родителей
Защита прав детей в Республике Казахстан
По истории Казахстана:
Деятельность Н.А.Назарбаева в годы нашей Независимости
Наш Президент глазами современников
Н.А. Назарбаев - мой Президент
Экологические проблемы Казахстана
По Религиоведению:
Сравнительная история мировых религий
Казахстан- территория межконфессионального согласия
Учащимися среднего звена были разработаны проекты :
Семь чудес Казахстана
Великие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Роль казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Работа над проектами вызывает у учащихся интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Одним из главных и масштабных источников информации является сеть ИНТЕРНЕТ.
Благодаря ИКТ:
· учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса
· повышается качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их снижение
· устанавливаются межпредметные связи
· появляется возможность организации проектной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности
· учащиеся под руководством учителя создают электронные сборники творческих работ
· изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками
· изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы.
Заниматься проектной деятельностью, по мнению самих учащихся, нужно, так как: эти навыки необходимы при защите дипломных работ, при выступлении перед аудиторией, лучше запоминается информация, оттачиваются навыки, учитель и ученик работает вместе, расширяются знания, ученикам нужно разнообразие. Интересно, когда ты делаешь сам, раскрываются таланты и новые способности, интересно и увлекательно работать, в интересной форме усваивается учебный материал, раскрываешь для себя одноклассников с другой стороны, сплачивает коллектив, учит ответственности.
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от самостоятельной проектной работы на уроках истории и обществознания я ожидаю следующего:
2. Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
Тема: Права и обязанности родителей
Цель: С морально- правовой позиции рассмотреть права и обязанности родителей
Задачи:
1. выявить факты нарушения прав детей
2.. Проанализировать, почему некоторые родители не выполняют свои родительские обязанности
3. Провести акцию в защиту прав детей
Объект: Законодательства РК
Методы: анкетирование, анализ, создание презентаций изучение Конституции, Закона РК а правах ребенка в Республике Казахстан
Решение проблем:
- Проводить акции в защиту детства
- Поддерживать детей из «группы риска»
- Проводить совместные внеклассные мероприятия с привлечением родителей
-Ужесточить меры наказания за невыполнение родительских обязанностей
Тема: Семь чудес Казахстана
Цель:
Познакомить учащихся с достижениями казахского народа, рассказать о семи чудесах Казахстана.
Задачи:
1. Развитие умений анализировать исторические источники и делать выводы.
2. Развивать кругозор, любознательность учащихся.
3. Воспитывать чувство уважения к историческим событиям своей страны,
формирование гражданской позиции.
Объект: Культура казахского народа
Методы: исследования учащихся, анализ, создание презентаций
Решение:
- создание памятных буклетов.
- углубленное изучение достижения казахского народа.
© 2014, Самарцева Юлия Алексеевна 1277