СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самостоятельной проектной работы на уроках истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Сегодня к выпускнику образовательных учреждений  общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.  Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов

 Я убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность  – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как учителя,  сделать все возможное для того, чтобы развить ребенка как личность способную к самообразованию.  

Вот почему актуальным стало обновление содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности.  В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом. Ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда на практике. Но овладеть всеми этими умениями не просто.  Начинать обучение азам проект­ной деятельности в старшей школе поздно: переломить закостенелость мыш­ления трудно, а подчас и вообще невозможно. К тому же у учеников должны быть выработаны определенные навыки. Нужно начинать проектную деятельность с пятого класса, еще лучше — с начальной школы.

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

 

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

 Выделяют прикладные, исследовательские, информационные, ролево-игровые, социальные проекты. По количеству исполнителей  – индивидуальные и коллективные; по продолжительности проведения – краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

            Время работы над проектом делиться  на шесть этапов:

 

Этап

Содержание

1.

Информационный

Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.

Плановый

Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.

Поисковый

Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.

Обобщающий

Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.

Этап представления и защиты проекта.

Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.

Аналитический.

Рефлексия.

 

1.Информационный этап.

Проводится установочное занятие с учащимися, на котором им сообщается о целях и задачах данного исследовательского проекта, формируется мотивация к выполнению проекта, определяется общее направление работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-обратить внимание учащихся на общую тему и подтемы проекта;

-проинформировать о ходе, сроках и этапах работы над проектом;

-создать ситуацию, стимулирующую к самостоятельному исследованию.

2.Плановый этап.

Проводится коллективное обсуждение проекта, обмен идеями (“круглый стол”, “мозговой штурм” и др.). Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-проанализировать и сгруппировать выдвинутые идеи;

-выделить среди них наиболее удачные;

-помочь учащимся составить план работы над проектом.

3.Поисковый этап.

Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются способы сбора информации (наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервью, работа со СМИ, работа с литературой). Начинается отбор информации. Участники проекта получают навыки отбора, классификации и анализа информации.

На этом этапе учителю необходимо:

-составить список возможных источников информации;

-следить за ходом исследования;

-проводить консультации по методике сбора и обработки информации;

-корректировать деятельность участников проекта;

-обобщать промежуточные результаты.

4. Обобщающий этап.

Производится обработка полученной информации. Интерпретируются факторы, делаются выводы, формируется собственное суждение автора. Уточняется и корректируется структура исследования.

На этом этапе учителю необходимо:

-организовать консультирование по обобщению материалов;

-помочь участникам проекта в выявлении проблем и поиске путей их решения;

-продумать формы совместного обсуждения полученных результатов;

-выбрать форму представления проектов.

5.Этап представления и защиты проекта.

Учащиеся представляют и защищают свои проекты, демонстрируют приобретенные знания и умения, анализируют проблемы, определяют перспективы дальнейшей работы.

На этом этапе учителю необходимо:

-определить время и форму защиты проектов;

-подготовить сценарий защиты проектов;

-оказать помощь учащимся в подготовке защиты проектов.

 

 

 

6.Аналитический этап.

Анализируются результаты работы над проектами.

На этом этапе учителю необходимо помочь учащимся определить результаты, достижения и проблемы, а также перспективы дальнейших исследований

Учебным результатом всех проектов является опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт. В прошлом учебном году мы с учащимися 8-11 классов реализовывали следующие проекты.

 По Обществознанию:

 Права и обязанности родителей

 

Защита прав детей в Республике Казахстан

По истории Казахстана:

Деятельность Н.А.Назарбаева в годы нашей Независимости

Наш Президент глазами современников

Н.А. Назарбаев - мой Президент

Экологические проблемы Казахстана

По Религиоведению:

Сравнительная история мировых религий

Казахстан- территория межконфессионального согласия

Учащимися среднего звена были разработаны проекты :                     

 Семь чудес Казахстана

Великие сражения Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Роль казахстанцев на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

 

 Работа над проектами вызывает  у учащихся интерес к поиску необходимой информации в различных информационных потоках. Обрабатывая информацию, ребята подбирают материалы для слайдов; строят схемы, выбирают фотографии и текстовое сопровождение, осуществляют дизайн слайда, готовят защиту своего теоретического вопроса. Одним из главных и масштабных источников информации является сеть ИНТЕРНЕТ. 

Благодаря ИКТ:

·        учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса

·        повышается качество знаний учащихся по предмету, иногда они остаются на том же уровне, но нигде не происходит их  снижение

·        устанавливаются  межпредметные связи

·        появляется возможность организации проектной деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности

·        учащиеся под руководством учителя создают  электронные сборники творческих работ

·        изменяются к лучшему взаимоотношения учителя с учениками

·        изменяется отношение учеников к компьютеру, его используют в качестве универсального инструмента для работы.

 

Заниматься проектной деятельностью, по мнению самих учащихся, нужно, так как: эти навыки необходимы при защите дипломных работ, при выступлении перед аудиторией, лучше запоминается информация, оттачиваются навыки, учитель и ученик работает вместе, расширяются знания, ученикам нужно разнообразие. Интересно, когда ты делаешь сам, раскрываются таланты и новые способности, интересно и увлекательно работать, в интересной форме усваивается учебный материал, раскрываешь для себя одноклассников с другой стороны, сплачивает коллектив, учит ответственности.

       Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок  жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от  самостоятельной проектной работы на уроках истории и обществознания  я ожидаю следующего:

 

 

  1. Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.

2.          Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.

  1. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
  2. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
  3. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
  4. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
  5. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
  6. Достижения высокого уровня развития личности ученика.

 

 

 

 

Тема:  Права и обязанности родителей

Цель:  С морально- правовой позиции рассмотреть права и обязанности родителей

 

Задачи:

    1. выявить факты нарушения прав детей

    2.. Проанализировать, почему некоторые родители не выполняют свои родительские обязанности

   3. Провести акцию в защиту прав детей

 

Объект:  Законодательства РК

Методы: анкетирование, анализ, создание презентаций изучение Конституции, Закона РК а правах ребенка в Республике Казахстан

Решение проблем:

- Проводить акции в защиту детства

- Поддерживать детей из «группы риска»

- Проводить совместные внеклассные мероприятия с привлечением родителей

-Ужесточить меры наказания за невыполнение родительских обязанностей

 

 

 

 

 

Тема: Семь чудес Казахстана

Цель:

 Познакомить учащихся с достижениями казахского народа, рассказать о семи чудесах Казахстана.

Задачи:

1. Развитие умений анализировать исторические источники и делать выводы.

2. Развивать кругозор, любознательность учащихся.

3. Воспитывать чувство уважения к историческим событиям своей страны,

    формирование  гражданской позиции.

Объект: Культура казахского народа

Методы:  исследования учащихся, анализ, создание презентаций

Решение:

- создание памятных буклетов.

- углубленное изучение достижения казахского народа.

 

Категория: История
31.12.2014 11:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!