СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Долад "Проектная деятельность на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда»

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы — «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся». Это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Исходя из современных требований к преподаванию истории, которые определены в Концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации, а также в Федеральном Компоненте Государственного стандарта общего образования и в пояснительной записке примерной программы основного общего образования по истории и лично моей позиции я вижу следующий эталон преподавания предмета. В ходе преподавания конечным итогом, нужно сформировать у учеников ключевые компетентности в различных сферах: познавательной, трудовой, массовой коммуникации, гражданской деятельности, семейно-бытовой, в сфере между людьми различных национальностей. К сожалению, реальное состояние дел в преподавании истории в целом еще далеко от желаемого эталона. Исходя из этого, у меня возникла проблема: - как оптимизировать процесс обучения, чтобы он стал более качественным? - что изменить в процессе обучения, в уроке, чтобы сделать его современным? - как усилить мотивацию учения и заинтересованность ученика в процессе обучения, повысить его ответственность за результат труда? Для того чтобы ответить на эти и многие другие вопросы я решила познакомиться с опытом других педагогов школ Республики Хакасия и России.

5-6-х классах, преподаватели выделяют следующие типы проектов: - прикладной – «Картинная галерея древних» (Наскальная живопись) - ролево-игровой – «Я – ученик афинской школы» -информационный – «Семь чудес света», «Рюриковичи – история в портретах» На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Рыцарский кодекс – устарел ли он в наше время?». По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты. Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности. Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов, сценарий игры. Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения. Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Кто я в этом мире?». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста. На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования. По составу участников проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Примером среднесрочного индивидуального проекта может быть работа над составлением календаря событий определенного периода истории нашей страны. Например, при изучении периода правления Екатерины II в 10 классе я предлагаю учащимся следующие направления для составления календаря событий: - развитие экономики - законотворчество - внешняя политика - развитие культуры и другие.

Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, критерии отбора и систематизации материала. На уроках повторения и обобщения возможны краеведческие проекты в качестве домашнего задания и мини-проектов. Результатами таких проектов стали виртуальные экскурсии: •По Лермонтовским местам Пятигорска • Картинная галерея П.Гречишкина

В рамках городского конкурса исследовательских работ учащихся учащейся 11 был выполнен исследовательский индивидуальный проект «Ими гордится моя семья». В течение двух месяцев были проанализированы домашние архивы – фронтовые письма и фотографии, сообщения командования, газеты военного времени, рассказы очевидцев. Благодаря этому были реализованы основные цели и задачи проекта: • Повышение интереса к изучению истории страны • Формирование чувства гордости за членов своей семьи • Формирование умений самостоятельного определения задачи проекта, отбора необходимого материала, метода анализа ситуации • Развитие коммуникативных умений и навыков

На этапе рефлексии ученица сделала следующие выводы: • Благодаря работе над данным проектом она узнала, что один из членов семьи является настоящей «легендой» Великой Отечественной войны, о нем написаны книги и даже снят художественный фильм; • Более теплыми и уважительными стали отношения между всеми поколениями семьи; • Возникло особое чувство, чувство сопричастности к истории нашей Родины. • Укрепился интерес к изучению истории своей страны

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность. Более подробно хочу представить проектную работу учащихся 11-х классов по теме «Молодёжные субкультуры» в рамках изучения культуры современной России. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся. На 1 этапе работы учащиеся самостоятельно выбрали данную тему и определили проблему – можно ли отождествлять понятия «неформал» и «хулиган»? Эта проблема оказалась наиболее болезненной в отношениях молодых людей со старшим поколением, особенно с родителями.

Для изучения отношения учащихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы: Учащиеся работали по следующим направлениям: - музыкальные субкультуры - спортивные субкультуры - арткультуры - готы, эмо, геймеры, историческая реконструкция и т.д. - контркультуры

Для оформления презентации по данному проекту были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проекта было очень красочным и эмоциональным.

Это говорит о большом интересе к данной проблеме, формировании навыков поиска, отбора и анализа необходимой информации, развитии умений оформления иллюстративного материала, формировании коммуникативных умений и навыков; способности ориентироваться в информационном пространстве. Завершением работы над проектом был эмоциональный призыв ко взрослым – понять увлечения молодых людей, не осуждать, а, возможно, и присоединиться к ним, тем самым не допустив ухода детей в контркультуры. Многие учащиеся познакомили с данной презентацией своих родителей. Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: • развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности; • развивает творческие способности и самостоятельность; • он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования; • он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов; • позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Я считаю, что использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Выполнила: Пичугина Злата Алексеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Категория: История
01.04.2015 10:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!