СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование духовной культуры школьников средствами классического и народного искусства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования целостной, духовно развитой личности, воспитанной на принципах общечеловеческой морали, испокон веков волновала человечество и по сей день сохраняет актуальность. Давно заметив неоспоримое и многосторонние влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. Искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равнове- сие, делая жизнь достойной человека.

Каждый вид искусства действует на человека по-своему, но никакое другое ис- кусство не пробуждает столь возвышен- ным образом благородные чувства в серд- це человека, как музыкальное искусство. Благодаря музыке в человек пробуждается представление о возвышенном, величе- ственном, прекрасном не только в окру- жающем мире, но и в самом себе. Помимо общеизвестных свойств, следует упомя- нуть ее способность порождать особое психо-энергетическое поле, транслирую- щее положительную энергетику творцов слушателям и зрителям. Эта энергетика обладает множественностью воздействия: она способна исцелять человека и возвра- щать к жизни, стимулировать его интел-

лект и оказывать психологическую по- мощь, вселять надежду и укреплять уве- ренность в себе. Это музыка классическая.

Хочу обратить ваше внимание на при- кладное использование музыки – в работе и на отдыхе, во время приема пищи и для лечения различных заболеваний души и тела. Ученые в результате своих исследо- ваний пришли к выводу, что музыка влия- ет на системы дыхания и кровообращения, может устранять усталость и бодрить. Для улучшения качества мышления слушать музыку 2-ой половины XVIII - начала XIX века (Бах, Моцарт, Гайдн, Вивальди, Шо- пен, Мендельсон) - в классическом вари- анте. Снять стресс поможет романтическая музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа. При переутомлении слушайте Эл- виса Пресли, Луи Армстронга, а при син- дроме хронической усталости послушайте

«Утро» Грига, «Рассвет над Москвой – ре- кой» Мусорского, «Вечерний звон» Чай- ковского. Нормализует сон и работу мозга сюита «Пер Гюнт» Грига. Тонизирующая музыка – полонез Огиньского, «Чардаш» Монти. Слушайте классику на здоровье!

Одним из средств обогащения духов- ной культуры является патриотическое

воспитание. Сегодня патриотическое вос- питание подверглось серьезным испытани- ям. В эпоху разброда, падения нравствен- ности, единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству.

Народная музыка – богатая и разнооб- разная самостоятельная область культуры. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фольклор. Большое значение в воспитании патрио- тизма на протяжении веков имеют былины о славных русских богатырях. Их образы являются символом истинного патриотиз- ма.

Основы народной морали, закреплен- ные в традициях и обычаях, пословицах и поговорках, песнях и сказах, постоянно служили содержанием и программой нрав- ственного и патриотического воспитания. В народе о плохом человеке говорили так:

«Наверное, ему колыбельную мать не пе- ла». Песенное богатство народа - это его духовное богатство. В ней, в песне, отра- жены не только широта и щедрость харак- тера, в ней тайна его непобедимости. До- статочно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лири- ческие, героические, шуточные. Прошло совсем немного времени и эти песни стали называться высоким словом – народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое куль- туры, но и духовно – нравственные свой-

ства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного моло- дого человека, дает ему высокие ориенти- ры в жизни.

С первых уроков дети знакомятся с тремя основными сферами музыки – песня, танец, марш, они не только учат детей слушать и слышать, но и размышлять о музыке. На занятиях мы слушаем про- стейшие примеры «Школьный вальс» И. Дунаевского, «Марш» С. Прокофьева, ве- селую песенку «Веселый музыкант» А. Филиппенко. Слушая и исполняя такие ве- селые, лирические произведения дети меньше будут думать о чем-то агрессив- ном, грустном, плохом. Также ребята зна- комятся с музыкой и песнями своего края, как народными, так и композиторскими. На сегодняшний день, каждый гражданин нашей страны и Родины должен знать свои традиции, обряды, песни. В связи с этим мы проводим такие уроки как «Календар- ные обрядовые песни славян», «Народные праздники, обряды и игры». Слушаем и исполняем русские народные песни. Зна- комимся с музыкой разных народов. Уде- ляем внимание патриотическим песням и музыке, так как чувство патриотизма - это очень важная часть духовного воспитания. Подводя итог, хотим сказать, что воздействие классического и народного ис- кусства в целом являются эффективным средством обогащения духовной культуры

человека.

05.12.2022 00:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!