СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Для чего нужен логопед в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если наугад спросить нескольких взрослых людей о том, кому, на их взгляд, нужна помощь логопеда, большинство ответит: «Тому, кто плохо выговаривает звуки, картавит, шепелявит». Действительно, нарушения произносительной стороны речи наиболее заметны для окружающих. Если ребёнок нечётко, неправильно говорит, то и педагоги, и родители, и другие взрослые обращают на это внимание и понимают: пора вести ребёнка к логопеду. Но нарушения звукопроизношения очень ярко проявляют себя в дошкольном возрасте. Позанимавшись с логопедом ДОУ или поликлиники, дети приходят в школу уже в основном с более или менее понятной для окружающих речью. Именно поэтому люди, далекие от педагогики, часто задают мне вопрос: «А для чего нужен логопед в школе? Ведь все дети уже умеют хорошо разговаривать?».

В самом деле, детей 6 – 7 лет со множественными нарушениями звукопроизношения мы наблюдаем сравнительно редко (5 – 6% от общего числа). Примерно у 28 – 30 процентов первоклассников мы встречаемся с нерезко выраженными нарушениями звуковой стороны речи. Ребёнок либо неправильно произносит звук р (горловой звук, замена на [л], пропуск звука: «лак» или «ак» вместо «рак» и т.п.), либо неправильно, «шепеляво» произносит шипящие или свистящие звуки, заменяет их, либо искажает звук л (произносит, например, звук, похожий на [у] или на [в]: «уодка» или «водка» вместо «лодка»). Нередко встречаются нарушения произношения нескольких групп звуков, например, свистящих и шипящих, шипящих и [р], [р] и [л], и другие сочетания.

К нарушениям звукопроизношения у ребёнка школьного возраста взрослые относятся по-разному. Если звук нарушен не слишком явно, то некоторые родители не обращают на это внимания или даже не замечают таких нарушений, и очень удивляются, когда логопед сообщает им, что ребёнок произносит звук р горлышком, или свистящие звуки с межзубным положением языка. Встречаются родители, которые отказываются от помощи школьного логопеда, мотивируя это тем, что «вот недавно по телевизору выступал известный депутат (учёный, политик и т.п.), который тоже не выговаривает р и ничего, сразу видно, что умный человек и многого достиг в жизни».

Действительно, так ли уж важно, все ли звуки ученик произносит чётко и правильно, если он не собирается, например, стать в будущем педагогом, артистом или диктором центрального телевидения? Приведу пример из моей практики. За логопедической помощью обратился мужчина 28 лет. Молодой человек, успешный менеджер крупной фирмы, пришёл к логопеду потому, что директор сказал ему: «Я очень ценю вас, как своего сотрудника, но дела фирмы и Ваша карьера продвигались бы успешнее, если бы менеджер имел хорошую дикцию». Директор даже предложил сотруднику оплатить занятия с логопедом.

По словам обратившегося, в детстве он сам не захотел посещать логопеда, а родители не настаивали. Собственная речь его вполне устраивала и не являлась препятствием для учёбы в школе и университете. Молодой человек с недоверием спрашивал: «Неужели я действительно так плохо говорю?». Убедить его в том, что говорит он на самом деле плохо, помогло только прослушивание записанных на диктофон его высказываний.

А случаев, когда ко мне по собственной инициативе обращаются подростки 15 – 17 лет с просьбой исправить произношение того или иного звука, так как они стесняются отвечать устно и испытывают трудности в общении (особенно с противоположным полом), в практике насчитываются десятки.

Недавно, например, ученица 11 класса пришла к логопеду с жалобой на то, что дефектно произносимый звук р мешает ей в учёбе и личной жизни. При этом в школе девочка успевает только на «хорошо» и «отлично».

Можно ли помочь взрослому человеку или подростку исправить звукопроизношение? В большинстве случаев можно, но это потребует значительных усилий, так как мышцы артикуляционного аппарата уже менее пластичны, и сформировалась многолетняя привычка неправильного употребления звуков.

Приведённые примеры должны убедить всех взрослых, занимающихся обучением и воспитанием детей, что коррекцией звукопроизношения у ребёнка обязательно нужно заниматься вовремя, чтобы не создавать лишних проблем и препятствий во взрослой жизни.

Однако все вышеприведённые примеры иллюстрируют так называемые «косметические» дефекты, когда нарушения звукопроизношения не влияют на успешность в обучении. Школьные же логопеды выявляют и приглашают на занятия в первую очередь тех учащихся, нарушения звуковой стороны речи у которых могут привести к неуспеваемости по русскому языку, чтению и другим предметам.

Например, у поступившего в школу первоклассника наблюдается нарушение звукопроизношения 2 – 3 групп звуков. Ребёнок говорит «лабота» вместо «работа», «вампа» вместо «лампа», «шабака» вместо «собака». У такого ученика велик риск развития нарушений письменной речи, приводящих к неуспеваемости по русскому языку и чтению, так как он будет писать и читать так, как говорит. И появятся в школьной тетради так называемые «логопедические ошибки»: «павка» вместо «палка», «белёза» вместо «берёза», «Шаша» вместо «Саша». Знакомая картина для многих учителей, не правда ли? Русский язык как предмет сам по себе достаточно труден для усвоения, ведь требуется запомнить множество понятий, правил, словарных слов. А если у маленького ученика имеется речевое недоразвитие, то без специальной логопедической помощи он просто обречен на неуспеваемость.

Педагоги знают, что если в диктанте ребёнок допустит 1 – 2 орфографические ошибки, то он получит оценку «4». А если к этим 1 – 2 ошибкам неизбежно прибавятся 4 – 5 «логопедических», то это уже «двойка» и хроническая неуспеваемость по русскому языку. Такого печального исхода событий можно избежать, если оказать первокласснику необходимую помощь с первых дней обучения в школе. С таким ребёнком надо проводить в первую очередь работу по коррекции звукопроизношения, а затем по дифференциации смешиваемых звуков на слух и соответствующих букв при письме и чтении.

В своей практике мы используем такой вид работы, как консультационная помощь. Взрослые с ребёнком приходят к нам на консультацию 1 раз в неделю или в 2 недели, получают задания и ежедневно сами проводят занятия с ребёнком, уже используя как наши рекомендации, так и различные самоучители по логопедии. Как показывает опыт, таких консультаций требуется не менее 10, чаще от 20 до 40.

Уважаемые читатели! Коррекция нарушений звукопроизношения – это очень специфический раздел логопедии, требующий специальных знаний по анатомии органов речи, неврологии, логопедии. Поэтому, если есть такая возможность, коррекцией этих нарушений должен заниматься всё-таки специалист, при активном участии родителей и педагогов.

Часто на практике встречаются такие случаи, когда ребёнок уже правильно произносит все звуки, а в диктантах допускает до 30 ошибок. Это и ошибки на знание грамматических правил, и пропуски букв, и замены букв и слогов, и искажение слов, неправильные окончания, слитное написание слов в предложении. Нуждается ли такой ребёнок в помощи логопеда? Или с ним просто надо побольше заниматься русским языком, повторять правила, писать диктанты?

Перечисленные ошибки чаще всего являются следствием таких серьёзных речевых нарушений, как фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи. В этих случаях без специальной помощи ребёнок не будет усваивать учебный материал по русскому языку, чтению и другим предметам. Многие учителя начальных классов понимают, что ни традиционные «работы над ошибками», ни многократное переписывание одних и тех же заданий, ни совет «читать как можно больше» не дают в таких случаях желаемого результата. Лишь специальная, целенаправленная работа над формированием навыков звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие фонематического восприятия, зрительно-пространственных представлений, умения различать сходные по акустико-артикуляционным и оптико-моторным признакам звуки и буквы, обогащение словарного запаса и нормализация фразовой речи у ребёнка, позволят устранить так называемые «логопедические ошибки» и дадут возможность успешно усваивать программный материал.

Подводя итог, скажем, что в среднем 25 – 30% младших школьников для формирования правильной речи и успешного овладения письмом и чтением нуждаются в логопедических занятиях. При отсутствии логопедической помощи мы наблюдаем целый ряд негативных явлений, таких как школьная неуспеваемость, и, как следствие, нежелание учиться, низкая самооценка у ребёнка, конфликты с учителем и родителями, школьные неврозы.

Хотелось бы, чтобы, решая вопрос о том, нужен ли логопед в школе, администрация школы и руководители управлений образования помнили об этом.

Категория: Логопедия
20.11.2016 19:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!