СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детское лицо войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети и война. Бесспорно, это два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы людей и особенно детей. Мне как представителю поколения двухтысячных сложно представить и ощутить все трудности и переживания людей во время войны. Само слово "война" звучит страшно, пугающе, сурово. Надеюсь, мне никогда не придётся видеть войну, переживать это ужасное время. Но я стараюсь относиться к судьбам, печалям и потерям людей, как к своим. Меня бросает в дрожь и слёзы, когда я смотрю фильмы о войне, читаю произведения или слышу от учителей и близких взрослых, какой кошмар происходил в то время.

Но наиболее болезненно я всегда переживала за детей во время войны. Им было больно, голодно и страшно, ведь они маленькие, часто беспомощные, ждущие от жизни только добра. Дети не были виноваты в том, что началась война, так почему же они должны страдать и погибать? Это не единственный вопрос, который я себе не раз задавала. Я думаю, если бы не фильмы и не литературные произведения о войне, я бы никогда не узнала, какое оно – Детское лицо войны.

Хочу привести в пример недавно прочитанную книгу. Это повесть Владимира Богомолова "Иван". Двенадцатилетний герой книги работал наравне со взрослыми. Он был разведчиком и добывал важнейшие сведения, которые не могли выявить люди постарше. Иван каждый раз рисковал своей жизнью, но, несмотря на это, шёл до конца к своей цели. Его отвага поражала многих! На глазах мальчика фашисты расстреляли его маму. По моему мнению, это не поддающаяся описанию боль – боль от потери родных и близких нам людей. Возможно, именно поэтому война для Ивана превратилась в месть. Месть за убитое детство, за гибель матери, за всё светлое и доброе, что должно было быть у мальчишки. Несомненно, у ребёнка война отняла детство, и такое не должно повториться. По школьной программе на уроках литературы мы читали много произведений о детях на войне. Когда я училась в пятом классе, на меня большое впечатление произвела повесть Валентина Катаева "Сын полка". В ней изображена судьба Вани Солнцева, которого разведчики нашли в лесу. Как оказалось, мальчик был сиротой. Сиротство – вообще отличительная черта военного времени. Во время Великой Отечественной войны отцы были на фронте, матери много и тяжело работали, и часто получалось так, что гибель на фронте, смерть от недоедания и непосильного труда делали ребёнка сиротой. Наверное, кто-то скажет: "Так Ваню усыновил капитан Енакиев, потом он стал суворовцем, всё в его жизни сложилось хорошо". Я не соглашусь. Ничего нет лучше для ребёнка, когда с ним рядом его родители, когда они ограждают его от трудностей и стараются сделать его детство счастливым. Поэтому и здесь я буду утверждать, что у мальчика война отняла детство.

Есть ещё одно, по моему мнению, великое произведение - рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека". Главный герой Андрей Соколов, прошедший войну и потерявший всех близких, случайно повстречал маленького Ванюшку. Мальчик остался без родителей, был голодный и грязный. Трудное решение пришлось принять главному герою: он берёт на себя ответственность за жизнь ребёнка. Так две судьбы переплелись настолько крепко, что не разлучить их уже никогда. После того, как я прочитала рассказ, родители мне посоветовали посмотреть старый фильм с одноимённым названием, который был снят Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Поразительно, насколько режиссёр смог прожить чужую жизнь… Я словно оказалась в том времени, словно стояла рядом с героями. И переживала за них… Невозможно без слёз смотреть кадры, на которых Соколов говорит Ванюшке, что он его "папка"! Вот оно, истинное ДЕТСКОЕ лицо войны: и грязное, и голодное, и с наполненными страхом глазами - и в то же время жаждущее чуда.

Когда я заканчивала свою работу, меня вдруг поразил один факт: я рассказала о произведениях, посвящённых жизни детей во время войны, в которых все ребята носили одно имя: Иван, Ваня, Ванюшка. Что это? Почему писатели избрали для своих героев это старое, самое известное для людей любых национальностей русское имя?! А может быть, это символ? Символ Руси, России, великой и могучей страны, на долю которой выпало множество испытаний и в которой даже дети стали их участниками?

Так что же оно выражает – ДЕТСКОЕ лицо войны? Вечный страх, потерю близких, безысходность? Безграничное терпение, смирение? Веру в лучшее, в чудо? Наверное, это уже не столь важно… Не должно быть у войны ДЕТСКОГО лица! Не должно…

27.01.2020 18:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!