СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия о войне

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

«Негасимый огонь памяти»

(литературно – музыкальная композиция)

 

 

 

 

 

 

Подготовили и провели

воспитатели :

Лушечкина Е.В.

Сабаева О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

  • Воспитание у подростков патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое нашей страны, любви к родной земле, к своему краю, уважительного отношения к людям, ветеранам войны и труда.

Задачи:

1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа в Великой Отечественной войне;

2. Формировать умение слушать окружающих, передавать чувства других;

3. Развивать основы эстетического воспитания, художественные и творческие способности;

 

Место проведения: Актовый зал лицея-интерната  №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед началом концерта в зале звучат песни военных лет. Занавес закрыт. Сцена празднично украшена. Звучат позывные, занавес открывается. На сцену выходят ведущие.

 

 

1-й вед.:Сегодня у нас необычный день. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – Дня Победы над фашистской Германией.

 

2-й вед.:Давным – давно закончилась война,

Но никогда не заживают раны,

Тревожит память сердце ветерана

И возвращает в прошлое она.

         Забудешь ты потерянных друзей,

Любви улыбку, что весной лучилась

И всё, что быть могло, но не случилось

Чего хотелось посреди смертей.

Мы ветеранам кланяемся в пояс…

И помним всех, кто в яростной войне

Отдал судьбу и жизнь своей стране

Чтоб зрел на мирной ниве мирный колос!

 

1-й вед.: Слово предоставляется директору лицея-интерната №6 ОАО «РЖД» Нуралиевой Ираиде Ивановне.

2-й вед.: Слово предоставляется начальнику сектора образовательных учреждений службы управления персоналом Приволжской железной дороги – ОАО «РЖД» Крухмалёву Олегу Владимировичу.

 

1-й вед.:Когда я вижу пожилого человека с колодочками наград на лацкане пиджака – за подвиги в той войне, мне хочется уловить в его лице нечто характерное для него в далёкой молодости. Это «нечто», наверное, легче представить себе, читая пожелтевшие письма с фронта, слушая воспоминания ветеранов.

 

2-й вед.: Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С их страниц мы услышим голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.

1-й вед.:Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

Чтец 1: Треугольником сложен пожелтевший листок, В нем и горькое лето, и сигналы тревог, В нем печаль отступленья в тот отчаянный год, Рвется ветер осенний и команда: вперед! Даже смерть отступала, хоть на несколько дней, Где солдатские письма шли дорогой своей. И с поклоном последним письма, полные сил, От погибших в сраженьях почтальон приносил. Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни, Хоть и были когда-то так далеко они.

 

1-й вед.: О чем думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться своими радостями и горестями, бедами и победами, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, воюет, бьет врага. И заверить, что вернется с победой.

2-й вед.: Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь, И бессонную правду фронтовых голосов. В письмах вера солдата в наши мирные дни, Хоть и были когда-то так далеко они.

            Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

Как сражался солдат,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

 

Свет выключен

Выходит на сцену 1-ый солдат

«Дорогая Маша! Вот я и на фронте. Уже слышу стрельбу в соседнем лесочке. Там наши моряки отбивают очередную атаку фашистов. Враг настойчиво рвется вперед. Но ты поверь мне, Москву мы не отдадим ни за что. Разгром врага под Москвой неминуем. Целую, твой Георгий».

 

Выходит 2 солдат

«Лида, я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь, живешь — и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот генерал: в бою и лицом на запад. Александр».  

 

 

Выходит 3 солдат

«Милая Тонечка!

Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку.

22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война…

 

Выходит 4-й солдат

Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие- яркие.

У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За нее умереть не страшно… Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли она – могила –то?»

 

 Выходит 5-й солдат

 «Моя черноглазая Мила!

Посылаю тебя василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв … василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я его не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, где они убивают и топчут ребят… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком. Что тебе непонятно, мама объяснит»  

Свет включен

(песня «Синий платочек» в исполнении М. Бедновой)

 

Чтец2: Письма, письма… Сколько таит в себе треугольник, сложенный солдатской рукой? Когда, где, при каких обстоятельствах попал он в почтовый ящик? Да и в руки адресата доставлялся он не сразу – почта военного времени нередко задерживалась… И каждая весточка с фронта – это и радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: “Не случилось ли чего?” А письма из дома переносили в мирную довоенную жизнь, согревали душу.

 

 

Чтец 3:

Здравствуй, папа! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне. Я немножко даже удивился, До чего ты прежний был во сне. Папа! Ты вернешься невредимый, Ведь война когда-нибудь пройдет. Миленький! Голубчик мой родимый, Скоро майский праздник к нам придет. Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть, Я тебе желаю всей душою Поскорей фашистов одолеть. Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб, как раньше, можно было жить, Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить. Чтоб над всем таким огромным миром Днем и ночью был веселый свет… Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет, Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев, как один… …Я пишу тебе и чуть не плачу, это так… от радости… Твой сын.

 

Вед 3: Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас где-то тоже рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на крошки, на пыль дома и горят детские кроватки.

Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли увидеть, запомнить дети? Многое!

Что помнят о матери? Об отце? Вслушайтесь в воспоминания детей войны!

 

Слово предоставляется Алексеевой Нине Павловне члену совета ветеранов нашего интерната.

 

 

(Дети войны: Мочалова Валентина Михайловна, Селютина Клавдия  Михайловна, Ляляева Галина Павловна, Коробкова Антонина Николаевна, Брюнин Валентин Николаевич, Доценко Галина Николаевна, Марченко Владимир Дмитриевич, Макарова Галина Михайловна, Дзюба Вера Александровна, Васильева Любовь Алексеевна, Заводила Тамара М., Алексеева Нина Павловна, Андреева Галина Владимировна, беляев Владимир Николаевич;

Труженики тыла: Хозяйкина М.Я., Бондарь Елена Яковлевна, Щербакова Анна   )

 

(воспоминания ветеранов)

 

Коробкова Антонина Николаевна

– учитель начальных классов

«Что я помню о войне».

 

          В самом начале войны ушли на фронт отец и старший брат. Мама осталась одна с пятью детьми (от 3-х до 12 лет), сама шестая 36-тилетняя  женщина. Не могу до сих пор понять – как она выжила, сохранив всех детей. Два старших брата рано начали работать, один – на тракторе, второй – на токарном станке.

Нас школьников во время войны и после каждый год в сентябре снимали с занятий и отправляли в поле собирать колосья. Помню  ещё, как собирали посылки на фронт. Мама вязала носки и варежки, а мы шили кисеты для табака. Всё это собирали и отправляли с письмами солдатам. Несмотря на нелёгкое время, мы очень хотели учиться и любили читать.

Вот всё, что осталось в моей памяти. Мама не успела рассказать больше (слишком были малы).

Дзюба Вера Александровна - воспитатель

Я Дзюба Вера Александровна родилась 14 июля 1941 года в г.Аткарске и была Верочкой Филатовой.

 В марте 1942 года моего отца Филатова Александра Ивановича призвали на фронт, мне тогда исполнилось 8 месяцев. Я осталась с мамой и старенькой бабушкой. Отей мой был лейтенантом артиллеристом, командовал взводом. Он прошёл боевой путь до Берлина.

         Я росла и постоянно болела: корь, скарлатина, дифтерия, дизентерия.

         Папе дали короткодневный отпуск (3 дня) по службе. Память сохранила навсегда: он вошел, а я на горшке, заболела – скарлатина. Лекарств не было, ещё только появился пенициллин, достать его было невозможно. И папа поехал в Саратов. Как рассказывала мама, он на коленях стоял перед облвоенкомом. Боевой офицер-фронтовик умолял спасти 4-х летнюю дочь, помочь достать лекарство. Папа спас мне жизнь.

5 лет – небольшой возраст для ребенка, но я помню как сейчас вкус соевых лепёшек, которые давала мама. Жёлтые, плоские, большие как тарелка. Они не были сладкими. Мама давала от лепёшки кусочек.

И вспоминаю колоб – чёрный как камень- спрессованные семечки подсолнуха вместе с кожурой, причём шелухи от семечек было больше. Вот этот камень мы дети сосали и грызли, ощущая маслянистый вкус.

 

Макарова Галина Михайловна - учитель начальных классов

Когда началась война, моя семья находилась в маленьком городке Бердичев (недалеко от Польской границы), где проходил службу в рядах Красной Армии мой отец, офицер.

На второй день нас (семьи офицеров) спешно погрузили в товарные, наспех приспособленные вагоны и отправили в тыл. Наш эшелон часто бомбили, было очень страшно. Мы с мамой попали в Саратов только в августе, потому, что наш эшелон всё-таки разбомбили. Это фото сделано впервые минуты в Саратове. Моей маме было 20 лет. жизнь в тылу была такой же трудной как и на фронте. Саратов бомбили и мы постоянно жили в ожидании сигналов воздушной тревоги. Мама работала в медпункте одного из заводов города, потом в госпитале. Мы с бабушкой не видели её по 10-12 дней. иногда маме приходилось брать меня с собой в госпиталь. Молодые парни со страшными ранами переносили по несколько операций. Без ног, без рук, или без ног и без рук ( такой осколок человека). Медикаментов не хватало. Люди с открытыми ранами гнили заживо. Эту картину забыть нельзя, я помню это как сейчас.

 

 

Чтец 4:

Я вспоминаю жизнь детей

Учёба, выход на поля

И выступление отряда

У раненых в госпиталях,

Мы там читали, танцевали,

Нас принимали как артистов,

А мы и тексты забывали,

Костюмы были неказисты

Но сколько было там души!

Мы так своих солдат любили!

Писали письма в семьи их,

Мы сами что-то сочиняли

Чтоб в думах их забыть про беды

И в нескладушных тех стихах

Всегда в конце была «Победа»

 

(Матросский танец в исполнении  4 «А» класса)

 

 

 

Вед 4: Наверное самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли самое главное – свободу. К таким людям относится и ветеран нашей школы Селютина Клавдия  Михайловна.

 

 

(Фон «Бухенвальдский набат»)

Чтец 5

« Дорогой добрый папенька!

Пишу тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет.

Папенька мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. А помнишь, папа, 2 года назад, когда мне исполнилось 13 лет, какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!

Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать.

Твоя дочь Катя Сусанина.

Мое сердце верит: письмо дойдет»

 

Чтец 6:

Хлеб! Его в ларьках давали нам.

Каждому - по триста грамм.

На ладони весь он помещался,

Вяз во рту и на ладони рассыпался.

Жёлт был от опилок и воды,

И хотя давно пшеничным не был,

И хотя горчил от лебеды,

Всё равно – он крепко пахнул хлебом!

         Как в строю, в густых очередях

Мы за ним в мороз большой стояли.

Топором буханки разрубали

И в руках своих, как малых птах

Крошки и куски отогревали…

Был он теплым, горьковатым, сладким

И сырым..

И по России всей

От самих себя и от детей

Отрывали хлеб войне солдатки.

И за Волгу не прорвались танки

Потому еще, что на листах

Выпекались каждый день в печах,

Как в обойме, тяжкие буханки.

 

Появляются «дети военных лет». В их руках самодельные незатейливые подарки фронту.

 

Чтец 7:На фронте папка.. Мы с сестрёнкой вот

Из тёплой шерсти варежки связали,

В посылке мы отправим их на фронт,

Чтоб всех бойцов и папку согревали!

         Чтец 8 : А в нашей школе госпиталь давно

И я решил: собрать приёмник надо.

Для раненых он будет в мир окном

И будет им в тиши палат отрадой!

Чтец 9: А я кисеты вышила… Гляди,

Узор по шёлка – как перо жар-птицы!

Солдат получит, спрячет на груди,

И пусть ему родимый дом приснится!

         Чтец 10: На пальчики застывшие дыша,

Коряво выводили адрес дети.

И эшелоны, к западу спеша,

Везли нехитрые подарки эти

Чтец 11: В сырых окопах, в стылых блиндажах

Они сердца солдатам согревали,

И как заговорённые в боях

От пули их тела оберегали.

         Чтец 12: И это – наши прадеды и деды!

И помнить непременно мы должны,

Что нынче мы – наследники Победы!

Мы – правнуки великой той весны!

Чтец 13: И мы хотим, что так случилось снова:

Чтоб постаревший той войны солдат,

Как той зимой, метельной и суровой,

Вновь получил подарок от ребят.

         Чтец 14: Как там, в окопах, стужею простуженных,

Пусть станет всем вам на душе светло

От этих самодельных, немудреных

Вещиц, хранящих детских рук тепло.

Чтец 15: Мы вам их дарим, наших рук творения,

В канун победных майских дней

От имени спасенных поколений,

От имени сегодняшних детей!

Вручение подарков ветеранам

 

песня «Здесь птицы не поют…» Агинская Ольга 9 класс.

 

Чтец 16: Будь проклята война!

- Будь проклята с вороньём своим, гадко каркающим,

- С языками пламенными, в пепел всё превращающими,

- С бомбами уничтожающими и могилами пополняющимися,

- Будь тысячу раз проклята!

- От имени жизни вторим:

Вечная память павшим героям!

- Для чего нынче слава мёртвым? Для чего она им?

- Эта память нужна не мёртвым, эта память нужна живым!

 

Чтец 17: Пусть будет мир  Пусть пулеметы не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города... Мир нужен на земле всегда!

 

 песня «Слушай Страна» 6-7 классы

 

Чтец 18: Хотим под мирным небом жить!  По-разному зовутся дети, – Нас очень много на планете... Есть Вани, Гансы, Джоны – Детей повсюду миллионы! По-разному зовутся дети, Для нас – все лучшее на свете! Нужны нам яркие игрушки –  И Буратино, и Петрушки. Нужны нам книжки, песни, пляски И увлекательные сказки. Бассейны, горки, турники, Сады, фонтаны, цветники. Пусть всюду светлый детский сад Встречает радостно ребят, Пусть всем, везде хватает школ, Чтоб каждый утром в школу шел! Хотим мы вырасти врачами, Строителями, скрипачами, Учителями, и артистами, И летчиками, и связистами! Хотим под мирным небом жить, И радоваться, и дружить, Хотим, чтоб всюду на планете Войны совсем не знали дети!

(Н. Найденова)

 

танец «Казачий» 4 «Б» класс 

 

Чтец 19: Не играйте, мальчики, в войну 

 

Мальчикам, играющим в войну,  Я в больших ладонях протяну  Два десятка взятых наугад  Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательно, дружок,  Этот вот без рук, а тот — без ног.  Третий черный, зубы лишь как мел.  Видно, в танке заживо сгорел.

А четвертый, ордена — как щит –  Он в Берлине в мае был убит.  А вот этот на густой заре  В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого — на глазах слеза,  Сорок лет, как выбило глаза...  Горсть солдат ребятам протяну,  Не играйте, мальчики, в войну.

 

Песня «Кино идет»  6 классы

 

Чтец 20: Не нужно нам войны-беды 

 

У нас военные в семье: Мой прадед, дед и папа. Бывали деды на войне, Пойду и я в солдаты. Но не за тем, чтоб воевать, Смертей и войн довольно! Я буду мир наш охранять – Живи страна спокойно! Пусть на Земле цветут сады, Здоровы будут дети, Не нужно нам войны-беды, Пусть солнце ярко светит!

 

Танец «Волжская кадриль» 3 класс

 Песня «Если мы будем дружить». 6-7 классы

Голос за кадром  на фоне «День Победы»:

Дорогие ветераны и гости на этом наш праздник закончен,. Мы желаем вам здоровья и долгих лет жизни.  Спасибо вам за то, что вы есть. С праздником!

 

Категория: Внеурочка
25.01.2015 18:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!