СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Цель: разработать стратегию взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка
Задачи:
Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы.
Сформировать у классных руководителей представление о путях развития сотрудничества.
Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.
Для начала проведем небольшую разминку.
Разминка на общение.
Я предлагаю вам, объединиться в тройки, как сидите (желательно, чтобы сидели вперемешку и родители, и дети). За 5-7минут вы должны выяснить, что у вас троих есть общего, схожего? (перебирают общие интересы, увлечения, любимые блюда и т.п.)
Итак, что же у вас общего?
Представители от троек называют найденные варианты. Все слушают. В процессе узнаем много нового о знакомых или не очень знакомых людях.
С такой разминки вы можете начать родительское собрание, тему «узнать друг о друге» берем в начале нового класса, а затем на разминке вы можете обсудить любой вопрос, любую проблему класса. Далее выслушав мнение групп, делаете общий вывод.
Итак, заряд на общение получили. Можно приступать к серьезной работе.
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море Знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега»
(Лев Кассиль)
Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.
Мысль о том, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, это надо стараться донести до каждого из родителей.
Тема нашего МО «Совершенствование работы классного руководителя с родителями».
И поработаем мы в форме круглого стола, это значит, будем вместе обсуждать вопросы и проблемы, находить ответы на нах, стоящие перед нами, как перед классными руководителями.
Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник <Рисунок 1> (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле. Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!
А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.
Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.
На одном из РС, где вы даете характеристику возраста или просто говорите о воспитании детей, можно провести такую игру:
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. <Рисунок 3>)
- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
И здесь делаем вывод: что работа наша – школа – семья, должна быть в унисон.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. От того, как сложатся отношения, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании.
Давайте задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”
Игра «Ассоциация»
А кто такой родитель? Давайте по кругу проведем игру со словом «РОДИТЕЛЬ». Какие ассоциации вызывает у вас это слово.
Спасибо большое, иногда очень неожиданные ассоциации.
Как известно, родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые, вдумчивые родители. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые, весьма достойные родители не имеют знаний в области детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество школы и родителей.
В наше такое неспокойное время, время информационного потока и чаще всего негативного, мы, как классные руководители, сталкиваемся с массой проблем в отношениях: школа-родитель-учитель.
Какие проблемы, на ваш взгляд, стоят перед учителе в работе с родителями.
Обобщу:.
А решить эти проблемы нам помогут:
Кроме того, РС собрания должны быть тематическо-просветительские. Я на собраниях всегда раздаю родителям памятки, буклеты, с которыми они могут дополнительно ознакомиться дома.
Какие же факторы, на ваш взгляд, способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?
Как привлечь родителей в школу
Какие формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Взаимодействие с родителями проводится …
В рамках родительских собраний
В рамках общешкольных родительских собраний
В рамках заседаний родительского комитета
Через дистанционное информирование (стенд для родителей, памятки, буклеты)
Через индивидуальное консультирование педагогом и психологом
Через переписку с родителями по электронной почте
Совместные выезды на экскурсии
Субботник
Выставки ученических творческих работ, защиту учебных проектов, выступления художественной самодеятельности для родителей. Это доставляет удовлетворение самому ученику и радует их родителей.
Формы работы с родителями:
живой разговор
телефонный звонок
опросники и анкеты
посещение занятий
родительские собрания
помощь в организации деятельности
досуговые мероприятия
совместное творчество
индивидуальные консультации
посещение детей на дому
благодарственные письма
родительский мастер-класс
СМИ (презентация в социуме)
родительские лектории
информационный стенд
совместные занятия
КТД
родительские гостиные
Универсальной формой взаимодействие педагогов и родителей является родительское собрание.
Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями обучающихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи по отношению к личности ребенка.
Давайте обсудим этапы работы с родителями. Вот вы взяли класс и с чего должна начаться ваша работа?
1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса. Для составления соцпаспорта, мы проводим анкетирование родителей и посещение их на дому.
2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана: трудности в адаптации, агрессивность, страхи, проблемы общения со сверстниками, не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.
Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями, если ребенок плохо вел себя на уроке – сообщить родителям, получил «2» -сообщить, какие-то проблемы – сообщить. Ведь чаще всего родители не вкурсе всего точто, что происходит в школе.
Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Об этом с родителями можно договориться на первом РС.
Ежемесячные формы общения с родителями – это праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы, приглашения родителей на классные часы в качестве выступающих.
Деловая игра.
- а теперь перейдем к практической части в виде деловой игры. Нам нужно разделиться на две группы (как сидите, так и разделимся).
Поэтапное выполнение следующих заданий:
I группа
- Успех работы классного руководителя во многом будет зависеть от того, как вы построите работу с родителями, как будут строиться ваши отношения. Поэтому Вам необходимо разработать
правила педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся.
**
II группа:
- Одна из форм работы классного руководителя с родителями (мы уже об этом говорили) - это родительское собрание. Но не секрет, что на родительские собрание приходят не все родители (кому-то некогда, а кому-то это просто неинтересно. Почему?). Вам необходимо Составить краткий план подготовки к родительскому собранию, чтобы решить эти проблемы.
- вы готовите свои ответы в группах, затем будете защищать предложенные вами варианты. Члены другой группы внимательно слушают и вносят свои коррективы.
Придерживайтесь правила: высказываются все, каждый имеет права голоса.
Семь правил успешного проведения родительского собрания успешного проведения родительского собрания
Вы сегодня большие молодцы, активно поработали и я надеюсь что на МО вы получили полезную информацию. Вопрос очень большой, много мы говорили теорией, многое можно найти и почитать в интернете.
В заключении хочу провести игру «Похвали себя».. Часто мы смущаемся когда слышим хорошие слова в свой адрес. А ведь похвала очень важна. Если человек не получает положительной оценки со стороны – это может быть одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Перед вами небольшой опросник «Какой (ая) я?» в нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня 3-5 раз. Может кто – то хочет прочитать. Давайте поаплодируем за смелость.
Сейчас передаю слово психологу школы.
-Чем проповедь выслушивать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут все без труда. Слова порой запутаны, Пример же - никогда. Тот лучший проповедник - Кто веру в жизнь провел. Добро увидеть в действии - Вот лучшая из школ. И если все мне показать - Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить,
И мыслям, и словам, Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму, Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живешь, По правде или нет.
Закончить МО хотелось бы словами
Учитель – три слога. Не так уж и много, А сколько умений вмещает оно! Уменье мечтать! Уменье дерзать! Уменье работе себя отдавать! Уменье учить! Уменье творить! Уменье детей беззаветно любить! Учитель – три слога. Но как это много! И это призванье вам Богом дано!
Спасибо за работу. Удачи на таком трудном фронте, как работа с родителями.
© 2019, Смирнова Ольга Александровна 957